12.11.2015 15:42
Объем российского рынка телекоммуникационных OSS/BSS-решений за 2014 год не изменился и составил, как и в 2013 году, около 34 млрд рублей, сообщается в исследовании компании J’son & Partners Consulting.
Две трети от этой суммы, по данным аналитиков, приходятся на расходы по поддержке существующих систем (OPEX), а ежегодный объем закупок новых OSS/BSS-решений российскими операторами (CAPEX) не превышает 8 млрд рублей.
Такое соотношение CAPEX/OPEX характерно практически для всех мировых операторов, где на CAPEX приходится около 40 % затрат. Тем не менее, омтечают эксперты, структура CAPEX/OPEX российских операторов значительно смещена от среднемировых показателей в сторону затрат на доработки и техническое обслуживание ранее внедренных систем (для мировых операторов доля таких затрат составляет 30–50%).
"Это может служить косвенным доказательством значительно меньшей эффективности управления имеющимся парком разнообразных устаревших ИТ-систем (так называемые Legacy или "унаследованные системы"). Данное обстоятельство еще более остро ставит вопросы OSS/BSS-трансформации для отечественных операторов. Причем не только идут проработки эволюционного пути, традиционного для всех крупных операторов, но и рассматриваются варианты миграции на новый OSS/BSS-стек", - говорится в исследовании.
Если говорить об общей структуре российского рынка телекоммуникационного ПО, то сегмент BSS охватывает около 70%, а сегмент OSS – 30% рынка. Около 80% рынка в денежном выражении приходится на операторов "большой четверки" (МТС, "ВымпелКом", "МегаФон", "Ростелеком"). Оставшиеся 20% делят между собой средние и малые телекоммуникационные операторы.
Наиболее востребованными у российских телекоммуникационных операторов в сегменте BSS являются системы биллинга и CRM. Важнейшие OSS-модули - системы управления сетью (Network Management, Inventory), включая все инструменты планирования и оптимизации сети (Planning, Provisioning, Network Performance). Оставшуюся долю рынка занимают системы мониторинга производительности (Fault Management), а также перспективный сегмент управления качеством обслуживания (Service Quality/Performance).
Основными драйверами развития российского рынка телеком ОSS/BSS являются рост сегмента мобильного ШПД и новых телеком-сегментов (М2М, BI/Big Data, финансовые сервисы, Media), необходимость в трансформации OSS/BSS-стека операторов, в том числе с использованием "зонтичных" решений, а также необходимость сокращения затрат на владение системами и повышение прозрачности, управляемости и гибкости.
При этом ряд факторов сдерживают рост рынка. Негативное влияние оказывают экономический кризис, нестабильность курса рубля, режим санкций; замедление темпов роста российского телекоммуникационного рынка в целом; наличие у российских операторов разнообразного мультивендорного парка устаревших ИТ-систем.
J’son & Partners Consulting также изучил рынок OSS/BSS-решений для телеком-операторов других стран СНГ. Этот рынок оценивается примерно в 30–40% российского объема, или 14,5 млрд рублей, исходя из того, что на Россию приходится 60–70% объема телекоммуникационного рынка стран СНГ. Соотношение OPEX/CAPEX, характерное для российского рынка телекоммуникационных OSS/BSS, верно и для остальных стран СНГ. Структура рынка в общих чертах повторяет российскую: 2/3 рынка в деньгах приходится на сегмент BSS.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии