Сигнал имеет значение: спутниковая и наземная доставка в России

17.03.2025 16:23

Существуют два основных способа доставки телевизионного сигнала до оператора: наземная и спутниковая. Каждая из этих технологий имеет свои преимущества и недостатки, и выбор между ними может оказаться непростым. Спутниковая доставка предлагает почти 100% покрытие территории России и стабильные условия для телеканалов, наземная — апеллирует к новым возможностям и альтернативным решениям. Представляем две точки зрения: только вам выбирать, кто одержит победу в схватке между космосом и землей. 

Эфир спускается на землю

Григорий Кузин, директор проекта "Медиалогистика″

Мерцающий свет на ночном небе — символ эпохи спутникового телевидения. Но время не стоит на месте, и за последние восемь лет мы стали свидетелями удивительного явления — стремительного развития наземной доставки телеканалов. Мерцающие огни перебрались в оптоволоконные кабели.

Хорошо, когда есть альтернативное технологическое решение, это драйвер для любого бизнеса. Наземная доставка стала для вещателей и операторов такой альтернативой, предложив принципиально новый уровень эффективности, надежности и безопасности.

На старте соревнования наземной и спутниковой доставки спутники проигрывали по стоимости и надежности, но лидировали с большим отрывом по охвату операторов за счет своего широкого покрытия, особенно важного в условиях географических особенностей нашей страны.

Но за последние годы наземные сети нарастили технологические возможности и существенно расширили свое присутствие. Вслед за городами-миллионниками точки обмена трафиком открылись в десятках небольших регионов. При этом операторы в населенных пунктах, где еще нет возможности подключиться напрямую, все равно могут воспользоваться наземной доставкой одним из двух способов — через региональных партнеров, которые, в свою очередь, подключены к платформам наземной доставки, или установив специальное устройство для приема телеканалов через интернет. Такое устройство, например, "Медиалогистика" предоставляет без дополнительной платы, в рамках стандартного тарифа на доставку телеканалов. Если говорить по-простому, сегодня можно подключить к наземной доставке любого оператора в любом населенном пункте.

И конечно, не стоит забывать о финансовой стороне вопроса. Спутниковые компании ежегодно поднимают цены. Для вещателя стоимость подъема телеканала на спутник значительно выше, чем затраты на наземную доставку при модели, когда общие затраты на доставку распределяются между вещателями и операторами. Однако в немногих случаях, когда некоторые вещатели берут на себя все затраты, чтобы для оператора сигнал стал бесплатным, вещатель уже несет расходы, сопоставимые со спутниковой дистрибуцией.

Идеального решения на все случаи жизни не существует. В одних ситуациях оптимальна наземная доставка, в других — спутниковая, можно использовать обе технологии, но это дороже.

Хорошо, что в отрасли сохраняются конкуренция и разнообразие вариантов, однако на сложившемся рынке операторам стало сложнее разбираться, в каком источнике какой телеканал можно получить, а вещателям определять, как может принять их сигнал тот или иной оператор. Поэтому мы создали новейшую платформу "Медиабаза" — это маркетплейс телеканалов и видеоконтента, где можно заказать телеканалы из любого источника.

Оператор просто выбирает телеканал и предпочтительный источник его получения. Запрос автоматически уходит правообладателю, который через инновационную систему электронного документооборота быстро выдает разрешение на получение сигнала из одного или нескольких источников, будь то спутники "Ямал 402″, "Экспресс-АМ7″, наземные "Медиалогистика", "Baikal IX", "Витрина ТВ" или другие платформы.

"Медиалогистика" давно умеет подавать телеканалы подключенным операторам в течении двух минут после получения разрешения от правообладателя, но дело в том, что ожидание разрешения иногда могло занимать неделю. Теперь новая платформа "Медиабаза" значительно ускорила процесс получения разрешений от правообладателей. А главное — платформа дала вещателям и операторам возможность простого выбора между спутниковыми и наземными платформами доставки телеканалов.

Телеканалы в эпоху конвергенции: спутник и земля

Андрей Труфанов, коммерческий директор В2В ГК "Орион"

С точки зрения доставки сигнала телеканалов, для "Ориона" приоритетом остается создание эффективной модели распространения. Уникальная возможность предоставить клиенту как спутниковую, так и наземную доставку избавляет от необходимости фокусироваться на чем-то одном.

Рынок спутниковой доставки в России сформирован давно. Услуга понятна: заказчик получает почти 100% покрытие территории РФ за фиксированную стоимость, которая не меняется с ростом сети. Телеканалам достаточно одного договора со спутниковым оператором, и большинство из них уже на спутниках. Рынок доставки конечен, и рост портфеля возможен только за счет перетока клиентов. Спутник остается единственной возможностью для телеканалов получить широкую сеть распространения, включая небольших региональных операторов.

Однако спутниковый рынок меняется: за 2024 год более 15 телеканалов перешли на российские спутники. Все больше компаний выбирают российские платформы, так как это гарантирует бесперебойное вещание.

Рынок наземной доставки в России только формируется: растет охват сетей, количество точек подключения и стабильность технологий доставки через интернет. Появляются новые игроки и увеличивается конкуренция. Молодой рынок сталкивается с попытками искусственно стимулировать спрос низкими ценами, что может ухудшить качество. 

При использовании же качественного сервиса спрогнозировать конечную стоимость услуги в нынешних реалиях сложно. Поэтому делать ставку исключительно на наземный вариант доставки могут лишь телеканалы, которые ограничивают круг дистрибуции крупными операторами. 

Спрос на спутниковую доставку в России не падает и можно сказать, что он удовлетворен. С ростом проникновения услуг наземной доставки будет расти и спрос на качественный сервис, вытесняя недобросовестных игроков.

К сожалению, кроме спутниковой интерференции, перебоев с доступом в интернет и экскаваторами, которые любят выкапывать оптические кабели, обе технологии доставки сталкиваются с новыми вызовами. Это и помехи на спутниках, и взламывание ОТТ-платформ, и тестирование ТСПУ, которое "кладет" половину рунета. Да и экскаваторы теперь иногда умудряются сразу "выкапывать" и основной, и резервный канал связи. Поэтому при формировании сервисов доставки, будь то только "спутник", или только "земля", а чаще всего — их конвергенция, самой важной задачей для нас остается принятие превентивных мер по обеспечению устойчивости сигнала к любому внешнему воздействию.