Большинство россиян хотели бы иметь возможность запретить компаниям использовать свои персональные данные, сообщает "Коммерсантъ" со ссылкой на исследования Ipsos и Всемирного экономического форума. При этом 46% опрошенных готовы предоставлять свои персональные данные за вознаграждение, но безопасность данных все равно важнее, чем финансовый вопрос.
Исследование проводилось в октябре-ноябре 2018 года, в нем участвовали 18,8 тысячи человек 16-64 лет в 26 странах мира. Было установлено, что в большинстве стран граждане не доверяют тому, как могут быть использованы их персональные данные. При этом ниже всего доверие к иностранным правительствам и медиакомпаниям, как в России, так и во всем мире. Чуть больше доверия к организациям телекоммуникационной отрасли, ритейлу, социальным сетям и поисковым системам: в России этот показатель составляет 33%, в мире - 36%. Делиться своими данными за вознаграждение готовы 54% опрошенных в мире, это на 8% больше, чем в России.
Руководитель аналитического центра Zecurion Владимир Ульянов отметил, что никто не может быть полностью уверен в том, как используются персональные данные, особенно при возможности передачи их третьим лицам. "Многие компании сами собирают данные и готовы покупать их на стороне, прежде всего в маркетинговых целях. Цена данных зависит от того, откуда они взяты, от объема, актуальности, полноты", - рассказал он, также отметив, что люди не верят в перспективу получить за персональные данные существенное вознаграждение.
Партнер юридической компании O2 Consulting Наталья Кузнецова связывает факт, что в России меньше, чем в целом в мире, людей, желающих заработать на своих персональных данных или, наоборот, запретить к ним доступ, с тем, что граждане в принципе меньше, чем в других странах, задумываются о проблеме использования персональных данных. Также Кузнецова отметила, что ответственность за неправомерное использование таких данных в России тоже меньше, чем в Европе: штраф не превышает 75 тысяч рублей, поэтому незаконное использование данных очень распространено, а борьба с этим явление практически отсутствует.
С таким мнением соглашается основатель и технический директор компании DeviceLock Ашот Оганесян: "Почти каждый человек сталкивался с этой проблемой, пытаясь, например, узнать, откуда у оператора колл-центра сведения о его доходе".
Кроме того, Кузнецова пояснила, что запретить использование персональных данных не всегда возможно, так как, например, некоторые интернет-ресурсы собирают избыточные данные и одновременно запрашивают согласие на любые манипуляции с ними. Это явление Кузнецова охарактеризовала как неоправданное и отметила, что оно должно преследоваться. В 2018 году Роскомнадзор составил 30 административных протоколов на операторов, которые не обеспечили условия хранения данных пользователей, что повлекло за собой неправомерный доступ к личной информации граждан.
Напомним, Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ) предложил изменить законодательство таким образом, чтобы разрешить свободную продажу "деперсонализированных" пользовательских данных. По мнению авторов инициативы, граждане могли бы зарабатывать на этом от 15 до 60 тысяч рублей в год. Однако эксперты считают такие суммы сильно завышенными.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии