Мировые медиагиганты: MCI Inc.

23.10.2015 05:59
У постоянных читателей нашей рубрики может сложиться впечатление, что телекоммуникационный бизнес в США — это что-то вроде золотого билета. Раз уж он тебе попался, то место у окошка тебе обеспечено. Осталось только заложить руки за голову и наслаждаться поездкой с ветерком. Конечно же, это не так. Для многих компаний бизнес идет вовсе не так гладко, как кажется. Достаточно посмотреть на MCI Inc.
 
Они прыгнули в автобус вовремя, в самом начале 80-х. Это время можно назвать началом телекоммуникационного бума в США. Проблема в том, что за рулем этого автобуса находился человек, которого позднее назовут одним из величайших мошенников современной Америки.
 
История
Оператор MCI Inc. появился на свет в 1997 году в результате слияния двух компаний: WorldCom и MCI Communications. До слияния WorldCom занимал второе место в Соединенных Штатах на рынке телефонной связи (первое занимали AT&T). В 90-х компания показывала динамичные темпы роста. Это позволяло руководству оператора быстро принимать решения, способствующие расширению бизнеса. Так, в период с 1992 по 1997 год был заключен ряд сделок, в рамках которых WorldCom подминал под себя более мелких конкурентов: Advanced Communications Corp. (1992), Metromedia Communication Corp. (1993), Resurgens Communications Group (1993), IDB Communications Group, Inc. (1994), Williams Technology Group, Inc. (1995) и MFS CommunicationsCompany (1996). Венцом, так сказать, коллекции стали MCI Communications.
 
 
MCI Communications, в свою очередь, является компанией древней. Ее основала корпорация Microwave Communications, Inc. во главе с Джоном Гокеном в 1963 году. Цель основания довольно необычна — компания MCI Communications была призвана стать инструментов в борьбе с существовавшей на тот момент монополией на рынке телефонии в Штатах.
 
 
Главным монополистом долгое время оставалась ранее упомянутая AT&T. Ее политика была простой — не предоставлять услуги тем компаниям, которые смогут впоследствии составить конкуренцию монополисту. Однако сразу же после основания MCI Communications Джон Шокен обратился с иском в Федеральную комиссию по связи, где требовал в судебном порядке изменить порядок работы AT&T с другими операторами. Иск был полностью удовлетворен, а апелляция со стороны AT&T отвергнута.
 
Справедливости ради стоит добавить, что остальные телефонные компании не спешили открывать шампанское. AT&T использовала все возможные рычаги давления на власти, чтобы сохранить статус-кво, который окончательно был отменен только в середине 80-х в рамках кампании по борьбе с монополиями в телекоммуникациях.
 
Открытие рынка 80-х
После успешного завершения кампании антимонопольщиков телекоммуникационный рынок США наконец был открыт для других компаний (а не только для AT&T). В первую очередь это вытолкнуло такие компании MCI и Sprint, которые уже находились, что называется, на низком старте. Однако свои усилия они направили не только на борьбу за абонентов, но и на всяческие подтрунивания над потерпевшим поражение гигантом.
 
В частности MCI "пинали мертвого льва" с помощью рекламных роликов. Они использовали тех же актеров, что и AT&T, то есть узнаваемые образы и персонажей. Например, в одной из реклам AT&T была сцена, когда плачущая женщина, отвечая на вопрос, почему она плачет, говорила: "Он сказал, что любит меня". Речь шла о сыне, находящимся в другой части страны. Этот ролик был одним из самых успешных у AT&T в рамках кампании ReachOut ("Достучаться", "Дотянуться", "Протянуть руку").
 
В версии же MCI та же самая женщина вновь плакала. Но кода муж спросил почему, она ответила: "я только что получила счет за телефон". Далее вступал закадровый голос: "Вы не говорите слишком много, вы простослишком много платите. MCI: Новая национальная телефонная компания". Гениально, не правда ли? Броско, смело и в самую цель.
 
MCI Satellite, Inc.
Но говорить о том, что до открытия рынка ребята MCI только и занимались тем, что рыли AT&T яму, будет неправильным. В конце 70-х было создано подразделение MCI Satellite, Inc. Как ясно из названия, его задачей было создание сервиса спутниковой телефонии. 
 
В MCI рассудили здраво — зачем тратить бешеные деньги на то, чтобы протянуть через всю страну кабель, когда сигнал можно доставлять беспроводным способом. "Куда угодно, откуда угодно". Для этого в 1971 году было создано совместное предприятие MCI Lockheed Satellite Corp., куда была привлечена компания Lockheed Missilesand Space Company, занимающаяся разработками в аэрокосмической сфере.
 
Однако этой идее не суждено было осуществиться. Уже через год проект испытал на себе недостаток финансирования, а немногим спустя был вынужден привлечь дополнительного партнера. Им стала компания IBM, не нуждающаяся в представлении. В итогеIBM стала единоличным собственником проекта, так как в последующие несколько лет и MCI, и Lockheed Missilesand Space Company продали свои доли.
 
Но по иронии судьбы этот же самый проект, поменявший свое название на Satellite Business Systems (SBS) вернулся к MCI в 1984 году. Цена сделки составила $400 млн.
 
Инновации
Кроме того, MCI известна как одна из первых, а может быть и самая первая компания, которая ввела программу лояльности для абонентов. Программа называлась Friends&Family и сводилась к элементарному — при звонках внутри сети MCI абонент платил меньше. Сейчас такой маркетинговый ход вряд ли можно считать новаторским. Но в начале 80-х — другое дело.
 
Кроме этого, MCI первые стали использовать одномодовый оптиковолоконный кабель. А наиболее ярким достижением MCI определенно можно было считать сервис "Звонок за счет абонента". За время существования сервиса телефонный ролик 1-800-COLLECT прорекламировало бесчисленное количество звезд, а сама услуга стала настоящим прорывом в сфере телекоммуникационных услуг.
 
Также MCI Communications предприняла ряд попыток выйти на рынок платного телевидения. Но они оказались безрезультатными.
 
Голубой воришка Бернард Эбберс
Все эти нововведения позволили компании укрепиться на рынке и принесли руководству щедрые дивиденды. Однако миллениум ознаменовался для всей отрасли началом полномасштабного кризиса. Кроме того, MCI столкнулась с проблемой: Федеральная комиссия по связи США не одобрила слияние MCI и Spirit. Антимонопольщики усмотрели в готовящейся сделке угрозу для рынка.
 
Кроме того, в 2000 году произошла неприятная история. Генеральный директор MCI Бернард Эбберс приобретал личное имущество и бизнес с помощью кредитных программ, которые были поддержаны его активами в WorldCom. В результате маржинальной торговли Эбберс получает много требований обеспечить дополнительный имущественный залог за эти кредиты. (В число личных активов входили яхты, отели, фермы, транспортная компания, хоккейная команда низшей лиги и многое другое).
 
Совет директоров WorldCom разрешает ему серию кредитов и кредитных поручительств на сумму в $400 млн. Однако Эбберс избрал неправильную стратегию работы с кредиторами, которая сводилась к пресловутому мошенничеству с финансовой отчетностью. План быстро провалился. Обман был раскрыт, а Эбберс отправлен в отставку. 
 
 
Эта махинация позволила Бернарду Эбберсу войти в историю как человеку, провернувшему (на тот момент) самую крупную финансовую аферу в истории США. И это при том, что в детстве Эбберс был кристально честным ребенком.
 
Вообще, биография этого человека довольно кинематографична. Чего только стоит тот факт, что руководитель столь крупной компании получил физкультурное образование, да и то с третьей попытки. И этот человек нагрел инвесторов на несколько миллиардов долларов. Правда, итогом этой аферы стала не вилла на Багамских островах, а двадцатипятилетняя отсидка в некомфортабельной камере Оукдейлского Федерального Исправительного Комплекса в Луизиане.
 
В 2002 году результатом крупнейшего корпоративного скандала с мошенничеством стало банкротство MCI. Четыре года спустя Verizon приобрел MCI за $7.6 миллиардов.
 
Что до Эбберса, то он был осужден в 2005 году. Спустя четыре года попал в десятку самых коррумпированных генеральных директоров всех времен. А в 2013 Portfolio.com и CNBC наградили горе-бизнесмена званием одного из худших генеральных директоров в американской истории.

Об авторе

Кирилл Иваничкин
Обозреватель "Кабельщика"