С апреля 2025 года вводится трехпроцентный сбор за онлайн-рекламу. Ранее бизнес выражал беспокойство из-за неясности в вопросе, кто именно должен уплачивать сбор, что создавало риск двойных отчислений. В январе Федеральная антимонопольная служба уточнила, что некоторые материалы, такие как справочные и аналитические, не считаются рекламой. Однако приоритетная выдача в поисковиках и на маркетплейсах будет признаваться рекламой.
На днях Минцифры опубликовали проект постановления, который разъясняет детали: определяет сроки уплаты сбора и меры взыскания с нарушителей. Так, участники рынка обязаны будут перечислять сбор в размере 3% от доходов не позднее 5-го числа третьего месяца после окончания квартала. Как ранее писал "Кабельщик", контроль за полнотой и своевременностью уплаты сбора будет осуществляться Роскомнадзором в автоматическом режиме через государственную информационную систему. В случае фиксации неполной уплаты или ее отсутствия Роскомнадзор направит участнику уведомление с просьбой пояснить ситуацию, на что отводится семь рабочих дней. Если ответ не будет представлен или окажется недостаточным, участник получит повторное уведомление о необходимости уплаты недоимки. Если сумма не будет уплачена в течение десяти календарных дней, Роскомнадзор обратится в суд. Отдельные административные санкции пока не предусмотрены, но их введение не исключено в будущем.
Плательщиками станут рекламораспространители, операторы рекламных систем и агентства, получающие доход от размещения рекламы. Сбор будет взиматься не с общего рекламного бюджета, а с доходов каждого участника, что может привести к многократному налогообложению одной и той же суммы. Согласно проекту постановления, рекламораспространитель или оператор, имеющий прямой договор с рекламодателем, уплачивает сбор, освобождая остальных. Если в цепочке присутствует агент, он платит сбор с собственного вознаграждения, при этом остальные участники также обязаны уплатить его с полученных доходов. Агент может уплатить сбор за всю цепочку, однако такая схема вызывает много вопросов. Участникам рынка необходимо заранее согласовать, кто будет плательщиком и как будут производиться расчеты.
Инициатива о введении сбора была предложена для дофинансирования нацпроекта "Экономика данных" и была внесена в Госдуму в апреле 2024 года. Идея о введении сбора для финансирования реализации нацпроекта "Экономика данных" тогда вызвала недовольство рекламного бизнеса из-за финансирования несвязанной с ним IT-отрасли. Однако, Президент РФ Владимир Путин подписал документ в декабре, а основные положения вступили в силу в январе 2025 года. По нему контроль за поступлением отчислений будет осуществляться Роскомнадзором, который формирует размер сбора до 15-го числа второго месяца квартала.
Важно отметить, что проект постановления Минцифры представлен для публичного обсуждения и будет открыт для комментариев до 15 апреля. У участников рынка есть возможность внести предложения, указать на технические или юридические риски, а также оказать влияние на окончательную версию документа.
Сейчас рынок рекламных услуг выражает обеспокоенность по поводу неравных условий для различных форматов продвижения и требует доработки инициативы. Участники рынка указывают на необходимость уточнения, какие элементы ритейл-медиа подлежат налогообложению. Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР) сообщила о наличии сложных формулировок в проекте и планирует представить свои предложения в ближайшее время. По мнению ее представителей в документе отсутствует четкий механизм разрешения споров между плательщиками и регулятором.
Хотя общая схема ясна, остаются вопросы по уплате сборов посредниками, такими как рекламные агентства, использующие социальные сети для размещения рекламы.
Кроме того в документе Минцифры отсутствует четкий механизм разрешения споров при несогласии плательщика с расчетами Роскомнадзора. Участники рынка также отмечают риски двойного налогообложения в сложных рекламных цепочках, что может усложнить бизнес-процессы. Сейчас система ставит рекламу в неравные условия по сравнению с другими формами продвижения, такими как оформление карточек на маркетплейсах, несмотря на их экономическую идентичность.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии