21.05.2014 15:58
Межведомственная комиссия по анализу причин неудачного запуска ракеты-носителя "Протон-М" со спутником связи "Экспресс-АМ4R" на борту, созданная сразу после аварии 16 мая, сообщила, что на текущий момент основной версией причины аварии она считает отказ рулевого двигателя третьей ступени. При этом исключаются версии ошибки в расчетах и сбоя в системе управления, — передает ИТАР-ТАСС со ссылкой на председателя комиссии, первого замгендиректора ФГУП “ЦНИИмаш” Александра Данилюка.
“Ошибка в расчетах не могла стать причиной нештатной ситуации. Запуску ракеты предшествовало моделирование полета с теми же исходными данными, по которым составлена программа полета”, — сказал он. Также не было сбоев в системе управления ракеты-носителя: “По данным экспресс-анализа полученной телеметрической информации, система управления отработала штатно, в строгом соответствии с программой полета ракеты”, — добавил Данилюк.
Считать в качестве основной версии неудачи запуска "Протона" отказ рулевого двигателя третьей ступени позволяют данные телеметрии, показавшие, что в момент аварии давление в этом двигателе упало в 15 раз. А регулирование тяги рулевого двигателя извне не предусмотрено и не могло быть заложено в программу полета, отметил Данилюк. Он также подчеркнул, что третья ступень “Протона-М” начала работу с 324-й секунды полета и должна была закончить на 583-й секунде. “В нашем случае полет завершился на 546-й секунде”, — добавил председатель комиссии. То есть, третья ступень недоработала до отделения головной части 37 секунд.
Пока неизвестно - из-за чего упало давление в двигателе. Причиной мог послужить и посторонний предмет, случайно попавший в агрегат при его сборке, и расхождение сварного шва и множество иных вариантов.
Исходя из этих ли причин или иных руководитель "Роскосмоса" Олег Остапенко на днях заявил, что не считает необходимым, чтобы спутники связи производились за рубежом. “Я сторонник того, чтобы подобные спутники связи делали не за рубежом, а на российских предприятиях. По имеющейся у нас информации, страховка покроет затраты на его изготовление”, — передают “РИА Новости” слова Остапенко. По его словам, уже состоялся предварительный разговор с руководителем ИСС по этому вопросу. Сейчас готовится предложение, которое “будет рассматриваться в Роскосмосе, а затем вынесено на утверждение в правительство”.
Напомним, что в 2014 году с помощью “Протона-М” должны были быть запущены еще четыре российских космических аппарата: три, созданных по заказу ГПКС (“Экспресс-АМ6” в июле, “Экспресс-АМ8” в августе, “Экспресс-АМ7” в сентябре) и один — компании “Газпром космические системы” (“Ямал-401” в августе). Также при помощи "Протона” в текущем году должны состояться еще несколько запусков иностранных спутников: SES (Astra 2G в III квартале), Inmarsat (Inmarsat-5 F2 в мае; Inmarsat-5 F3 в III квартале; EuropaSat в декабре), Администрации связи и транспорта Мексики (Mexsat 1 в июне), Turksat (Turksat 4B в июне), TerreStar Networks (TerreStar 2 в июне).
Ранее сообщалось, что вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин сообщил о приостановке полетов ракет-носителей “Протон” до окончания работы комиссии. “Хотя эти выводы будут важной составляющей в оценке влияния аварии на наше расписание пусков, мы уже видим, что запуски спутников F2 и F3 будут, вероятно, отложены”, — отмечается в пресс-релизе Inmarsat.
Добавим, что Федеральное космическое агентство (Роскосмос) объявило восемь тендеров на выполнение научно-исследовательских работ для изучения состояния, перспектив и проблем развития космической деятельности России, причем общая начальная цена госконтрактов составляет более 1,7 млрд рублей, — сообщают “РИА-Новости” со ссылкой на соответствующие заявки на портале госзакупок.
Согласно конкурсной документации, на исследования по созданию перспективных космических комплексов планируется направить до 148,5 млн рублей, а на исследование для создания национальной инфраструктуры использования результатов космической деятельности — до 55 млн рублей, на изучение проблем и правового регулирования космической деятельности на национальном и международном уровнях — до 64,6 млн рублей.
Также почти 500 млн рублей будет выделено на разработку научно-методической базы, обоснование проектов и мониторинг реализации основополагающих документов, определяющих стратегическое планирование развития космической деятельности России, еще 370 млн рублей предполагается выделить на изучение программ осуществления космической деятельности на основе новых прорывных технологий, а также решений проблем расширения присутствия России в космосе.
На исследование проблем развития ракетно-космической техники России на период до 2030 года будет направлено 461 млн рублей, а на изучение возможностей использования отечественных космических средств для краткосрочного прогнозирования ЧС — 51 млн рублей.
Заявки на участие в тендерах принимаются до 17 июня, а подведение итогов всех восьми конкурсов намечено на 19 июня. Срок выполнения работ — до 1 декабря 2015 года.
Тем временем, Федеральное космическое агентство (Роскосмос) начало проверку ОАО “Российские космические системы” (РКС), которая является головной организацией по созданию ГЛОНАСС, — об этом сообщает “Коммерсант” со ссылкой на высокопоставленный источник в Роскосмосе. Специальная комиссия во главе с заместителем руководителя Роскосмоса Анатолием Шиловым оценит состояние производственной базы компании. Позднее комиссия займется проверкой ракетно-космической корпорации (РКК) “Энергия”, президент которой Виталий Лопота подозревается в нанесении ущерба государству на 41 млн рублей.
Соответствующее распоряжение глава космического ведомства Олег Остапенко подписал на прошлой неделе. Комиссия должна была начать работу 12 мая, но приступила к ней только 16 мая, причем сроки проверки временем не ограничены. "Мы осведомлены о начале работы комиссии, эта информация поступила нам из Роскосмоса и РКС“,— подтвердил директор по информационной политике Объединенной ракетно-космической корпорации Игорь Буренков.
Непосредственным поводом для проверки стали случившиеся в апреле два крупных сбоя в работе ГЛОНАСС. Так, 2 и 15 апреля космические аппараты выдавали ошибочные данные о своем местоположении, соответственно, предоставляя потребителям неверную навигационную информацию. В Роскосмосе тогда утверждали, что подобные сбои связаны с “особенностями настройки бортового программного обеспечения спутников”. Господин Остапенко уточнял, что причиной инцидентов стали допущенные при программировании математические ошибки, но создание комиссии будет оценивать как функционирование производственной базы компании, так и эффективность работы менеджмента.
Еще в начале прошлого года “Коммерсант” сообщал о том, что Роскосмос начнет комплексную проверку в РКК “Энергия”. Отмечалось, что результаты проверки должны дать ответ на вопрос о целесообразности участия государства в проекте “Морской старт”. А 16 апреля стало известно, что Следственный комитет возбудил в отношении Виталия Лопоты уголовное дело по ч. 1 ст. 201 УК РФ (“Злоупотребление полномочиями”). По версии следствия, в 2010 году с разрешения Лопоты дочернее предприятие ЗАО “Завод экспериментального машиностроения” РКК “Энергия” выдал займы двум компаниям, участвующим в коммерческом проекте Sea Launch. Средства должны были быть использованы как предоплата по договорам на изготовление пилотируемых кораблей в рамках госконтрактов, но займы предоставлялись на невыгодных для “Энергии” условиях, что привело у ущербу для государства, которое владеет в лице Росимущества 38% акций компании.
Кроме того, по поручению Остапенко комиссии также работают в Центре эксплуатации наземной и космической инфраструктуры и Государственном космическом научно-производственном центре имени Хруничева (там проверка началась еще в конце 2013 года).
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
Comments
Руководитель "Роскосмоса"
Руководитель "Роскосмоса" Олег Остапенко : “Я сторонник того, чтобы подобные спутники связи делали не за рубежом, а на российских предприятиях".
-Молодец, Олежка! Как раз спутников, со сроком службы полтора года, нам и не хватает на орбите!
:)))