25 ноября прошла конференция "Региональные медиа — выживание или развитие", организатор которой — Национальная ассоциация телерадиовещателей (НАТ).
В секции "Мобильные приложения региональных каналов" приняли участие директор по продажам компании BradburyLab Евгений Петров, исполнительный директор "Эфир" (Казань) Алексей Усанов, генеральный директор "ОТС" (Новосибирск) Сергей Эклер, генеральный директор телекомпании "Липецкое время" (Липецк) Наталья Демьянова.
"Кабельщик" публикует полную расшифровку прошедшей дискуссии. За подготовку текста наша редакция благодарит Александра Ашбеля, руководителя отдела интернет-продвижения в телекомпании "ОТВ" (Екатеринбург).
Широких А.: Так, друзья, мы продолжаем. Меня зовут Широких Александр всё ещё, и я генеральный директор Национальной ассоциации телерадиовещателей. Мы продолжаем подконференцию под названием "Региональные медиа – выживание или развитие". Хоть и Зоя Яковлевна из Воронежа сказала, что название так себе, ну, будем учитывать. Следующая наша секция, мы немножко выбиваемся по времени, попробуем наверстать, посвящена мобильным приложениям для необязательно региональных телеканалов, но, наверное, в данной секции конкретно лучше будет говорить про региональные телеканалы.
Нас смотрят зрители как в офлайне, спасибо вам большое пришедшим в "Азимут" на Смоленку в гостиницу, так и онлайновая аудитория, поскольку трансляция идёт в Ютюбе. Со мной сегодня очно один спикер из Москвы, это Евгений Петров. Прошу любить и жаловать. Это директор по продажам компании "Брэдбери лаб". Можем мы показать Евгения нашим зрителям? Это компания-разработчик собственных мобильных приложений, компания пару лет назад пришла в НАТ и говорит: "Слушайте, вот мы делаем то-то и то-то". Я говорю: "Ёперный театр, но, всё же очевидно, идите к регионалам". И вот они уже два года ходят к регионалам и делают для них мобильные приложения. Нужно это приложение, не нужно, есть от этого какая-то польза, платно, бесплатно, как монетизировать – об этом Евгений попозже расскажет, мы его обязательно спросим.
Я бы хотел ещё всё-таки наших онлайн-спикеров представить. Коллег прошу показать, кто с нами уже есть на связи, чтобы я мог представить наших гостей. Все есть. Тогда покажите мне всех, и я всех представлю. Слева направо. Алексей Усанов, исполнительный директор телекомпании "Эфир", город Казань. Здравствуйте, Алексей. Алексей, слышите ли вы меня? мы вас не слышим, сейчас мы всё будем чинить, но мы вас хотя бы видим. Сергей Эклер, генеральный директор телекомпании ОТС, город Новосибирск. Привет, Сергей. Отлично слышим, отлично видим. Спасибо. И Наталья Демьянова, которую мы все уже знаем. Но если вдруг кто-то подключился к онлайн-трансляции только что, то Наталья Демьянова возглавляет телерадиокомпанию "Липецкое время", город Липецк, соответственно. Здравствуйте, Наташа, ещё раз.
Демьянова Н.: Еще раз всем добрый день.
Широких А.: Я хотел бы, чтобы мы уложились теперь уже примерно, наверное, в 30 минут. Чтобы не сильно убегать, мы задержались, потому что параллельно на ФКК идёт 22-я кнопка по некоторым городам. Поздравляем тех, кто уже победил, а это пять городов, в том числе и достаточно неожиданный результат по Хабаровску, и по Омску интересные результаты. Здорово, всех поздравляем. Я бы, наверное, с вашего позволения хотел бы дать Евгению такой мини-монолог, минут на десять. Пусть он расскажет концептуально про приложение, а дальше мы поговорим про конкретно ваши приложения, зачем они вам были нужны, почему вы в эту историю вписались, чем он вас мотивировал и как вы эти приложения развиваете и поддерживаете. Спасибо большое. Евгению Петрову слово. Спасибо.
Петров Е.: Спасибо большое. Здравствуйте, коллеги. Меня зовут Евгений Петров. Я директор по продажам компании "Брэдбери лаб". А можно ролик поставить? Для начала. Я хочу показать коротенький ролик вам про мобильное приложение. Значит, "Брэдбери лаб". Давайте немножко расскажу про компанию. Один из лидеров в отрасли создания и внедрения сервисов интерактивного телевидения. Достаточно назвать онлайн-сервис Тele2 TV, который был полностью разработан и поддерживается специалистами нашей компании. Мы имеем собственную многоцелевую видеоплатформу, все компоненты которой, от кодирования до шифрования CDN, работают под управлением нами же разработанного ПО. Помимо серверных решений специализацией компании является разработка пользовательских интерфейсов, в том числе приложений для мобильных устройств и Smart TV.
Широких А.: Женя, я понимаю, что вы очень волнуетесь. Попробуйте своими словами и красиво. Тяжело по бумажке, это и воспринимать тяжело, извините, что я такой мерзкий. Своими словами расскажите, зачем людям это нужно, людям, которые пришли, в том числе живьём. Им эта тема интересна, они не пришли из уважения ко мне или из уважения к вам, интересна эта тема. Расскажите своими словами, почему это круто. Потому что я вам тогда поверил, когда вы ко мне пришли в НАТ.
Петров Е.: Тогда давайте начнем с ролика, всё-таки.
Широких А.: По-моему, отличный ролик. От себя хочу сказать. Эклера надо вернуть. Пока Евгению возвращаю слово. Который своими словами, красиво, он хороший сейлс и умеет продавать. Расскажите, пожалуйста, зачем это нужно. Тем более, мы из ролика мы уже знаем про "Мегого", про мультики, про пуш-уведомления. Давайте, жгите.
Петров Е.: Скажите, а как пользоваться этим пультом? Я в первый раз.
Широких А.: Аня, давайте посерьёзнее спикеров выбирать в следующий раз как-то. Шутка, шутка. Это я его выбрал.
Петров Е.: Коллеги, так получилось, что в отрасли телевидения работаю больше 20 лет.
Широких А.: Кликером пользоваться не научился.
Петров Е.: Да, это точно, но больше занимался всегда продажами. Вы видите, да, картиночку? Больше занимался всегда продажами оборудования. Когда пришли федеральные каналы, я своими словами тогда буду говорить, проблемы, возникающие перед телеканалами, мне знакомы и тоже достаточно остро воспринимаются мной. Поэтому в поисках продукта, который мы можем предложить телерадиокомпаниям, я для себя выбрал возможность предложить вам мобильные приложения как наиболее интересный и современный инструмент, для того чтобы телеканалы могли пользоваться ими в своей работе. Всегда и везде в вашем мобильном находится телеканал. В настоящих условиях ничто так близко не находится к человеку, как его мобильный телефон, и, на мой взгляд, очень неплохо, если кнопка вашего телеканала будет как можно ближе к вашему телезрителю. Я в компании "Брэдбери лаб" с 2019 года, и мы очень активно с ребятами занимаемся этим проектом с начала года. В начале года у нас было три компании, которые пришли к нам после выступления на одной из академий НАТ благодаря Александру.
Широких А.: Три компании – в смысле три телеканала?
Петров Е.: Три телеканала. Сейчас в нашем проекте 31 телеканал в разных стадиях – кто-то на публикациях, кто-то на стадии сборки; и 24 опубликованных приложения. Это говорит о том, что это интересно, это действительно нужно, и многие телеканалы очень успешно работают с этим мобильным приложением. Хотя продукт новый, продукт, требующий определённой доли экспериментов в его использовании, но продукт очень интересный.
Широких А.: Можно я вас перебью на секунду? А у кого в аудитории есть своё собственное приложение? Поднимите руку. Ага, немало. Спасибо.
Петров Е.: Вот. И очень приятно, что это наши партнёры. Мы решили предложить телеканалам, зная финансовое положение, зная, что не каждый телеканал может себе позволить профессиональный IT-продукт, сделать работу за свой счёт. Говоря другими словами, стоимость мобильного приложения для телеканала – ноль рублей. В чём наш интерес в создании мобильных приложений?
Широких А.: Ноль рублей триал или в смысле…
Петров Е.: Это ноль рублей в базовом функционале, полностью рабочая версия, которая имеет онлайн-вещание, программу передач, мобильного репортёра, чтобы пользователи могли отправлять сюжеты на телеканал, который имеет новости. Наш интерес в том, что мы в подвале мобильного приложения, ниже всех блоков рекламы, размещаем онлайн-кинотеатр. В данном случае у нас есть партнёрские отношения с "Мегого". Это, во-первых, увеличивает лояльность пользователей к мобильному приложению, во-вторых, даёт возможность оправдать нам затраты на создание мобильных приложений и его техническую поддержку.
Широких А.: Можно вопрос? Можно прошлый слайд вернуть? Или все убежали? Спасибо. Роман нам проассистирует – звезда рекламных продаж. Смотрите, модульная шаблонность. Если мне не нужен мобильный репортёр или нужен, но через год, это… или здесь всё железно?
Петров Е.: Совершенно верно, это модульная история, то есть телеканал может выбрать те модули базового функционала, которые ему необходимы, и мы можем что-то добавить, а что-то убрать. Может быть ещё и дополнительный телеканал по желанию телеканала, но это уже платная история, и это мы обычно обсуждаем уже дополнительно. Здесь больше зависит от технических возможностей телеканала, чем от финансовых возможностей реализовать тот или иной функционал.
Итак, основным базовым функционалом является лайв, причём лайв воспроизводится в плеере нашей собственной разработки для платформ "Андроид". Это очень хороший плеер с очень хорошими возможностями и великолепным юзабилити. Например, пользователь может не использовать кнопки громкости и яркости, он всё это может делать движением одного пальца по экрану плеера. Есть программа передач, которую мы получаем от нашего московского поставщика. Программа передач как на сегодня, так и на пять дней вперёд. Кроме того, в базовом функционале у нас есть новости – как на главной странице, так и можно, нажимая на новость, проваливаться в отдельную новость, где мы видим картинку и текст; мобильный репортёр, мобильный телефон, привязанный к WhatsApp. Пользователь любой сюжет, любую текстовую новость может отправить в студию; и онлайн-кинотеатр "Мегого".
Широких А.: Извините, если я прослушал, просто я ещё в 150 WhatsApp переписываюсь. Дизайн кастомный или мы меняем только цвет под стиль канала?
Петров Е.: Мы делаем приложение в цветах каналов…
Широких А.: Но, в принципе, они плюс-минус похожи?
Петров Е.: Блоки похожи. И иногда мы даже рекомендуем блоки не менять, потому что у нас есть экспертиза, как это должно выглядеть, что в первую очередь использует пользователь, что во вторую очередь использует.
Широких А.: И iOS, и "Андроид"?
Петров Е.: Да, для двух платформ – iOS и "Андроид".
Широких А.: Smart TV есть в приложении, пишете?
Петров Е.: Smart TV пишем, но в данном проекте его нет. Это отдельная история. Что мы добавили в наше мобильное приложение? Это тоже входит в базовый функционал. Такой инструмент, которого нет в интерактивном телевидении и нет у ОТТ-площадок, где обычно размещаются телеканалы. Это отправка пуш-уведомлений. И хотя некоторые считают, что из-за пуш-уведомлений пользователи могут удалять мобильные приложения, если их приходит слишком много от разных сервисов, мы видим как раз обратную картину: наши партнёры с удовольствием пользуются пуш-уведомлениями и напоминают телезрителям о передачах, анонсируют какие-то интересные премьеры, и пользователь очень хорошо воспринимает эту историю. Обязательным условием и обязательным функционалом, который, мы считаем, должен присутствовать в приложении, являются метрики. Это инструмент "Яндекса", который мы добавляем в мобильные приложения, чтобы телеканал мог каждый день и в любой период времени смотреть, как проходит продвижение телеканала, какие акции эффективны, откуда приходят пользователи, их количество, их возраст, с каких мобильных телефонов и т.д. Кто знаком с метриками, тот знает, насколько это мощный и удобный инструмент.
Широких А.: Евгений, простите, ещё раз перебью. Кто ваш десижн-мейкер внутри канала? С какими отделами вам приходится коммуницировать? Кого вы первым стараетесь перетащить на свою сторону? Почему я спрашиваю: чтобы люди, которые сидят в зале, у которых нет приложений, и они не понимают, нужно им оно или нет, понимали, кто это решение внутри компании должен принять, кто главный бенефициар.
Петров Е.: Главный бенефициар – конечно же, руководство компании, которое заинтересовано в продвижении телеканала. Там разные люди принимают решения – бывает, генеральный директор, бывает, начальник развития канала, в некоторых случаях бывает технический директор. Для нас главное – чтобы канал был заинтересован в мобильном приложении, и чтобы он его продвигал.
Широких А.: Чем измеряете заинтересованность канала? Вы её видите по глазам директора или в процессе написания приложения за первый месяц вы понимаете по активности канала?
Петров Е.: На первом этапе мы рискуем, сразу скажу, потому что иногда, работая с телеканалами, я не знаю ни генерального директора, ни возможностей телеканала. У нас есть истории, когда некоторые каналы очень активно продвигают мобильное приложение, а есть истории, когда каналы, получив мобильное приложение, почти им не занимаются. Есть и такое. Это не очень хороший опыт, но, тем не менее, он есть.
Я закончу сейчас. Я хотел бы сказать, что мы можем добавить любые опции в телеканал за отдельные деньги, но здесь не всё так плохо. Так как все приложения находятся на нашей платформе, всё в наших руках, мы имеем возможность стоимость разрабатываемого функционала разделить на количество тех компаний, которые желают иметь такой функционал, и тогда достаточно дорогой в разработке функционал становится очень недорогим для каждой отдельной компании.
Широких А.: Спасибо огромное. Это была не рекламная презентация. Деньги он платить отказался, пришлось звать его бесплатно. Шутка. Я прошу режиссёра вывести наших удалённых гостей, но прежде обращусь в зал: есть ли вопросы? Представляйтесь, и Анна вам поможет с микрофоном. Ну, Дима Лукин может не представляться, мы всего его знаем, хоть он и в маске. Дмитрий Лукин, канал "360", и вы тоже, да, мы вас видели.
Лукин Д.: У меня короткий вопрос. Скажите по поводу онлайн-кинотеатра "Мегого", это встроенная платформа в ваше приложение, то есть когда человек нажимает на "Посмотреть фильм", он уходит на платформу "Мегого" или остаётся у вас на платформе? Это очень важно потом для статистики использования.
Петров Е.: Человек будет использовать кинотеатр "Мегого" в мобильном приложении. Он нажимает на кино, и в том же самом плеере, где он видел канал, он будет видеть кино "Мегого". Очень важно удержать пользователя в мобильном приложении, поэтому никуда пользователь уходить не будет.
Широких А.: Круто. То есть статистика аккумулируется у владельца приложения?
Петров Е.: Статистика аккумулируется не только по количеству, кто и когда зашёл в мобильное приложение, но и по тому, что смотрел пользователь в мобильном приложении.
Широких А.: Хорошо. Молодой человек во втором ряду, представьтесь.
"УлПравда": Добрый день. Телеканала "УлПравда", город Ульяновск.
Широких А.: Это вы выиграли 22-ю кнопку?
"УлПравда": Да, мы выиграли 22-ю кнопку час назад.
Широких А.: Поздравляем!
"УлПравда": Спасибо.
Широких А.: А почему вы здесь?
"УлПравда": У нас две команды. Из 15 человек нашего телеканала 2 в Москве. Вопросы, может, чуть технические, но всё же. Первый: панель управления контентом содержания, наполнения – это как? Через какую-то вебку?
Петров Е.: Концепция построения приложения сформулирована и выполнена таким образом, что телеканал не тратит свои собственные ресурсы на наполнение мобильного приложения, всё происходит автоматически. Поток мы берём непосредственно с телеканала или от вашего интернет-провайдера, новости мы берём с сайта через RSS. Ваши сотрудники этим занимаются каждый день, мы просто забираем в приложение определёнными механизмами или поток, или RSS. И всё. Из оперативного там больше ничего и нет. IPG мы берём у нашего московского поставщика, программу передач.
"УлПравда": А у кого берёте?
Петров Е.: Я сейчас не вспомню, но обычно у этого поставщика есть все программы телеканалов.
"УлПравда": "Сервис ТВ", "ЕПГ Сервис"?
Петров Е.: Я сейчас не вспомню.
"УлПравда": Понятно. Ладно. Когда вы берёте поток с сайта, принципиально, какой RTMP там висит?
Петров Е.: Нет, мы берём не поток с сайта. Поток для нас принципиален. И это не RTMP, это HLS, причём это должен быть адаптивный поток. Это особенности мобильных приложений, потому что скорость интернет-соединения везде разная. Адаптивные потоки мы можем делать на своей стороне. Это по договорённости с каналом.
"УлПравда": Маленький полутехнический вопрос: в маркете Google и AppStore выкладываете вы как разработчик, или можем мы со своей панели положить?
Петров Е.: Если вы имеете такую возможность. Обычно публикацией занимаемся мы…
Широких А.: Раз спрашивает, значит, имеют.
Петров Е.: …потому что на это надо купить лицензию, надо уметь это делать. Это небыстро.
Широких А.: Кстати, сколько публикация там и там?
Петров Е.: По-разному. Обычно Google берёт до семи рабочих дней, Apple – до десяти, но сейчас в связи с пандемией сроки немножко увеличились.
Широких А.: Алексей, Сергей, Наталья, я вас вижу, сейчас мы к вам придём. Терпение.
"УлПравда": Последний, философский, вопрос: чем мобильное приложение лучше, чем хороший, качественный, адаптивно свёрстанный сайт, который, возможно, уже есть?
Широких А.: Отличный вопрос.
Петров Е.: Действительно, отличный вопрос. Мы видим, что аудитория мобильных приложений и аудитория сайта – это разная аудитория. Всё-таки мобильными приложениями пользуются люди наиболее активные, которым некогда смотреть сайт. Например, гуляя с собакой. Вот я некоторым задавал вопрос: зачем им нужно мобильное приложение? Говорит: "Мне некогда читать новости…"
Широких А.: Можно наступить в какашку.
Петров Е.: "Я читаю новости или когда еду в машине, или когда гуляю с собакой, и это удобно". Даже если сайт адаптирован под мобильное устройство, он всё равно не предназначен для просмотра в мобильных приложениях. Для мобильного устройства нужно мобильное приложение.
Широких А.: Я предлагаю перейти к нашим гостям из Казани, Новосибирска и Липецка, и, наверное, джентльмены всё-таки дадут высказаться даме первой. Наташ, расскажите, когда вы в эту историю влезли (в хорошем смысле), довольны ли вы. Он слышит. Если что, мы ему уши закроем. Может быть, уже по итогам пользования этим приложением – несколько советов людям, которые вас слушают онлайн, офлайн и раздумывают. Вот, например, по глазам Элеоноры я вижу, что интересно, но не всё понятно.
Демьянова Н.: Да, спасибо, Саша, за предоставленное слово. Я очень быстро. Вы знаете, мы не первые клиенты у Евгения, но мы влезли в эту историю… 10 февраля у нас опубликовано наше мобильное приложение, адаптировано. У нас есть некий прогресс. Если вначале мы наблюдали очень медленное скачивание, то сейчас скачиваний более тысячи, и мы поняли, почему это произошло. Почему именно мобильное приложение? Мы тоже думали, надо нам мобильное приложение или не надо. Потом решили, что если мы ориентированы для привлечения аудитории, то мобильное приложение – это один из способов привлечения аудитории, это ещё один канал связи нашей телекомпании с аудиторией, причём наиболее простой, потому что локации и опции более просты, чем на сайте. Телефон ты всегда имеешь с собой, здесь набор самых простейших локаций, ты смотришь онлайн, смотришь новости. У нас с некоторого времени есть видео к новостям, и всё, что требуется аудитории с телефона, – пожалуйста, смотри. Сайт – это более сложная опция и более сложная локация. Поэтому мы считаем, что каждое приложение важно по-своему, и для аудитории предпочтительны разные способы получения информации, поэтому почему бы не посмотреть эфиры онлайн по телефону?
Вы знаете, с чем мы столкнулись? Начали активно скачивать наше приложение именно во время пандемии, потому что мы начали практиковать на своём телеканале онлайн-марафоны и онлайн-трансляции. В частности, у нас были традиционные "Липецкие Зори" – это выпускной вечер, который мы всегда снимали прямой трансляцией и показывали своим телезрителям. Естественно, он не был проведён офлайн, мы его проводили у себя в студии, и те люди, которые хотели поучаствовать в этих липецких историях, стали активными участниками нашего мобильного приложения. Мы заметили, что началось активное скачивание. То есть это молодёжная аудитория, которая хотела по телефону посмотреть своих детей, своих учителей и т. д. Также и другие профессиональные праздники – то же самое: онлайн-марафоны в студии, которые с удовольствием смотрели все наши пользователи мобильного приложения.
Широких А.: Наташ…
Демьянова Н.: Я долго говорю, да?
Широких А.: Нет, просто я вижу, что тянут руку, и хотел вдогонку вопрос их Екатеринбурга. Элеонора Расулова.
Расулова Э.: Возможно, не только к Наталье, но и к коллегам. Каким образом вы мотивируете подключаться к этому делу…
Широких А.: Скачивать.
Расулова Э.: Да. Это первое. Второе (уже, наверное, к Евгению): можно ли использовать для этого, в том числе, соцсети? Потому что практика Екатеринбурга ("Четвёртого канала") такая: у меня новости (по "Медиаскопу" я смотрю замер) смотрят не так много людей, как хотелось бы, прям низкое телесмотрение у вечернего прайма, в то же время эти же самые новости в социальных сетях… у меня невероятная результативность от продукта. Как вы мотивируете, и можно ли использовать соцсети? Может, коллеги ещё ответят.
Широких А.: Как заставляете скачивать?
Петров Е.: Соцсети мы рекомендуем использовать. Мы рекомендуем использовать абсолютно все площадки для рекламы, но учтите, что не факт, что пользователи, которые пользуются соцсетями, пользуются мобильным приложением. Мы видим несколько иную картину: те, кто больше смотрит телевизор, больше скачивают приложение, чем пользователи соцсетей. Иногда телеканал поступает таким образом: у нас есть реклама в интернете, и первое, где мы размещаем рекламу, – это интернет, и мы видим по метрикам, что это идёт плохо. Как только появляется ролик в эфире, во-первых, за счёт массовости, а во-вторых, за счёт того, что аудитория немножко разная… у мобильных приложений… знаете поговорку: кому-то леденец, а кому-то свиной хрящик. Вот то же самое и здесь. Есть те, кто любит пользоваться мобильными телефонами, не любит смотреть ни телевизор, ни социальные сети, а есть те, кто использует другие средства.
Широких А.: Давайте дадим слово нашим удалённым спикерам. Алексей Усанов, Казань, телекомпания "Эфир". По совокупности использования мобильного приложения, по активности, как вы мотивируете скачивать. Спасибо.
Усанов А.: Наверное, начну с конца то, о чём Евгений уже отчасти сказал. Казалось бы, соцсети – это самая ЦА для продвижения приложения, и мы более активно вначале и менее активно сейчас продвигали его именно через соцсети. Я соглашусь, что здесь вопрос в применимости канала, распространении контента и ситуативности его использования. Я отчасти согласен с Евгением, что как раз-таки телевизионное продвижение во многом даже более эффективно. Это первый момент. Второй момент. Возвращаясь к глобальным вопросам – в чём плюсы, в чём минусы, – конечно, та схема, которую Евгений предложил и реализовал для регионалов – назовём её схемой коллективной или вскладчину разработки приложения, – является ключевым плюсом.
По большому счёту, для входа в этот проект не нужно от компании никаких расходов. Действительно, есть шаблонное, но, тем не менее, достаточно эффективное решение. Это решение может помочь телекомпании, и дальше весь вопрос только в том, насколько телекомпания готова продвигать. Тут я опять соглашусь с разработчиком. Крайне важный момент, и это с самого начала понятно: сколько мы вложили в продвижение, такую аудиторию мы получим.
Если говорить про нашу компанию, то у нас всё-таки бизнесовая история, и мы всегда оцениваем не только расходную часть, но и доходную, то есть как мы можем это монетизировать. На данный момент мы в чистом виде это приложение не монетизируем, тем более, Евгений всю монетизацию пока отдал "Мегого". Я думаю, что "Мегого" так или иначе будет заинтересован в продвижении и доработке этого приложения. Да, мы активно используем это продвижение в телевизоре, в интернете, но я хотел ещё один важный момент отметить: надо понимать, для чего люди его используют. В первую очередь я согласен с тем, что здесь крайне удобно реализована функция прямого эфира. По нашему личному опыту, так как у нас разносятся новости на одном сайте, а контент, канал – на другом сайте, для нас приложение и выступает линейным вещанием. И второй момент – это вторая очередь доработки приложения, которую я считаю перспективной. Евгений с этим, конечно, согласен, но говорит, что это требует средств и более оперативной работы.
Широких А.: Вымогает.
Усанов А.: Пользуясь случаем, я хочу не только передать привет, но и попытаться договориться сразу со всеми участниками, собравшимися в зале. Мы анализируем в качестве прототипа наш сайт. Например, прямой эфир в мобильном приложении смотрит сколько-то человек, а прямой эфир у нас на сайте смотря в три раза больше аудитория, а в четыре-пять раз больше аудитория заходит на архив. Я думаю, это следующий этап развития этого приложения. Это было бы существенным расширением аудитории, и интерес аудитории, я думаю, привлёк бы даже более существенный, чем прочие доработки.
Широких А.: Спасибо, Алексей. Сергей Эклер, Новосибирск, телеканал ОТС. Серёж, какой у тебя опыт? Алексей про хоккей не стал говорить, но мне кажется, что и хоккей смотрят в этом приложении, да? Тут же нет с КХЛ или с кем-то каких-то тёрок на эту тему, по правам. Расскажи свой опыт, про приложение. Спасибо.
Эклер С.: Здравствуйте, коллеги. Мы запустили приложение совсем недавно – в середине сентября. На данный момент у нас уже почти восемь тысяч установок. Идём неплохо. Я хотел показать презентацию. Включите, пожалуйста. Я быстро. За три месяца мы достигли роста… на сентябрь, когда мы там только появились, было 212 пользователей, 4100 – на 26 октября, 5400 – на ноябрь, и сейчас я по общей статистике, по метрике смотрю – порядка 6800 пользователей у нас за всё время существования приложения. Следующий слайд. В дизайн приложения я не буду углубляться. Он стандартный. Так выглядит наше приложение. Мы немножко адаптировали его под себя: убрали некоторые кнопки, изменили дизайн. "Брэдбери" пошли нам навстречу, всё сделали.
Следующий слайд. Это по поводу того, как мы продвигаем своё приложение. Естественно, мы используем кросс-промо на телеканале, на радио, в том числе наш комментатор во время хоккейных матчей всё время призывает наших телезрителей устанавливать это приложение. На статистике чётко видны пики просмотров – это как раз время прохождения наших хоккейных матчей, и эта статистика постоянно растёт. В первую очередь за счёт хоккейных матчей мы продвигаем и популяризуем своё приложение. На 13 ноября – 4800 пользователей, на 17 ноября – уже 5200 пользователей, то есть заметный рост. Следующий слайд. Пуш-уведомления мы активно используем. Стараемся не частить, но, тем не менее, используем.
Широких А.: Инструмент рабочий, правильно?
Эклер С.: Да, инструмент рабочий, здесь главное – сильно не использовать его. Наша задача пока что такая: на хоккей и на спецпроекты мы его используем. Больше мы его особо не используем. Следующий слайд. По продвижению, как я уже сказал, всё понятно – кросс-промо. Хотелось бы показать 20-секундный ролик, который мы сделали.
Широких А.: Ребята, включите ролик ОТС. Нет ролика, говорят. Кому ты его дал?
Эклер С.: Я прислал его "Лайк, подписка". Туда отправлял.
Широких А.: Игорёк, посмотри "Лайк, подписка", ролик ОТС. Давай пока без ролика. Ищем. Извини.
Эклер С.: Ну, мы подготовили ролик, мы постоянно крутим его в соцсетях, включаем его в перерывах хоккейных игр.
Широких А.: Выключаем ролик. Давайте закругляться, ребят.
Эклер С.: С учётом того, что вся эта тема бесплатная, тема очень полезная, я считаю, что её использовать нужно, больших затрат она не несёт. Я имею в виду, даже не финансовых, а ресурсных затрат она не несёт. Естественно, бросать его смысла нет. Если ты уже сделал, то нужно с ним работать. У нас этим занимается пиарщик, он делает пуш, он же их и распространяет. И продвижение, как я сказал, на всех кроссплатформенных вещах – это тоже необходимо, иначе приложение будет мёртвым. Поэтому мы это делаем, и я считаю, что у нас это получается неплохо. За три месяца мы получили почти восемь тысяч установок.
Широких А.: Один вопрос из зала примем – Андрей Белянинов, "Фор Медиа", Нижний Новгород – и будем закругляться.
Белянинов А.: Коллеги, которые в онлайне, скажите, а есть статистика по процентам, чем пользуются в этом приложении ваши зрители, какими блоками?
Широких А.: Это вопрос к разработчику или к каналам?
Белянинов А.: К тем, кто пользуется, – к каналам. Что смотрят всё-таки – ваш эфир или "Мегого"?
Эклер С.: Однозначно смотрят наш эфир в большей степени. У нас, как я понял, "Мегого" ещё не везде реализован, поэтому у нас однозначно смотрят наш эфир. Я согласен с коллегой из Казани, что следующий этап развития этого приложения – это архив. Да, нужно смотреть и думать, какой он будет, сколько он будет стоить, но это однозначно увеличит привлекательность этого приложения. У меня уже сейчас идут запросы от пользователей этого приложения: "А как можно посмотреть то, что было?"
Широких А.: Очень короткий вопрос из Магнитогорска, и всё. Всех целую, обнимаю. Представьтесь.
Власюк: Извините, от хоккейной телекомпании…
Широких А.: О, точно, Магнитогорск.
Власюк: Магнитогорск, Власюк. Как вы решаете вопрос, где ограничение, которого требуют КХЛ-маркетинг для хоккейных трансляций?..
Эклер С.: У нас геолокация сделана.
Власюк: А, ну, просто я смотрю, у вас и в США, и везде… то есть вы хоккей вырубаете?
Эклер С.: Нет, не вырубаем, у нас разные сигналы есть.
Власюк: Нет, я понимаю, но КХЛ-маркетинг не разрешает…
Широких А.: Короче, они не нарушают права, или делают блэкаут, или не продают. Да? То есть в США хоккей не увидишь?
Эклер С.: Да. У нас два разных канала – на Новосибирскую область и на другой регион.
Широких А.: И на мир. Хорошо. Коллеги, всем спасибо огромное. Я передаю слово Роману Пивоварову, спикеру следующей сессии. Это известный эксперт в области продаж. Всем огромное спасибо – Алексею, Наталье, Сергею, Евгению Петрову огромное спасибо, это было очень интересно. Роман Пивоваров, управляющий партнёр компании или агентства Adconsult. Всё, больше не краду время, извините. Если получится соблюсти свой тайминг – буду очень признателен. Всё, ушёл.
"Региональные медиа — выживание или развитие". Часть I. "21-я кнопка" и ОТР
"Региональные медиа — выживание или развитие". Часть II. "22-я кнопка"
"Региональные медиа — выживание или развитие". Часть IV. Рекламодатели
"Региональные медиа — выживание или развитие". Часть V. Измерения
"Региональные медиа — выживание или развитие". Часть VI. Радио
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии