Почти половина россиян считают, что просмотренные за последние два-три года фильмы и сериалы повлияли на их взгляды и поведение. При этом около 40% жителей страны стали потреблять продукты отечественного кинематографа чаще. Исследование, проведенное центром социального проектирования "Платформа" при поддержке "Национальной Медиа Группы", оценило влияние современного кино на общество и выявило запрос на социально значимый контент.
Кино влияет на отношение к реальности
Каждый второй респондент после просмотра киноконтента задумывался о социальных проблемах и испытывал желание что-то изменить в своей жизни. Особенно восприимчива к влиянию искусства молодежь. Почти 70% участников опроса в возрасте до 24 лет отметили, что фильмы побуждали их пересматривать взгляды и принимать важные решения.
На вопрос, какие именно мысли и чувства вызывает современное российское кино, респонденты могли выбрать несколько вариантов ответов. Самыми частыми стали:
- Заставляет задуматься о проблемах общества и других людей (28%);
- Показывает людей, с которых хочется брать пример (26%);
- Побуждает стать лучше, изменить себя (23%);
- Вызывает сочувствие (17%);
- Заставляет гордиться своей страной (17%).
Развитие онлайн-кинотеатров способствует росту качества кино
Наряду с ростом интереса к современным отечественным фильмам и сериалам более трети респондентов отметили улучшение их качества. В числе положительных изменений: рост качества производства, актуальность поднимаемых тем и проработанность сюжетов. Улучшение качества российского кино отметили:
- 44% пользователей платных онлайн-кинотеатров;
- 41% тех, кто регулярно посещает кинотеатры;
- 39% тех, кто скачивает фильмы и сериалы в интернете;
- 38% телезрителей.
Развитие стриминговых платформ и on-demand-сервисов позитивно сказывается на отношении к отечественному кинематографу. В борьбе за аудиторию они стремятся создавать качественные сегментированные продукты и вкладывают в них значительные бюджеты.
Главные ценности
Почти половина опрошенных молодых людей в возрасте от 18 до 34 лет и две трети респондентов старше 45 лет считают, что кино должно целенаправленно воспитывать мораль. Каждому участнику опроса было предложено выбрать несколько наиболее важных ценностей и тем для сюжетов.
Главные идеи и смыслы, которые, по мнению россиян, должно транслировать современное кино:
- Семья и дети (39%);
- Доброта к окружающим людям и взаимовыручка (39%);
- Любовь к Родине, к ее истории, уважение традиций (34%);
- Забота о слабых, пожилых, социально незащищенных слоях населения (24%);
- Ценность здорового образа жизни, опасность вредных привычек (24%).
Отцы и дети: два запроса к кино
Требования сегодняшних зрителей к киноконтенту разнятся. Молодые люди в возрасте до 34 лет ориентируются на стандарты западной киноиндустрии и отмечают необходимость создания захватывающих сюжетов, повышения качества съемок и спецэффектов. По их мнению, в кино должны подниматься темы заботы о природе и экологии, непрерывного образования и саморазвития, стремления к свободе и независимости. Кино и сериалы молодежь предпочитает смотреть on-demand – на бесплатных онлайн-площадках либо на стриминговых сервисах.
Более 80% респондентов в возрасте от 45 лет и старше в основном потребляют киноконтент, который предлагает телевидение. Они оценивают современное кино в сравнении с советским и считают, что ему не хватает оптимизма, демонстрации положительных человеческих качеств. На экранах представители старшего поколения хотели бы видеть больше фильмов патриотической тематики, воспитывающих традиционные ценности.
Развитие социально-значимого кино в России: мнения экспертов
За последние 15 лет в мировой киноиндустрии social impact (воздействие на отношение аудитории к общественно значимым проблемам) стал третьим важным критерием успешности наряду с кассовыми сборами и признанием. Исследование показало, что в современном обществе сейчас есть запрос на фильмы, которые несут определенные смыслы и ценности. Но для того чтобы социально значимое кино стало в России массовым, по мнению экспертов, необходимо решить целый ряд проблем: научиться выходить на широкую аудиторию и привлекать финансирование, найти новые форматы и устранить недостаток экспертизы, развивать у кинопроизводителей компетенции социального проектирования.
По словам генерального директора "Национальной Медиа Группы" Светланы Балановой, в планах компании до конца 2022 года — производство не менее 10 социально значимых ТВ и кинопроектов разного жанра. "Продукты НМГ в области ТВ и кино сегодня присутствуют во всех средах потребления жителей России, и все россияне соприкасаются с результатами деятельности компании, — будь то новостные сюжеты, полнометражные фильмы, сериалы или телепередачи. Для нас кроме коммерческого успеха наших продуктов важно и их влияние на общество", — отметила руководитель медиагруппы.
Основной целью компании, согласно ее манифесту, является объединение усилий разных игроков медиаиндустрии для эффективной помощи обществу. В НМГ подчеркивают, что речь, в первую очередь, идет о создании импакт-контента: качественного развлекательного, как профессионального, так и UGC-контента, ядром которого является история с ярко выраженным социальным смыслом. Контент, который поднимает или затрагивает социально значимые темы, меняя отношение аудитории к затрагиваемым важным темам, вдохновляет широкую зрительскую аудиторию на решение социальных проблем с измеримыми эффектами воздействия на аудиторию и окружающую среду, отмечают в медиагруппе. В апреле 2021 года НМГ стала стратегическим партнером клуба "Хедлайнеры. Импакт Медиа". Кроме того, компания запустила несколько собственных импакт-проектов, а в будущем планирует организацию питчингов и конкурсов, позволяющих режиссерам, сценаристам и продюсерам показывать свои идеи и работы в области социально значимого контента.
Исследование НМГ проводилось в июне 2021 года. В опросе приняли участие более 1300 респондентов в возрасте от 18 лет, проживающих в городах с населением от 100 тысяч человек, и более 100 респондентов, чьи профессии связаны с кинопроизводством. Также были проведены глубинные интервью экспертов отрасли. В ходе исследования респонденты могли выбирать несколько вариантов ответов на открытые вопросы.
В августе 2021 года исследование предпочтений населения в области кино провёл медиахолдинг Rambler&Co. В опросе приняли участие почти два миллиона пользователей — 63% мужчин и 37% женщин. Как выяснилось, около половины (47%) кинозрителей в России предпочитают отечественный кинематограф, а не голливудский. Голливудские премьеры привлекают 36% зрителей, европейские фильмы — 9%, азиатские — 2%. Локальное независимое кино интересно 6% респондентов.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии