Сотрудники администрации президента РФ и чиновники профильных ведомств обсуждают идею создания единой государственной системы учета просмотров контента и показов рекламы в Рунете, пишут "Ведомости" со ссылкой на источники. Уточняется, что чиновники уже консультировались по этому вопросу с представителями медиакомпаний - телевизионных холдингов и интернет-площадок. "Ведомости" отмечают, что факт участия в таких обсуждениях подтвердили, на условиях анонимности, представители трех медиакомпаний.
Подчеркивается, что концепция пока только обсуждается, присутствуют "очень разные" идеи о том, как может работать подобная система и какие данные следует собирать. При этом в качестве аналога приводится система измерений телевизионной аудитории, которой пользуются все российские телеканалы, а также госсистема учета кинобилетов (ЕАИС), куда кинотеатры обязаны передавать данные по каждому сеансу.
Отмечается, что телеканалы пользуются измерениями Mediascope, который с 2016 года имеет статус национального измерителя. В ноябре 2019 года Роскомнадзор проведет конкурс с целью определить компанию - национального измерителя на следующие три года.
При этом Mediascope проводит также анализ Рунета и подсчет аудитории крупнейших интернет-площадок. Однако отмечается, что при размещении баннеров и роликов в интернете рекламодатели чаще пользуются данными самих площадок или интернет-счетчиками других компаний, чаще всего "Яндекс" и Google. Есть мнение, что сбором данных может заняться Mediascope, но в самой компании-измерителе эту информацию не комментируют.
По данным источников "Ведомостей", чиновников существующая в настоящее время разрозненность информации не устраивает по ряду причин. Замглавы Минкомсвязи Алексей Волин выразил уверенность, что универсальная и прозрачная система оценки интернет-аудитории необходима рекламодателям и производителям контента.
Глава Роскомнадзора Александр Жаров согласен, что разрозненность данных об аудитории в интернете вредит рекламодателям. "И это непроверяемые, толком не аудируемые данные. Рекламодателям приходится верить на слово онлайн-площадкам, что они на самом деле открутили те самые купленные сотни тысяч показов баннера", - сказал он.
Кроме того, Жаров отметил, что данные по интернет-аудитории в настоящее время мало коррелируются с данными по телезрителям, что также является препятствием для развития медиаиндустрии.
Также утверждается, что госсистема интернет-учета предназначена прежде всего для учета показов российского профессионального видеоконтента: сериалов и шоу отечественных телеканалов. При этом Алексей Волин уверен, что единый счетчик должен не ограничиваться сферой видео, а устанавливаться на любой сайт, который зарабатывает на рекламе или продаже контента.
Помимо этого, сообщается, что другой возможной задачей интернет-счетчика мониторинг показов интернет-рекламы для целей налогообложения, так как Федеральная налоговая служба заинтересована в получении информации о рекламных доходах компаний, включая иностранные интернет-холдинги.
Наконец, ожидается, что сбор данных об интернет-аудитории поможет решить управленческие задачи самого государства, которое хочет четко понимать, какой контент смотрят граждане в сети, какие интернет-площадки оказывают наибольшее влияние на общественное мнение и так далее.
Участники обсуждения отмечают, что внедрение системы учета интернет-аудитории встретит на своем пути сложности, как технического, так и организационного характера. Прежде всего будет сложно убедить компании, включая иностранные, в необходимости установки у себя таких счетчиков. Отдельно отмечается, что угроза блокировкой была бы в этом случае неэффективна.
Есть вариант, что вместо установки счетчика, то есть программного обеспечения внутрь платформы, можно договориться с интернет-компаниями о том, что они сами будут представлять данные в компанию-измеритель, например, в Mediascope.
Алексей Волин выразил уверенность, что после того как счетчик установят несколько крупных площадок, он станет "золотым стандартом" индустрии, как в настоящее время данные Mediascope для ТВ, а те площадки, которые откажутся от счетчика, начнут терять рекламодателей.
Исполнительный директор ассоциации "Русбренд" Алексей Поповичев отметил, что вопрос достоверных данных по интернет-аудитории крайне актуален для рекламодателей, поскольку их совокупные инвестиции в Рунет уже превышают затраты на продвижение в телеэфире.
В конце мая 2019 года сообщалось, что ннлайн-кинотеатры могут обязать предоставлять данные в ЕАИС. Согласно разработанным Минкультуры поправкам в закон о кинематографии, ресурсы должны сообщать данные о просмотрах фильмов в Единую госсистему учета кинобилетов. Иначе им грозит штраф 0,001–0,01% годовой выручки, но не менее 100 тысяч рублей. Онлайн-кинотеатры выступили против этой инициативы.
В конце июля 2019 года на рассмотрение в Госдуму был внесен законопроект о единой организации-распространителе обязательных общедоступных телеканалов в интернете.
Законопроект раскритиковали в своих отзывах Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) и Ассоциация кабельного телевидения России (АКТР). Федеральная антимонопольная служба (ФАС) назвала инициативу крайне опасной, операторы кабельного и спутникового ТВ также раскритиковали законопроект.
Относительно измерения баннерной и видеорекламы в интернете, накануне сообщалось, что с 2020 года "Яндекс" и Mediascope начнут сотрудничать в этой области, но речь не шла о счетчиках.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии