Согласно выводам, содержащимся в ежегодном исследовании "Прогнозы развития отраслей высоких технологий, телекоммуникаций, развлечений и СМИ — 2022", подготовленном "Делойтом", в 2022 году на глобальный рынок поступит больше устройств Wi-Fi 6, чем продуктов 5G, а объем сделок с NFT-токенами в спортивном бизнесе увеличится почти вдвое.
Кроме того рост обеспокоенности о конфиденциальности данных при применении искусственного интеллекта приведет к двузначному росту распространения продуктов с технологиями гомоморфного шифрования (форма шифрования, позволяющая производить математические действия с зашифрованным текстом и получать зашифрованный результат, соответствующий операциям с открытым текстом) и федеративного машинного обучения (обучение нейронных сетей на данных, хранящихся на разных устройствах, без передачи посторонним); а средний срок службы смартфонов будет постепенно увеличиваться на фоне объявленного крупными международными компаниями курса на декарбонизацию.
Основные выводы исследования:
• В следующем году чипы останутся в дефиците, а сроки поставок некоторых компонентов будут перенесены на 2023 год.
• В 2022 году на глобальный телекоммуникационный рынок поступит 2,5 млрд устройств Wi-Fi 6 и 1,5 млрд продуктов 5G.
• Объем сделок с уникальными цифровыми токенами (NFT) в спортивном бизнесе превысит 2 млрд долл. США.
• Необходимость в защите данных в приложениях с искусственным интеллектом приведет к двузначному увеличению продаж продуктов с технологиями гомоморфного шифрования и федеративного машинного обучения.
• Увеличение срока службы смартфонов уменьшит их воздействие на окружающую среду.
Сохранение дефицита чипов на фоне взрывного спроса
Мир испытывает острую нехватку продуктов, оснащенных микросхемами, и в 2022 году "голод" на рынке микросхем сохранится, но будет не таким сильным, как в 2021 году, и проявится не во всех сегментах.
Продолжительность нехватки чипов обусловлена резким ростом спроса, который был вызван, в свою очередь, цифровой трансформацией и ускорился из-за пандемии. Этот процесс связан не только с выпуском потребительских товаров, но и с тем, что многие механические продукты становятся цифровыми, а вертикально интегрированные отрасли начинают все больше зависеть от цифровизации. По прогнозам аналитиков, дефицит чипов будет продолжаться до тех пор, пока предложение не начнет увеличиваться за растущим спросом.
"Кризисная ситуация, сложившаяся из-за распространения коронавирусной инфекции, способствует ускоренному внедрению высоких технологий в нашу жизнь и более активному использованию цифровых технологий связи, — заявила Ариан Бюкай, руководитель Международной группы по обслуживанию компаний в сфере высоких технологий, телекоммуникаций и СМИ международной сети "Делойт". — Спрос на чипы продолжает повышаться из-за постоянного появления новых цифровых продуктов с подключением к Интернету, начиная со всевозможных гаджетов и заканчивая беспилотными автомобилями".
На этом фоне не вызывает удивления рост инвестиций венчурного капитала в полупроводниковую отрасль с целью удовлетворения спроса на новые виды микросхем. По прогнозам "Делойта", в 2022 году венчурные инвесторы вложат в полупроводниковые стартапы свыше 6 млрд долл. США. Эта сумма может составить лишь 2% от совокупных венчурных инвестиций, прогнозируемых в 2022 году (более 300 млрд долл. США), но при этом в три раза превысит аналогичный ежегодный показатель за 2000–2016 годы.
Наряду с этим на рынке появилась технология RISC-V — открытый стандарт системы команд и архитектуры процессоров, — также служащая точкой притяжения для инвестиций. "Делойт" ожидает, что в 2022 году рынок ядер процессоров RISC-V увеличится в два раза по сравнению с 2021 годом, поскольку данная технология предоставляет производителям миниатюрных устройств удобный инструмент для создания собственного аппаратного обеспечения и позволяет китайским производителям микросхем избежать санкций, а разработчикам и исследователям обеспечивает поле для экспериментов с проверенной и общедоступной архитектурой системы команд.
Спрос на устройства Wi-Fi 6 будет выше, чем на продукты 5G
За последние два года многие страны активно внедряли новый стандарт связи 5G, однако устройства Wi-Fi 6 незаметно оказались далеко впереди по продажам и, скорее всего, сохранят лидирующие позиции на рынке в ближайшие годы. По прогнозам "Делойта", в 2022 году на рынок поступит больше устройств Wi-Fi 6, чем продуктов 5G (2,5 млрд против 1,5 млрд соответственно).
Причина этого явления состоит в том, что технологии Wi-Fi 6 призваны сыграть не менее важную роль в будущем беспроводной связи, чем стандарт 5G, причем не только для рядовых потребителей, но и для компаний. К наиболее популярным устройствам, работающим на Wi-Fi 6, относятся смартфоны, планшеты и персональные компьютеры, при том, что эта технология применяется и во многих других видах оборудования, включая беспроводные камеры, умные бытовые устройства, игровые консоли, носимые устройства, а также гарнитуры дополненной и виртуальной реальности.
"Хотя Wi-Fi 6 и 5G одинаково важны с точки зрения разработки новых решений, результаты нашего исследования показывают, что по количеству пилотных проектов на предприятиях Wi-Fi 6 опережает 5G, — подчеркивает Кевин Уэсткотт, руководитель Группы по оказанию услуг компаниям сектора высоких технологий, телекоммуникаций и СМИ международной сети "Делойт". — Одной из вероятных причин является стоимость: устройства Wi-Fi 6 более доступны по цене и наличию, чем продукты 5G. Наряду с этим для Wi-Fi 6 применяется бесплатный и нелицензируемый спектр частот, в то время как устройства 5G требуют наличия у компании лицензии от провайдера или государственного органа на использование частотного спектра".
"Вопрос использования спектра для России будет особенно актуальным, с учетом остающегося до сих пор нерешенным вопроса доступности для использования под 5G частот в диапазоне 3,6-3,8 ГГц", — добавляет Антон Шульга, партнер, руководитель группы по работе с технологическими и медийными компаниями "Делойт" в СНГ.
Цифровые копии любимых моментов
Невзаимозаменяемые (уникальные) токены (NFT) представляют собой уникальные цифровые идентификаторы, хранящиеся в блокчейне и позволяющие фиксировать права собственности на мультимедийные данные. Сегодня с помощью таких токенов спортивные фанаты могут не только просматривать, но и приобретать лицензионные цифровые мультимедийные записи, содержащие их любимые игровые моменты. Уникальные токены могут использоваться при покупке различной спортивной атрибутики — от открыток до цифрового видео — и, скорее всего, прочно займут свое место на рынке спортивного контента. По прогнозам "Делойта", в 2022 году объем сделок с цифровым контентом, приобретаемым за уникальные токены, превысит 2 млрд долл. США, что почти в два раза выше, чем в 2021 году.
"Мы ожидаем, что к концу 2022 года в мире будет насчитываться 4–5 млн спортивных фанатов, которые приобретут или получат в подарок коллекционные цифровые спортивные артефакты за NFT-токены, — отмечает Антон Шульга. — С определенной вероятностью можно утверждать, что интерес к спортивным NFT-токенам будет поддерживаться активностью в других сегментах рынка уникальных токенов, включая покупку оцифрованных предметов искусства. Уже в августе 2021 года доход от продажи пяти наиболее ценных цифровых экспонатов превысил 100 млн долл. США".
50-я годовщина рынка игровых консолей
В 2022 году рынок игровых консолей отметит свой 50-летний юбилей в добром здравии, с рекордной выручкой, широкой линейкой новейших продуктов и надежными предпосылками для дальнейшего роста. По прогнозам "Делойта", в 2022 году продажи на рынке игровых консолей составят 81 млн долл. США, превысив уровень 2021 года на 10%. Ожидается, что средняя выручка на одного пользователя консоли (к концу года их будет насчитываться 900 млн) составит 92 долл. США, что заметно выше аналогичного показателя среди игроков, использующих персональные компьютеры и мобильные телефоны (23 и 50 долл. США соответственно).
По оценкам, продажи программного обеспечения для консолей после 2022 года продолжат расти и составят почти 70 млрд долл. США к 2025 году. Прогнозируется, что доля покупок цифровых игр в общем объеме продаж, включая скачивания, подписки, приобретение абонементов на получение доступа к играм, платежи через приложения, увеличится с 65% в 2022 году до 84% в 2025 году.
Высокий спрос на гаджеты медицинского назначения
Прогресс в области использования датчиков и искусственного интеллекта (ИИ) помогает миллионам людей обнаруживать и справляться со множеством хронических заболеваний, а также бороться с серьезными болезнями. Настало время, когда эти технологии стало возможным применять в небольших устройствах, которые носят на запястье, и сравнимых по размеру с мелкой монетой, что послужило причиной их быстрого распространения. По прогнозам "Делойта", в 2022 году на мировой рынок поступит около 320 млн пользовательских устройств для осуществления контроля за здоровьем и физической формой, а в 2024 году — уже 440 млн. Развитию этой тенденции способствует появление на рынке новых моделей и их расширенное применение поставщиками медицинских услуг.
Популярность таких устройств возрастет, если врачи сочтут их полезными, а пользователи убедятся, что их персональным данным ничего не угрожает. Наряду с этим отмечен значительный рост продаж мобильных приложений для ментального здоровья. Ожидается, что в 2022 году расходы на покупку таких программ во всем мире составят 500 млн долл. США. Ежегодному росту продаж подобных приложений способствует тот факт, что почти 800 млн людей в мире (11% населения) испытывают те или иные сложности психологического характера. На фоне пандемии люди стали больше беспокоиться о своем психологическом здоровье, ощутив ухудшение общего самочувствия и значительно чаще испытывая депрессию, беспокойство, а также симптомы посттравматического стресса.
Борьба за клиента на рынке потокового видео
В условиях, когда ведущие поставщики потокового видео выходят на международный уровень, а национальные мультимедийные компании развивают собственные потоковые сервисы на местных рынках, рост конкуренции дает потребителям богатый выбор и, как следствие, ускоряет отток подписчиков. По прогнозам "Делойта", в 2022 году будет отменено как минимум 150 млн платных подписок на потоковое видео по запросу (SVOD), из-за чего показатели оттока абонентов на отдельных рынках составит до 30%.
"Лояльность подписчиков довольна низка и на российском рынке, что уже сейчас является сложностью для SVOD-сервисов — окупить затраты на маркетинг за счет только одного удавшегося сериала бывает очень сложно, а для постоянного удержания зрителя шедевры должны выходить на экран один за другим", — отмечает Антон Шульга.
В то же время число новых подписок в целом превысит число отмененных, а среднее количество подписок в расчете на одного человека возрастет, причем на рынках, демонстрирующих наибольший отток, многие пользователи, ранее аннулировавшие свою подписку, могут приобрести ее повторно. Все эти признаки указывают на то, что рынок SVOD развивается и наращивает свою конкурентоспособность. По мере развития глобального рынка пользователи в различных регионах будут демонстрировать разную чувствительность к тратам на контент, что потребует индивидуального подхода к внедрению инноваций в бизнес-моделях и методах повышения рентабельности.
Что касается телевидения, то в Deloitte считают, что его "золотой век" подходит к концу. По данным аналитиков, 2022 год станет в Великобритании последним годом, когда число просмотров традиционного ТВ составит более 50% от общих показателей теле- и видеосмотрения на всех платформах в совокупности.
Аналитики полагают, что доля смотрения традиционного ТВ, которая составляла 73% в 2017 году, упадет до 53% в 2022 году, а затем до 49% в 2023 году. В компании подчеркнули, что тенденция на британском рынке будет характерна и для многих других стран.
Регулирование в сфере искусственного интеллекта
"Делойт" ожидает, что в 2022 году системное регулирование применения ИИ станет предметом оживленных дискуссий во всем мире. Несколько предложений уже рассматриваются, но вряд ли найдут отражение в законодательстве до 2023 года или позже. В некоторых странах могут попытаться полностью запретить целые области применения ИИ, например, распознавание лиц в общественных местах, систему социального рейтинга и сублиминальную рекламу.
Острая необходимость защиты данных в приложениях ИИ приведет к стремительному распространению новых технологий, обеспечивающих сохранность личной информации, таких как гомоморфное шифрование и федеративное машинное обучение. В 2022 году рост продаж этих двух технологий, уже применяемых ведущими компаниями, будет измеряться двузначными цифрами, а размер их рынка превысит 250 млн долл. США (к 2025 году — 500 млн долл. США).
Высокие технологии в контексте охраны окружающей среды, социальной ответственности и корпоративного управления (ESG)
В 2022 году количество используемых смартфонов, самых популярных устройств в мире, достигнет 4,5 млрд, а связанные с ними выбросы двуокиси углерода (в том числе в углеродном эквиваленте) составят 146 млн тонн, что соответствует выбросам углерода, образуемым ежегодно 32 млн людей. Основная часть этих выбросов (83%) относится к процессам производства, поставки и первому году использования смартфонов. В связи с этим единственным надежным способом сокращения выбросов, связанных со смартфонами, является продление предполагаемого срока их службы.
Для того чтобы это стало возможным, обновления программного обеспечения и систем безопасности должны быть доступны как минимум в течение пяти лет. Поэтому поставщики смартфонов могут начать предлагать устройства по более высокой цене, взимать экологическую надбавку с потребителей или включать в стоимость устройства услуги и сервисы (магазины мультимедийных услуг и приложений, интернет-хранилище, продажи дополнительного оборудования (например, наушники Bluetooth, продажи которых, по прогнозам, вырастут на 35% в 2022 году), комиссии по страховым взносам и финансовым продуктам, связанным с покупкой или арендой смартфонов.
Обеспечение социокультурного разнообразия, справедливости и равных возможностей: хотя крупнейшие участники отрасли прикладывают все усилия для устранения гендерного дисбаланса (в 2022 году доля женщин среди работников достигнет 33%), женщин, занимающих технические должности, по-прежнему меньше, чем мужчин на 8%. В результате пандемии 57% женщин в отрасли высоких технологий, телекоммуникаций, развлечений и СМИ запланировали поменять место работы в ближайшие два года, а 22% женщин вообще задумываются о том, чтобы уйти с работы из-за высокой нагрузки, которая сказывается на их здоровье. По оценке "Делойта", уроки, извлеченные из ситуации вокруг пандемии, включая повышение приоритетности модели удаленной работы, могут способствовать значительному расширению социокультурного многообразия в среде персонала компаний отрасли и улучшению результатов самих компаний.
Ежегодное исследование "Прогнозы развития отраслей высоких технологий, телекоммуникаций, развлечений и СМИ", подготовленное международной сетью "Делойт", содержит обзор ключевых тенденций, которые могут внести масштабные изменения в работу компаний и жизнь потребителей по всему миру.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии