Все говорят о 4К

26.02.2018 16:37
Все говорят: Кремль, Кремль. Ото всех я слышал
про него,а сам ни разу не видел...
Венедикт Ерофеев. "Москва–Петушки"
 
Я не хочу быть потребителем. Больше не хочу. Потому что прошли те удивительные времена, когда явственно казалось, что, приобрети ты какую-нибудь удивительной сложности японскую (например) вещь, а лучше сложное электронное устройство, обязательно почувствуешь – фантастическое будущее делает к тебе лично еще один шаг. Небольшой, но вполне осязаемый. Это будущее можно потрогать своими руками прямо сейчас, правда, через этого электронного представителя, через качественную электронную аппаратуру, и явственно ощутить, что писатели-фантасты не так уж неправы, говоря о далекой и радостной эпохе, где совершенное человечество будет жить в симбиозе с добрыми роботами, а дома людей станут умными и начнут предвосхищать своим компьютерным нутром все прихоти хозяев. Наверное, поэтому при столкновении когда-то с качественной и дорогой импортной техникой мне казалось, что это почти пришельцы из того мира, где данное будущее уже произошло, а нам надо только купить эти вещи здесь и сейчас – и мы приблизимся к нему тоже...
 
Я говорю о той эпохе, когда качественные различия для потребителя были явными. И не надо было звать экспертов, чтобы они помогли с выбором среди сотен однотипных наименований товаров, так как никаких этих сотен просто не было.
 
Времена меняются
 
Качественно все изменилось, довольно быстро и необратимо. И это хорошо. Но только теперь потребителю приходится или быть искусным маркетологом при выборе бытовой, особенно аудио/видео, техники, или просто доверять совету друзей, а зачастую и продавцов в магазине, или выбирать по цене и внешности аппаратуры.
 
Все потому, что параметров у оборудования становится больше, а различий между конкурентами (в одних ценовых диапазонах) меньше. И сложность именно в том, что стало труднее отслеживать критически важные параметры, которые будут решающими при конечном выборе за мгновение до покупки. 
 
Но ведь основные требования к покупаемой технике клиент формирует безошибочно.
 
Хорошо, когда есть понятные и вполне очевидные тенденции в развитии этой самой техники. Например, что телевизор должен быть плоским – с этим все потребители разом согласились и поменяли кинескопные телевизоры на плоские. Или что стандарт разрешения экрана должен быть Full HD и сие должно стать нормой – и с этим тоже потребитель вполне согласился, потому что прибавка в качестве (с тестовых дисков) была ясно видна, и еще раз поменял свои телевизоры, теперь уже на Full HD, ожидая чуда, которое в одно мгновение преобразит эфирное вещание в обычном качестве в то самое разрекламированное Full HD.
 
Но чуда не произошло, и привычные программы центрального телевидения вдруг стали выглядеть ужасно. Растерянному потребителю объяснили, что искомое совершенство может быть или на спутнике с Full HD каналами, или на дисках в формате Blue-Ray. И тут прозвенел первый звоночек о том, что потребитель не примет в массовом сегменте то, что, казалось бы, вполне очевидно. Помните этот звонок? Домашние коллекции DVD-дисков так и не были массово заменены на новые, в формате Blue-Ray. Другими словами, не то чтобы потребитель не видел качественное отличие между этими дисками. Видел. Но не захотел массово платить за качественный upgrade своих коллекций, так как для большинства людей эта замена того не стоила, то есть для основной массы потребителей домашнего кино качество формата DVD оказалось вполне приемлемым. Многие до сих пор имеют коллекции на DVD и не собираются от них отказываться, хотя наиболее продвинутые перешли на торренты и жесткие диски для хранения, а то и вовсе на онлайн-кинотеатры. 
 
Победное шествие 4K не очевидно
 
Непросто и производителям новейшего 4K-UHD "железа", так как, чтобы их продукция, желая стать очередным массовым стандартом (подобно Full HD), сегодня или в обозримом будущем таковой стала, надо предложить потребителю комплексную услугу, от производства, трансляции контента и до новых ТВ в 4K-UHD, а это весьма затратная история. Но, даже сделав все это, необходимо заинтересовать потребителя чем-то новым, и так, чтобы для него эти плюсы были абсолютно очевидны. Поэтому и нужен согласованный подход в продвижении 4K-UHD. Помните, как это было с 3D? Тогда в каждый плазменный 3D-ТВ Panasonic даже клали по диску с "Аватаром". И тема почти пошла. Жаль, что очки "погубили" хорошее начинание...
 
У 4K-UHD тоже есть проблема. Дело в том, что наш народ не любит садиться близко к телевизору. В зависимости от размеров комнат расстояние от зрителя до экрана лежит в пределах 2,5–4 метров, и это будет диагональ от 40 до 55 дюймов. Для больших комнат данные параметры вполне привычны: диагональ ТВ 65–85 дюймов и расстояние просмотра от 5 до 8 метров, что вполне соотносится по углу зрения с меньшим ТВ в небольшой комнате. С таких расстояний разница в Full HD и 4K-UHD, конечно, будет видна, но лишь очень немногим. И кто из них захочет еще раз поменять свой телевизор на новый? Ведь теперь потребитель понимает, что мало раскошелиться на новейший экран, необходим доступный и разнообразный соответствующий контент в 4K-UHD, чтобы увидеть результат от своих потраченных денег. И, безусловно, потребитель захочет видеть свои привычные ежедневные каналы в принципиально новом качестве. А ведь с таких расстояний просмотра это не всегда очевидно.
 
Как заставить людей сесть ближе к экрану? Это вопрос, требующий серьезной проработки.
 
Где выход?
 
Конечно же, это онлайн-кинотеатры с 4K-UHD контентом, и это должны быть в большинстве своем киноновинки по совсем приемлемым ценам, чтобы привлечь очень много подписчиков. Пусть не все увидят принципиальную разницу сразу, но, возможно, надо терпеливо объяснять, что именно небольшое расстояние от экрана (при просмотре 4K-UHD) позволяет потребителю получить наилучшее качество, сравнимое с таковым в кинотеатре. И именно тогда все плюсы столь высокого разрешения станут особенно хорошо видны.
 
Полагаю, что покупатели 4K-проекторов также в полной мере нуждаются в этом новейшем стандарте, так как диагонали экранов от 2 метров и выше "просят" повышенного разрешения. Но такие проекторы начинают свой ценник от 1 млн рублей и массовыми никогда не станут.
 
И еще.
 
Для успешного продвижения 4K-UHD необходимо эфирное цифровое открытое вещание хотя бы одного первого мультиплекса в 4K-UHD, а в обозримые сроки и остальных двух. И вот тогда смысл в покупке очередного дорогого ТВ в новейшем стандарте будет не только обоснован, но и весьма желателен. 
 
Потому что, если нам опять дадут один или два тестовых канала "ни о чем" в 4K-UHD в открытом вещании или у кабельного оператора, я не смогу уговорить себя снова стать потребителем и потратить весьма ощутимые деньги на 65-дюймовый, а желательно еще большей диагонали экран. Потому что я хочу смотреть красочные фэнтези-фильмы со своими детьми в 4K-UHD на телевизоре в соответствующем разрешении, футбол, где игроки видны детально почти в полный рост, а трава на поле оправдывает потраченные на нее миллионы. Хочу смотреть и чувствовать, что фантастическое будущее сделало ко мне еще один, вполне осязаемый шаг.

Comments

Ну уж очень красиво написано. Мне кажется, даже если качество будет отличаться кардинально и контент приблизится к уровню FullHD, то все равно, слишком уж дорогие телевизоры, стоимость которых переваливает за сотку.

Об авторе

Олег Абрамов
обозреватель