Рынок операторского OTT в РФ к 2018 году составит не менее 4,62 млрд рублей

19.12.2014 13:44
На российском рынке платного телевидения формируется новый сегмент – операторских ОТТ-услуг, к 2018 году его объем может составить как минимум 4,6 млрд рублей, а по оптимистичному сценарию – вырасти до 19 млрд рублей, сообщается в исследовании компании J’son & Partners Consulting. 
 
Отмечается, что одним из факторов, оказывающих влияние на рынок операторского ОТТ в России, является уровень развития рынка платного телевидения. Напомним, аналитики называли российский рынок платного ТВ одним из самых крупных в мире: по итогам первого полугодия 2014 года он насчитывает 37,1 млн домохозяйств, подключенных к технологиям кабельного, спутникового и IP телевидения.
 
J’son & Partners Consulting предлагает три сценария развития рынка операторского ОТТ на рынке услуг платного ТВ.
 
В консервативном сценарии число абонентов операторского ОТТ на рынке услуг платного ТВ не превысит 1,3 млн домохозяйств к 2018 году. Объем российского рынка операторского ОТТ к этому времени составит 4,6 млрд рублей. Среднегодовой темп роста рынка (CAGR) по доходам в период с 2014 по 2018 год составит 74%.
 
В базовом сценарии абонентская база операторов ОТТ на рынке услуг платного ТВ будет расти более высокими темпами. Стоимость ОТТ-приставок будет постепенно снижаться, создавая конкуренцию традиционным операторам платного ТВ. Абонентская база к 2018 году достигнет 2 млн домохозяйств. Объем рынка операторского ОТТ на рынке услуг платного ТВ в денежном выражении к 2018 году достигнет 10,4 млрд рублей. Среднегодовой темп роста рынка (CAGR) по доходам в период с 2014 по 2018 год составит 72%.
 
В оптимистичном сценарии количество операторов ОТТ на рынке услуг платного ТВ к 2015 году вырастет, на российском рынке будет присутствовать более широкий ряд абонентских устройств (STB ОТТ). При этом наполнение услуги и дистрибьюторская сеть будут постоянно расширяться. Предполагается, что операторы будут активно предлагать услуги ОТТ при бандлировании с другими сервисами. К услуге будут активно подключаться абоненты в городах-миллионниках. К 2018 году абонентская база приблизится к 4 млн домохозяйств. Объем рынка операторского ОТТ на рынке услуг платного ТВ в денежном выражении к 2018 году достигнет 19,2 млрд рублей. Среднегодовой темп роста рынка (CAGR) по доходам в период с 2014 по 2018 год составит 74%.
 
 
При этом, по оценке экспертов, показатель ARPU будет оставаться предельно высоким в сравнении с другими сегментами рынка платного телевидения, что связано с доминантой платной модели в сегменте ОТТ.
 
Исследователи отмечают, что в данный момент в России наблюдается экстенсивный рост рынка ОТТ, активное вовлечение пользователей. Кроме того, характерно насыщение смежных рынков, в частности, рынка сотовой связи, замедление темпов роста фиксированного ШПД и платного ТВ. Увеличивается распространение такого явления, как кросс-платформенность – одновременное или последовательное потребление контента одним пользователем на нескольких устройствах: ТВ, компьютере, мобильных устройствах. При этом телеком- и ТВ-сервисы мигрируют в интернет.
 
Отмечается, что расширению ОТТ-услуг способствует развитие LTE-сетей. Также в России увеличивается популярность Smart TV, расширяется рынок смартфонов и планшетов. Кроме того, увеличивается объем легального качественного контента в интернете, происходит смещение в сторону HD. Наблюдается рост рекламы в видео.
 
Как отмечается в иследовании, в первом полугодии 2014 года услуги операторского ОТТ на рынке услуг платного ТВ в России пока реализовала только компания Nemo TV. Данная компания предоставляет мультимедийную услугу в виде приложения, а также осуществляет продажу оборудования (мультимедийных приставок). Доступ к контенту организован по модели платной подписки. Сервис предоставляет более 150 телеканалов, облачный архив объемом более 25 тысяч телепередач в неделю, а так же VOD-библиотеку на несколько тысяч фильмов и трансляции.
 
По данным компании на декабрь 2014 года, общее количество зарегистрированных (получивших демо-доступ) пользователей превысило 380 тысяч. При этом общее число уникальных пользователей, совершивших платные транзакции, насчитывает более 20 тысяч.
 
Помимо Nemo TV, на рынке имеются игроки, планирующие в скором времени осуществить запуск сервиса операторского ОТТ на рынке услуг платного ТВ: Tvzor, Moyo.