Аналитическое агентство "ТМТ Консалтинг" представило предварительные итоги 2018 года для российского рынка платного ТВ. Согласно представленному агентством пресс-релизу, темпы роста рынка продолжили замедляться: в 2018 году общее число пользователей увеличилось на 3,2% против 3,8% в 2017 году и достигло 44,2 млн. Авторы отчета констатируют, что возможности роста почти исчерпаны: проникновение уже превышает 77%, а у пользователей есть альтернатива в виде цифрового эфирного ТВ и интернет-вещания телеканалов. Тем не менее мультисервисные операторы еще видят потенциал в лице своих абонентов - пользователей ШПД и вполне успешно переводят их с моноуслуги на пакетные тарифы.
Объем рынка по итогам года составил 93,3 млрд рублей. При небольшом росте абонбазы динамика выручки осталась стабильно высокой: 10,8% в 2018 году против 10,6% в 2017 году. Это обусловлено проведенным некоторыми операторами повышением тарифов, изменением методики учета выручки, а также ростом потребления дополнительных услуг (VoD, multiroom, отложенный просмотр и т.д.).
Неуклонно растет средний счет на абонента: за год он увеличился на 11 рублей и составил 178 руб. без НДС.
Самой быстрорастущей технологией остается IPTV: новые подписчики - это по большей части абоненты ШПД, перешедшие на пакетные тарифы. Прирост абонентской базы спутникового ТВ оказался вдвое меньше, основной вклад в него внес самый молодой игрок на этом рынке - компания МТС.
Продолжает сокращаться число подписчиков кабельного ТВ. Уходят с рынка небольшие локальные игроки, не имеющие возможности конкурировать с предложением федеральных операторов по пакету услуг и контенту. Положительную динамику демонстрируют лишь крупнейшие операторы КТВ, среди которых - компания "ЭР-Телеком", которая в 2018 году приобрела еще нескольких региональных операторов, и МТС.
Отток абонентов КТВ наблюдается только в аналоговом сегменте: за год телевидение в этом формате перестали смотреть (отключились совсем либо переключились на цифру) свыше 400 тысяч домохозяйств. В результате доля цифровых абонентов в абонентской базе всего платного ТВ выросла до 73%.
По итогам года доля кабельного ТВ и в абонентской базе снизилась еще на 1 п.п., на столько же выросла доля IPTV.
В структуре выручки заметно вырос разрыв между спутниковой технологией и IPTV - теперь он составляет 7 п.п., а не 3 п.п., как годом ранее. Доля КТВ сократилась с 49% до 43%. К таким результатам привели существенные различия в изменении среднего счета по технологиям: в то время как в КТВ ARPU изменился незначительно, в спутниковом сегменте он вырос на 8 рублей (что связано с повышением "Триколором" тарифов во втором полугодии), а в IPTV - сразу на 47 рублей.
Как и в прошлом году, рост рынка происходил за счет операторов из топ-5, в то время как прочие операторы продолжали терять абонентов.
В структуре по абонентам на 1 п.п выросла доля МТС, на столько же сократилась доля "Триколора". В структуре по выручке увеличились доли "Ростелекома" и "ЭР-Телекома" (на 3 п.п. и 1 п.п. соответственно).
Лидером по абсолютному приросту абонентской базы в 2018 году стал "ЭР-Телеком": увеличение на 407 тысяч произошло благодаря активной M&A-деятельности: в течение года компания приобрела операторов "Компания Телемир" (Липецк), "Брянские Кабельные Сети", ГК "Стрела Телеком" (активы в Поволжье и Сибири). Чуть меньше новых абонентов - около 400 тысяч - подключил "Ростелеком": оператор растет за счет подключений к IPTV (свыше 450 тысяч новых абонентов за год), в то время как число его абонентов КТВ продолжает сокращаться. Оба оператора, "Ростелком" и "ЭР-Телеком", являются лидерами рынка и по росту выручки (на 22-23%).
Немного отстает от них МТС, абонентская база которого увеличилась на 332 тысячи. Основной вклад в прирост внесла спутниковая технология: за год компания подключила к спутниковому ТВ свыше 250 тысяч новых пользователей.
В 2018 году стагнация рынка впервые затронула крупнейших игроков. Лидер российского рынка - спутниковый оператор "Триколор" - потерял часть абонентской базы. Причинами стали прекращение оператором вещания в формате MPEG-2 и повышение стоимости базовых пакетов.
Абонентская база оператора "Орион" выросла незначительно, при этом происходило дальнейшее сокращение выручки (на 1,4% суммарно по всем услугам).
Компании ищут новые пути развития: так, "Орион" стал больше внимания уделять развитию услуг для корпоративных пользователей, а "Триколор" постоянно расширяет комплекс цифровых услуг и сервисов, стремясь стать мультиплатформенным оператором.
В Москве высокие темпы роста продолжает показывать оператор IPTV МГТС (дочерняя компания МТС). За год компанией было подключено еще 57 тысяч домохозяйств, абонентская база МГТС выросла до 627 тысяч.
Хорошие показатели продемонстрировал в конце года "ВымпелКом": по данным оператора, число IPTV-пользователей компании в московском регионе только в четвертом квартале увеличилось на 80 тысяч.
По прогнозам "ТМТ Консалтинг", в 2019 году сохранится положительный тренд в динамике абонентской базы, хотя рост будет незначительным (на 1,5-1,7%). Рост будет происходить в основном за счет подключений к IPTV в пакете с другими услугами.
Темпы роста выручки снизятся до 8%. Объем рынка по итогам 2019 года превысит знаковую отметку в 100 млрд рублей.
Напомним, на форуме OTT.Future в рамках CSTB 2019 "ТМТ Консалтинг" представляло обзор рынка онлайн-кинотеатров в 2018 году и уже тогда обращало внимание на замедление роста почти в два раза.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии