Мировые медиагиганты: Dish Network

25.09.2015 11:33
Американский спутниковый оператор Dish Network, более известный как Dish, является одним из крупнейших поставщиков спутникового телевидения и интернета не только в США, но и на территории всего североамериканского континента. По состоянию на май 2015 года услугами этого оператора пользовались 35,8 млн человек, а общее число сотрудников насчитывало свыше девятнадцати тысяч. При этом штаб-квартира компании расположена не в Силиконовой долине и не в небоскребе на Манхэттене. Центральный офис Dish укрылся в небольшом городке Меридиан, Колорадо.
 
История
Спутниковый оператор Dish появился в 1980 году как дочернее предприятие крупной корпорации EchoStar Corporation. Однако выяснить, чем именно Dish занимался на протяжении первых пятнадцати лет, не представляется возможным. Для простых американцев эта марка стала известна лишь в 1996 году, когда EchoStar стала использовать бренд Dish для доставки спутникового телевидения широкому потребителю.
 
1995 год ознаменовался удачным запуском спутника EchoStar I, первого спутника EchoStar Corporation. И в Dish приступили к делу, начав подключать первых абонентов. На сегодняшний день в арсенале обеих компаний множество спутников, девять из которых являются собственностью EchoStar Corporation, остальные эксплуатируются на условиях аренды.
 
 
В 2008 году Dish отпочковался от своей материнской компании. Однако и по сей день Dish и EchoStar связывают крепкие партнерские отношения. По-другому и быть не могло, так как оба бренда основал один человек — Чарльз Эрген. В этой связи рассматривать компании в отрыве друг от друга просто невозможно.
 
Счастливая раздача
Чарльз Эрген родился в 1953 году в Теннесси, в семье бухгалтера и физика-ядерщика. Он получил степень бакалавра в местном университете и начал свою карьеру с работы бухгалтером, а чуть позднее занялся профессиональной игрой в покер и блэкджек. То есть, деньги у Чарльза водились.
 
Стартовый капитал на свой собственный бизнес он набрал именно таким способом — играя в карты и обманывая казино. Эргену довольно долго удавалось ловить удачу за хвост. Но однажды его с Джимом ДеФранко, дружком Эргена, уличили в подсчете карты и вышвырнули из казино. Это произошло в 1980 году в пустынной Неваде. И именно тогда паре профессиональных картежников выпала лучшая комбинация в жизни — им пришла в голову мысль заняться телекоммуникационным бизнесом, а точнее спутниковым телевидением.
 
 
В том же году вместе с ДеФранко и своей будущей женой Кенти Чарльз Эрген основал EchoStar, вложив в компанию $60 000. Их целевой аудиторией стали жители сельских районов Колорадо. Эрген и ДеФранко колесили по окрестностям штата, продавая тарелки для приема спутникового сигнала прямо из грузовика.
 
Через десять лет упорной работы EchoStar вышла в высшую лигу. Эрген провернул махинацию с бросовыми облигациями (на сумму $335 млн) и приобрел несколько орбитальных слотов. Двумя годами позже Федеральная Комиссия по связи США выдала EchoStar лицензию на непосредственное спутниковое вещание. Прибыль компании увеличилась вдвое — до $20,4 млн. 
 
Digital Sky Highway или просто DISH
Как мы уже говорили ранее, Dish появляется на сцене лишь весной 1996 года. Так уж случилось, что тягаться молодому бренду пришлось с такими акулами, как DirecTV, Primestar и United States Satellite Broadcasting. Но то ли благодаря напористости партнеров, то ли благодаря везению картежников, дела моментально пошли в гору.
 
Dish начал с пяти пакетов, абонентская плата за которые варьировалась от $19,99 до $59,99. Уже в августе 1996 года (то есть спустя всего несколько месяцев), Dish Network обслуживал уже 100 000 клиентов. А после запуска спутника Echostar II в сентябре 1996 года к Dish за три-четыре месяца подключилось еще 350 000 абонентов. Итого. 450 000 абонентов менее чем за год. Неплохо, а?
 
 
Модус операнди
Поначалу шулеры добивались результатов демпингом и постоянными скидками. А потом и попросту стали раздавать тарелки бесплатно. А теперь давайте просто пофантазируем: на дворе середина 90-ых, технологии шагают вперед резкими скачками, словно пульсируют, а герои каждого второго популярного фильма, убегая от гонящихся за ними бандитов, заезжают в придорожный мотель, где обязательно недовольным тоном произносят коронную фразу — "здесь даже нет кабельного/спутникового". А тут как раз Чарльз Эрген разбрасывает бесплатно свои тарелки прямо из грузовика. Какая уж тут конкуренция? 
 
Вряд ли кто-то захотел бы иметь такого конкурента под боком. В одном из материалов ВВС Чарльза Эргена описывали как человека с "классическим мышлением для стартапа", при этом с крайне агрессивной манерой ведения бизнеса.
 
Эрген уверен, что спорт — это первый шаг к тому, чтобы заработать миллион долларов. Поэтому ежегодно бизнесмен устраивает походы для сотрудников компании. Подобное поведение отлично вписывается в нарисованный ВВС портрет.
 
Все это очень по-американски. Там, как нигде, ценят успешных людей, способных одной рукой забороть немейского льва, другой написать натюрморт, при этом решая в уме логарифмические уравнения. При этом Эрген делает главное — ставит себя на место покупателя. И эта смелость и клиенто-ориентированность вывела компанию на второе место Индекса удовлетворенности потребителей в США среди телевизионных провайдеров.
 
Хотя и без неприятных инцидентов не обошлось. К примеру, в 2009 году Федеральная комиссия по торговле оштрафовала Dish за нарушение прав потребителей посредством некорректного телемаркетинга.
 
Ранее, в 2004 году, тринадцать штатов обратились в суд с просьбой привлечь к ответственности EchoStar Corporation (как владелицы Dish Network) за сокрытие полных условий договора для потенциальных клиентов. Итогом такой политики стало недовольство скрытыми платежами. Руководство Dish выплатило $5 млн и пообещало уведомлять клиентов о полных условиях соглашения до подписания договора.
 
 
Еще из неудобств — платная доставка оборудования. То есть вне зависимости от того, подпишет ли клиент контракт с оператором или откажется в самый последний момент, за доставку тарелки придется заплатить. Причем довольно неприятную сумму, которая на сентябрь 2014 года составляла $17.
 
Стоит также отметить тот факт, что в 2012 году Dish Network была названа "худшей компанией-работодателем Америки". Рейтинг составлен на основе отзывов, оставленных на специализированном сайте Glassdoor.com. Эту оценку вряд ли можно считать объективной, так как зачастую гневные комментарии оставляют обиженные сотрудники, а не независимые эксперты. Но тем не менее...
 
"Ваше телевидение сосет!"
Характер Dish Network отлично проявился в рекламной кампании "Миллионы американцев живут с телевидением, которое сосет". Разумеется, смелое заявление пришлось замаскировать под гипертрофированное сосание. А точнее засасывание. В рекламных роликах телевизор, подключенный к другим операторам, непременно пытался засосать все, что не прибито к полу. Зато подключенный к Dish — сосать наотрез отказывается. Чудо, а не телевизор.
 
Агентство Publicis West было так довольно собственной работой, что запустило целую интернет-площадку SuckFreeTV.com. На сайте можно посмотреть все ролики о "сосущем" телевидении, а также просмотреть фотогалерею с последствиями этих "отсосов" и даже сыграть в мини-игру... на эту же тему — "Телевидение не должно сосать. Узнай, как это прекратить". 
 

 
Разумеется, такую смелую рекламу оценили далеко не все. Многие обеспокоенные мамаши не раз высказывались против того, чтобы Dish учила их детей грязно выражаться.
 
Прения с медиа-гигантами
Однако, не все у Dish так безоблачно, как кажется. В мае 2012 года четыре медиа-гиганта — NBC, CBS, ABC и Fox — подали на спутникового оператора в суд. Причиной иска послужила инновация с безобидным названием Autohop.
 
Что же такого страшного в этом "автохопе", что заставило не одну, не две, а сразу четыре крупнейшие компании обратиться с претензией в суд? Все просто. Autohop — это не что иное, как отсекатель рекламы. Он записывает целые программы, но на этапе воспроизводства отсекает "неинтересные" врезанные куски контента. Другими словами, рекламу. Видеорекордер Dish Network под названием The Hopper стал желанным в каждом доме, а самого оператора тут же перевел в разряд компании с человеческим лицом.
 
 
Зритель, ясное дело, не хочет понимать, зачем реклама нужна. Он не хочет понимать, что она дает средства для производства контента и существования телеканалов как таковых. Зритель хочет The Hopper. И его можно понять. Ведь приставка записывает до 2000 часов телевещания в HD-качестве. Обслуживание приставки The Hopper обходится в 99 долларов предоплаты и еще 10 долларов в качестве ежемесячной абонентской платы. Примечательно, что без функции AutoHop обслуживание стоит 6 долларов.
 
Приставка действительно стала самой настоящей угрозой для мирового рекламного рынка. При популяризации такого отсекателя рекламы охват аудитории роликов значительно сократился бы, а то и вовсе свелся бы к нулю.
 
И хотя телекомпании пока безуспешно борются с детищем Чарльза Эргена, в Dish Network иногда идут на уступки. Так, например, по требованию владельцев функция "автопрыжка" не работала в прайм-тайм на каналах ABC (Disney) и CBS.
 
Слияние с T-Mobile US
В 2012 году Dish Network осуществил первую попытку выхода на рынок мобильной связи. При этом предполагалось, что осуществлено это будет с помощью компании Spirit. Главным конкурентом при покупке стал японский SoftBank.
 
При этом в прессе периодически всплывали возмутительные заявления со стороны Dish Network, призывающие оппонента отойти в сторону. Направо и налево представители спутникового оператора заявляли, что у японцев нет достаточного количества англоговорящих сотрудников, чтобы справиться с новым сложным активом. Однако этот черный пиар не сыграл Dish на руку. Spirit предпочел SoftBank.
 
В июне 2015 года журналисты Wall Street Journal заговорили о реванше Dish. В этот раз Чарльз Эрген ведет переговоры о слиянии с T-Mobile US, наиболее динамичным, по мнению экспертов, игроком на рынке связи в Соединенных Штатах, четвертым по величине в стране.
 
Отмечается, что еще до того, как компании договорились о финансовых аспектах сделки (то есть об основных вещах), главы операторов уже поделили зоны влияния в новом возможном формировании. Так, Чарльз Эрген займет пост председателя совета директоров, а Джон Леджер, президент T-Mobile US — пост генерального директора.
 
Меридиан
В заключение статьи о Dish Network и EchoStar Corporation я бы снова хотел вернуться к Меридиану. Маленькому городку в самом сердце Колорадо. Город, где по данным за 2000 год проживало 184 человека, стоящий в подбрюшье горной гряды, окруженный соснами. В вековом, почти буддийском спокойствии. Странно, правда? Каким образом скромный Меридиан соотносится со столь активной и агрессивной компанией, из истории которой можно состряпать довольно посредственный, но все же киносценарий? Кто знает. Может быть, дело в эксцентричности Чарльза Эргена. Может, в его любви к походам.
 
 
Но, кажется, что чего-то такого не хватает нашим, отечественным компаниям. Не хватает характера, индивидуальности. Она может проявляться в чем угодно — от легкого авантюризма до экстравагантности основных спикеров. Но некоторым действительно стоит учитывать, что клиенты очень не любят бездушные компании.

Об авторе

Кирилл Иваничкин
Обозреватель "Кабельщика"