Аналитическое агентство "ТМТ Консалтинг" представило предварительные итоги по телекоммуникационному рынку России в 2022 году. Согласно отчету, в этом году зафиксирован один из самых низких показателей роста — он составил 1,5%. В целом объем рынка телекоммуникаций превысил 1,8 трлн рублей. А если брать сегменты рынка, то заметный рост доходов продемонстрировала лишь мобильная связь - плюс 3,5%. Интернет-доступ и платное ТВ выросли незначительно - менее 1%, а секторы фиксированной телефонии и межоператорских услуг продолжили демонстрировать отрицательную динамику.
Если рассматривать рынок платного ТВ, то число пользователей на нем росло только в первом квартале. А после ухода с российского рынка многих зарубежных телеканалов, блокировки иностранных спутников и проблем с поставками телеком-оборудования, абонентская база начала сокращаться и достигла показателя конца 2021 года.
Доходы сектора Pay TV выросли на 0,7%, а средний счет на абонента (ARPU) по сравнению с 2021 годом увеличился на 1 рубль, до 193 рублей. Рост показателей обусловлен повышением стоимости услуг операторов и развитием всеми крупными игроками услуги VOD за счет собственных и партнерских онлайн-кинотеатров. Пакетные предложения, проводимые спутниковыми операторами акции и новые экономичные тарифы отрицательно повлияли на рынок.
Абонентская база ШПД-сектора приросла на 0,3%, проникновение услуги достигло уровня в 62%, а доходы уведичились на 0,5%. Ввод нового жилья и охват частного сектора в пригородах крупных городов позволили сохранить небольшой рост в b2c-сегменте. В сегменте b2b на объеме рынка негативно сказалось завершение третьего этапа госпроекта по подключению социально значимых объектов.
Количество абонентов мобильной связи (считаются активные sim-карты) снизилось на 0,9% до 256 млн. В абсолютном выражении абонентская база сократилась на 2 млн. При этом проникновение услуги составило 175%, а доход, как было сказано ранее, увеличился на 3,5%. Аналитики объясняют эти цифры тем, что операторы сейчас больше нацелены на повышение лояльности и среднего чека существующих клиентов, нежели на поиск новых клиентов. Эти факторы, а также рост потребления дополнительных услуг обеспечили увеличение выручки как в b2c, так и в b2b сегменте.
Объем рынка фиксированной телефонной связи по итогам 2022 года сократился на 8,5% до 80,2 млрд руб. Число абонентов (ОТА) снизилось по сравнению с 2021 годом на 7,9% до 18,1 млн. Доходы в сегменте b2c традиционно падают ускоренными темпами, проникновение услуги снизилось за год на 3 п. п. до 22%.
В 2023 году аналитики "ТМТ Консалтинг" прогнозируют сохранение темпов роста на уровне 2022 года. Продолжится влияние негативных факторов. Например, потеря части абонентов вследствие выполнения требований 533-ФЗ и релокации за рубеж части экономически активного населения и бизнеса, снижение спроса со стороны российского бизнеса при ухудшении макроэкономической ситуации. Возможности прироста за счет новых клиентов в крупнейших сегментах рынка при этом исчерпаны.
Драйвером роста выручки от услуг связи останется повышение тарифов операторами. Продолжится также процесс замены актуальных тарифов новыми более дорогими тарифами с большим объемом включенного трафика и дополнительными услугами, такими как ОТТ-видео.
В последующие годы возможная динамика доходов от услуг связи сохранится на уровне 2% в год. По большей части его будут обеспечивать нетелекоммуникационные продукты на рынках ИТ и медиа. При этом услуги связи по-прежнему будут оставаться основой бизнеса операторов связи.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии