Гибридный двигатель торговли

24.07.2012 22:30

В условиях сурового российского телерынка оператор вынужден искать дополнительные способы повышения если не ARPU, так хотя бы рекламной выручки. Оригинальный способ дополнительного заработка на своих цифровых услугах демонстрирует «Актив ТВ».

Раньше на ниве телеторговли работали исключительно телемагазины, но теперь в этот рынок вошел оператор связи. Новый формат рекламы, предлагаемый оператором, позволяет абонентам заказать товар или услугу, не отходя от экрана телевизора. Однако, пока неясно, будет ли услуга пользоваться спросом, и стоит ли операторам цифрового ТВ брать эти эксперименты на вооружение.
 
Итак, что собой представляет новшество от «Актив ТВ»
Рекламодатели могут размещать в меню интерактивные рекламные блоки, которые при нажатии, переведут заинтересовавшихся покупателей на страницу покупки товара или услуги. Оператор добивается того, чтобы в телевизоре появилось нечто вроде интернет-магазина, но канал доставки контента (телевизор) также роднит эту услугу и с «магазинами на диване». Так что услуга представляет собой некий гибрид, взявший от интернета интерактивность, а от телевидения — монитор.
 
Суть интерактивной рекламы заключается в том, что к пользовательским интерфейсам добавляются интерактивные рекламные блоки. При нажатии на них заинтересовавшиеся объявлением абоненты переходят на страницу, с которой можно моментально приобрести понравившийся товар или услугу, а также ознакомиться с предложением более детально.
 
Рекламные баннеры располагаются в ряде пользовательских интерфейсов:
 
— Мультимедийная программа передач;
— Видеотека;
— Главное меню;
— Интерфейс переключения каналов.
Абоненты оператора, решившие воспользоваться функционалом своих телеприемников, неминуемо наткнутся на послание рекламодателя. По статистике «Актив ТВ», каждый абонент в среднем переключает интерфейсы от 8 до 12 раз в день или до 360 раз в месяц.
 
Помимо обыкновенных статичных баннеров можно также разместить интерактивные баннеры, которые позволят абонентам переходить на страницы с подробным описанием товара или услуги, а также слайд-шоу. Пока потенциальный покупатель изучает рекламное предложение, эфир останавливается и записывается на приставку. Таким образом, после ознакомления с рекламным объявлением, человек возвращается к просмотру телеканала с того момента, на котором остановился.
Еще один формат: активный баннер с возможностью совершить покупку, всплывающий во время тематических программ. Размещение рекламных объявлений производится в соответствии с тематикой передачи, которая идет в настоящий момент. То есть, рекламодатель, продающий, например, средство для борьбы с простудой, может поместить рекламное объявление во время показа передачи о здоровье. Покупатель также может ознакомиться с подробным описанием продукта, заказать консультацию, положить его в «семейный магазин» (аналог «Корзины»), или же сразу приобрести товар.
 
Чтобы осуществить точное таргетирование рекламных сообщений по тематике программ, используется описание передач, составленное группой редакторов для EPG. По этому описанию рекламный отдел планирует и размещает рекламные объявления. Таким образом, каждый зритель может получать именно ту рекламу, к которой его подготовит соответствующая программа на телеэкране. Но если адресность рекламных обращений — большой плюс, то словосочетание «всплывающий баннер» немного настораживает.
 
Больше всего предложение «Актив ТВ» роднит интернет-магазинами сервис «Телекоммерция». Он вмещает в себя подробное описание товаров и услуг, рекламные ролики, слайд-шоу, возможность заказа и покупки. Абоненты могут выбрать любой понравившийся им товар и подробно изучить его при помощи внутренних страниц с описанием.
 
Для рекламодателя использование этих услуг особых сложностей не вызовет. Ему просто нужно определиться с форматом рекламного обращения и прислать оператору рекламные материалы (описание, фотографии, видеоролики и т.д.), чтобы специалисты перевели их в нужный формат. После финального согласования с рекламодателем, объявление начинает транслироваться через спутник на приставки «Актив ТВ». Весь процесс занимает несколько дней.
 
 
О новом формате рекламы «Кабельщику» рассказал заместитель Генерального директора «Актив ТВ» Михаил Фастовец:
 
Рекламные форматы «Актив ТВ» на данный момент уникальны, и в России аналогичных рекламных проектов не существует. Опыт наших зарубежных коллег показывает, что интерактивная реклама, позволяющая напрямую обратиться к прямому покупателю, более востребована, чем видеореклама (которую зритель чаще всего перематывает, или переключает канал), или интернет-реклама, воспринимаемая обычно как спам. В США 78% рекламодателей отдают предпочтение интерактивным сервисам на телевидении, максимально сокращая дистанцию между продавцом и покупателем.
 
Используемые рекламные форматы адаптированы к эфиру, гармонично привязаны к контенту и наиболее эффективно доносят до телезрителей всю ценность рекламного продукта. Некоторые российские рекламодатели уже оценили возможности такой рекламы. Мы работаем с некоторыми крупными брендами, и в ближайшее время в «телекоммерции» появятся новые рекламные продукты.
Аудитория рекламных сообщений — люди активные, работающие, путешествующие, часто заказывающие товары и услуги через интернет из любой точки мира. Благодаря нашим сервисам они могут заказать товар себе домой в тот момент, когда действительно готовы к покупке.
 
Периодические интерактивные опросы показывают, что зрители не только не обеспокоены рекламой, но и в большей степени заинтересованы предложением купить товар, или узнать о нем подробную информацию. Описание товаров и услуг, слайд-шоу, видеоролики, анкеты и опросники — делают рекламу интересной и увлекательной. Кроме непосредственной покупки, мы предлагаем записаться на тест-драйв, получить пробник косметической компании, воспользоваться услугами клининговых компаний, услугами такси и т.д. Наша реклама ненавязчива: появляется там, где ее ожидают увидеть.
 
 
Прокомментировать перспективы экспериментального формата мы попросили специалистов в области телевизионной торговли. Комментирует Владимир Молоканов генеральный директор ТТС ТВ:
 
Услуга, которую предлагает «Актив ТВ», безусловно, новая и оригинальная для нашего рынка. Я всячески приветствую попытки найти некие новые способы сделать ТВ более интерактивным и, в конечном счете, более удобным для зрителя-абонента. Но, если сравнивать эту услугу с телемагазинами, то я уверен, что появление возможности продажи товаров и услуг через сервис оператора никак не отразится на их работе.
 
Во-первых, аудитория «Актив ТВ» существенно меньше, чем у любого существующего телемагазина.
 
Во-вторых, многие товары в нашем магазине являются эксклюзивными, и пересечений по ним будет немного.
 
В третьих, эта услуга больше напоминает модель интернет-магазинов, с которыми мы не конкурируем, ибо у нас другая аудитория и бизнес-модель.
 
Не знаю, насколько все это удобно. Если для покупки в телемагазине необходимо совершить минимум телодвижений (набрать номер на экране), за вас все заполнит и оформит оператор на телефоне, то в данном случае, необходимо разбираться, переходить по ссылкам... в общем, не все к этому готовы.
 
Если говорить о сотрудничестве с телемагазинами, то оно всегда возможно. Но об этом можно будет говорить, когда услуга станет действительно массовой.
 
Комментирует Директор по развитию сети Topshop TV & TV Mall Илья Точилов:
 
Насколько я понимаю, «Актив ТВ» зарабатывает на подписке, но теперь, по сути, собирается «засорить» свой сервис всплывающей рекламой. Это как в одном крупном спутниковом операторе: купил его комплект и не знаешь, куда деться от рекламных объявлений. Хочешь переключить канал — нет, посмотри сначала рекламку. Или смотришь передачу, а тут тебе баннер! Деньги это, конечно, принесет, но где же забота о лояльности абонентов?
 
Думаю, этот сервис никак не повлияет на работу телемагазинов, так как аудитория оператора не является для нас на сегодняшний день стратегической. Ключевая аудитория телеканала TOPSHOP TV — это женщины 35+. Аудитория же «Актив ТВ», по моему мнению — это мужчины 25+.
 
Конкуренции между такими сервисами и телемагазинами не может быть однозначно. По крайне мере пока они не докажут свою эффективность, и их не начнет повсеместно внедрять «Большая тройка». Считаю, что разработчикам подобных сервисов необходимо, прежде всего, плотно работать с уже существующими телемагазинами (так как у нас имеется огромный опыт и вся необходимая инфраструктура), а не выдумывать велосипед.
 
Конкурировать бессмысленно, нужно искать BlueOcean (свободные ниши) и в таких сервисах как раз и может быть одно из направлений развития телевизионной коммерции только при условии тесного сотрудничества.
 
 
От редакции:
Судя по комментариям экспертов, появление такого сервиса никак не отразится на работе телемагазинов, ввиду слабого пересечения с аудиторией последних. А это значит, что интерактивная реклама и «телекоммерция» от «Актив ТВ» уютно разместятся в свободной от конкуренции нише телеторговли. И оператор сможет зарабатывать на аудитории, которую по каким-то причинам не смогли достать харизматичные ведущие телемагазинов.
 
Кстати, представители «Билайн ТВ» сообщили «Кабельщику», что компания также планирует введение сервиса интерактивной рекламы: «Продукта, который можно было бы презентовать зрителям, у нас пока нет, но работа в этом направлении ведется».

Об авторе

Влас Бабинец
Корреспондент в «Кабельщик»
Алексей Бырдин