В Украине по-новому продают премиум-контент

19.12.2011 00:00

Операторы кабельного телевидения решили поэкспериментировать с форматом продажи дорогого иностранного телеконтента. Бизнесмены попробуют продавать премиум-каналы поштучно и даже посуточно, после того как им пришлось выключить его из базовых ТВ-пакетов.

Один из крупнейших украинских операторов кабельного ТВ — группа компаний «Триолан» — сообщила своим абонентам о начале тестирования системы посуточной продажи платных телеканалов с использованием технологии IPTV (интерактивное телевидение через Интернет-протокол). Деньги за просмотр каналов на протяжении экспериментального периода со счета абонента пока не списываются.

Как сообщил директор «Триолана» Вадим Сидоренко, Viasat стал первым отечественным телевизионным дистрибутором, который захотел самостоятельно продавать свои каналы, как в пакете, так и поштучно и даже посуточно. По его словам, один канал этой компании обойдется абоненту в 10 грн/мес и 1грн/день соответственно. Как утверждает Сидоренко, идею Viasat поддержали и более мелкие дистрибуторы, которые продают права на показ 2-5 каналов. В то же время крупные игроки, такие как «Торсат» (дистрибутор группы «Интер») и дистрибутор каналов НТВ пока подумывают о том, чтобы продавать свои каналы пакетами. «Мы же теперь не будем вмешиваться в тарифную политику платных каналов. Их правообладатели попробуют торговать контентом самостоятельно, чтобы к нам не возникало лишних претензий», — отметил Сидоренко.

Напомним, с декабря «Триолан» уведомил своих клиентов о том, что начинает процедуру постепенного отказа от платных телеканалов. Их отключение будет производиться по мере истечения срока действия договоров с дистрибьюторами. Вместо отключенных будут транслироваться дополнительные бесплатные телеканалы.

Это связано с тем, что для многих «кабельщиков» начиная со следующего года, включать премиум-продукт в ТВ-пакеты станет нерентабельно. Дело в том, что их дистрибуторы в очередной раз поднимают авторские сборы и требуют от кабельщиков платить роялти в расчете от реальной абонентской базы, а не только от ее небольшой части, как раньше. В итоге продавать такой контент потребителю по старым ценам станет неоправданно с экономической точки зрения.

Больше всех отчисления планируют поднять спортивные каналы, такие как «Евроспорт», «Футбол». Кабельщики ожидают, что таксы увеличатся в среднем в 2-3 раза. Из базовых пакетов также могут исчезнуть такие популярные каналы как Discovery, Animal Planet, Travel&Living, National Geografic и прочие.

По прогнозам Сидоренко, переход от системы продаж телеканалов в пакетах, которые формируют кабельные операторы, к продаже телепродукта непосредственно правообладателями, займет около полугода.

Как показали результаты опроса, крупные дистрибуторы каналов действительно заинтересовались новой схемой, предложенной «Триоланом», но пока недоумевают, как ее можно осуществить на практике. «Если для продажи наших предложений будет использоваться биллинг (система учета абонентов и выставления им счетов) „Триоалана“, нет никаких гарантий, что мы получим деньги со всех наших клиентов. Возможности каким-то образом перепроверить эти данные не будет», — заявил директор платформы «НТВ Плюс Украина» Борис Давыденко. В то же время он добавил, что у их компании есть возможность выстроить собственный биллинг. Но для того, чтобы собирать деньги с потребителей самостоятельно, им придется, во-первых, получить в Нацсовете по вопросам телерадиовещания лицензию провайдера программной услуги, а во-вторых, открыть представительства по областям. Это будет накладно и неудобно.

Небольшие региональные кабельные операторы не верят в то, что новый способ распространения контента окажется успешен. «Мы тоже провели опрос среди наших клиентов и сделали для себя выводы, что у них нет желания покупать каналы на день или на час. Хотя такая схема продаж имеет право на жизнь», — заявил директор львовского кабельного оператора «Центурион» Геннадий Хазан.

Невзирая на то, что предложенная «Триоланом» система продажи премиум-каналов пока выглядит угловатой и неотработанной, она сигнализирует о начале трансформаций в этой сфере. Вполне возможно, что через несколько лет в Украине созреет рынок платного телевидения, когда и потребитель, и ТВ-провайдеры будут платить реальные деньги за контент, который они потребляют, а не пытаться обмануть друг друга.

Сomments.ua