По данным "ТМТ Консалтинг", на конец 2021 года в России насчитывалось 185,7 тыс. публичных точек Wi-Fi доступа, организованных и обслуживаемых операторами связи, рост за год превысил составил 3,7%. Выручка от услуги Wi-Fi в 2021 году составила 5,3* млрд руб., увеличившись на 2,8% по сравнению с 2020 годом.
В 2021 году на развитие рынка продолжал оказывать влияние фактор пандемии, тем не менее большинство крупнейших игроков рынка увеличили число точек доступа и отметили рост выручки.
На рынке малого и среднего бизнеса основными потребителями услуг остаются представители HoReCa, розничная торговля, торговые и бизнес-центры, медицинские центры, фитнес-центры, салоны красоты. Среди крупного бизнеса: крупноформатный ритейл (в т.ч. дарксторы), банки, компании сферы услуг, АЗС. Также интерес к организации беспроводных сетей проявляют представители государственного сектора.
В числе факторов, повлиявших на рост рынка рост можно выделить:
- Увеличение количества компаний, рассматривающих сеть Wi-Fi не просто как элемент проявления лояльности для своих посетителей, но и как маркетинговый инструмент развития бизнеса;
- Расширение аналитических инструментов продукта, интеграцию с внешними системами заказчиков;
- Использование сервиса для создание беспроводных сетей в многоэтажных офисах, складах, коворкингах, зданиях кампусного типа (несколько распределенных по территории зданий, относящихся к одному и тому же предприятию/компании);
- Цифровизация городской инфраструктуры и общественного транспорта;
- Рост проникновения услуги в социальной сфере.
Крупнейшими игроками на рынке публичного Wi-Fi в России в 2021 году стали: "Ростелеком", "МаксимаТелеком", "ЭР-Телеком", "ВымпелКом".
- "МаксимаТелеком". На долю компании в 2021 году пришлось 36% доходов на рынке публичного Wi-Fi доступа. В 2021 году количество точек, находящихся под управлением компании, выросло на 11% (включая партнерские сети). Рост связан с крупными проектами по развитию инфраструктуры для социально значимых объектов, пассажирских сервисов в подвижном составе общественного транспорта Москвы, расширением городских цифровых сервисов.
- "Ростелеком" в 2021 году остается лидером по числу обслуживаемых точек публичного Wi-Fi доступа – 56,5 тыс. (без учета проектов УЦН и ЦОС). Количество точек за 2021 год увеличилось на 8%. Выручка - на 38%. Опережающий рост выручки связан с началом полноценной тарификации в 2021 году ряда крупных проектов, физически реализованных в 2020 году, а также с продажей дополнительных сервисов.
- "ЭР-Телеком". Количество обслуживаемых компанией точек публичного Wi-Fi на конец 2021 года составляло порядка 26 тысяч (на 5% больше, чем годом ранее). Выручка по линейке продуктов Wi-Fi за 2021 год по отношению к 2020 году увеличилась на 17%. Опережающий рост выручки связан, в частности, с исполнением проектов, реализованных на действующей инфраструктуре по запросу государственных заказчиков.
Кроме того, стало известно, что на конец 2021 года количество абонентов широкополосного доступа в интернет в сегменте частных лиц в России достигло 34,8 млн, проникновение превысило 61%. Объем рынка составил 149,7 млрд руб.
В 2021 году темп роста абонентской базы в сегменте "население" снизился после всплеска новых подключений в период самоизоляции 2020 года, но сохранил положительную динамику (0,8% в 2021 году против 2,4% в 2020 году).
Рост выручки в B2C-сегменте в 2021 году сохранился, но замедлился до 1,0% с прошлогодних 3,4%. В сегменте частных пользователей по итогам 2021 года показатель ARPU составил 360 рублей (в 2020 году – 362 рубля).
Снижение данного показателя связано с увеличением проникновения конвергентных тарифных планов в абонентских базах крупных федеральных операторов, в первую очередь – МТС и "ВымпелКома". Кроме того, в 2021 году на рынке не отмечалось массового повышения тарифов домашнего ШПД.
ТОП-4 интернет-провайдеров по итогам 2021 года формирует 67% абонентской базы широкополосного доступа в интернет в B2C-сегменте в России.
- "Ростелеком" традиционно остается лидером на рынке фиксированного широкополосного доступа. В B2Cсегменте по итогам 2021 года размер абонентской базы оператора сократился на 0,8%, тем не менее, оператор продемонстрировал рост ARPU как от ШПД, так и blended, выручка оператора от интернет-доступа в сегменте физических лиц увеличилась почти на 2% за год. Компания сместила фокус на качество клиентской базы, продвижение конвергентных продуктов, допродажу цифровых продуктов существующим абонентам.
- В 2021 году компания МТС вновь стала лидером по темпам прироста абонентской базы фиксированного ШПД в B2C-сегменте и вышла на второе место по количеству пользователей. За год число абонентов оператора выросло на 361 тыс. (на 9,4%). Интеграция "Зеленой точки" оказала положительное влияние на усиление позиций компании в регионах, но также продолжался и органический рост на фоне популярности конвергентных предложений.
- "ЭР-Телеком". Размер абонентской базы компании почти не изменился по сравнению с предыдущим годом. Оператор реализует проект модернизации своей оптической сети ШПД, а также проект по подключению сельских жителей в российских регионах. В январе 2021 года "Ростех" и "ЭР-Телеком" выкупили контрольный пакет акций одного из крупнейших московских провайдеров "Акадо".
- В 2021 году число пользователей ШПД "ВымпелКома" увеличилось на 3,9% (на 110 тыс. абонентов). Оператор продолжил развиваться в направлении конвергенции мобильной и фиксированной связи. Кроме того, в 2020-2021 гг. "ВымпелКом" проводил масштабные работы по модернизации сети, которая затронула все регионы присутствия проводного ШПД "ВымпелКома". Одной из причин модернизации стало увеличение нагрузки на сеть во время самоизоляции. Также в 2021 году компания расширила зону охвата фиксированного ШПД и вышла на рынки новых городов, в т.ч. по программе FVNO.
На московском рынке проникновение по итогам 2021 года приблизилось к 90%, число абонентов – к 4,4 млн. Объем рынка – 16,1 млрд руб. Крупнейшими операторами остаются МТС (МГТС), "Ростелеком", "ВымпелКом", "Акадо".
В 2022 году ухудшение экономической ситуации несомненно окажет влияние на рынок, тем не менее, в сегменте частных пользователей значительного снижения абонентской базы и объемов рынка не ожидается. По опыту предыдущих кризисных периодов в российской экономике, в B2C-сегменте кризис мало что меняет в поведении пользователей - услуга является фактически базовой, а ее стоимость сравнительно невелика.
Индексация тарифов, проведенная в начале 2022 года большинством федеральных операторов и рядом региональных игроков, может привести к более высокому росту выручки, нежели в предыдущем году (около 2% по сравнению с 1% в 2021 году). Несмотря на то, что на фоне ухудшения общей экономической ситуации можно ожидать перехода части абонентов на более дешевые тарифы в целях экономии, или же отказа от услуги домашнего ШПД в пользу мобильного, большинство абонентов, вероятно, продолжит пользоваться услугой на текущих условиях своих тарифных планов.
*При подсчете объемов рынка в 2020 и 2021 гг. не учитываются доходы компании "Квант" от рекламы и монетизации трафика сети Wi-Fi "МаксимаТелеком". Изначально "Квант" являлся совместным предприятием "Газпром-медиа" и "МаксимаТелеком", в 2021 году была закрыта сделка по продаже данной компании холдингу "Газпром-Медиа".
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии