В Госдуму РФ внесен законопроект №729516-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", который значительно увеличивает штрафы за нарушения в сфере обработки пользовательских данных, а также за распространение среди детей информации, "причиняющей вред их здоровью и (или) развитию", "экстремистского» контента" и других видов запрещенной информации, сообщает "Роскомсвобода". Уточняется, что законопроект внесли два депутата от "Единой России" - Виктор Пинский и Дмитрий Бессарабов.
Документ предполагает дифференциацию повторных штрафов в зависимости от степени общественной опасности, а также установление существенных размеры санкций за нарушения, которые связаны с распространением или непринятием мер по недопущению распространения экстремистского контента, в том числе операторами поисковых систем.
Согласно пояснительной записке законопроекта, его авторы считаю предусмотренные действующим законодательством меры реагирования на правонарушения в сфере информационных технологий и распространения информации в интернете недостаточно эффективными, так как эти меры не отвечают принципам соразмерности, не обеспечивают необходимого профилактического эффекта, создают условия для совершения повторных и неоднократных нарушений.
Предлагается "уточнить размеры санкций за правонарушения с учетом международного опыта, а также ввести админштрафы за нарушение требований о локализации баз персональных данных граждан РФ на ее территории". Предполагаемые изменения коснутся шести статей КоАП РФ.
Невыполнение оператором при сборе персональных данных, в том числе посредством интернета, предусмотренной законодательством РФ в области персональных данных обязанности по обеспечению записи, систематизации, накопления, хранения, уточнения (обновления, изменения), извлечения персональных данных граждан РФ с использованием баз данных, находящихся на территории РФ, согласно законопроекту, повлечет за собой штрафы: для граждан в размере от 30 тысяч до 50 тысяч рублей, для на должностных лиц - от 200 тысяч до 500 тысяч рублей, для юридических лиц - от 2 млн до 6 млн рублей.
За повторное нарушение предлагается взимать штрафы более крупного размера: для граждан - от 50 тысяч до 100 тысяч рублей, для должностных лиц - от 500 тысяч до 1 млн рублей, для юридических лиц - от 6 млн до 18 млн рублей.
За повторное нарушение статьи о запрете на "Распространение владельцем аудиовизуального сервиса телеканала, телепрограммы, не зарегистрированных в качестве средства массовой информации, либо распространение телеканала, телепрограммы, зарегистрированных в качестве средства массовой информации, после принятия решения о прекращении или приостановлении вещания телеканала или телепрограммы в установленном порядке" законопроектом предлагается ввести штраф: для граждан - 10 тысяч до 20 тысяч рублей, для должностных лиц - от 100 тысяч до 200 тысяч рублей, для юрлиц - от 700 тысяч рублей до 1 млн рублей.
За повторное нарушение владельцем аудиовизуального сервиса установленного порядка распространения среди детей информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию предлагается штраф: для граждан - от 5 тысяч до 10 тысяч рублей, должностных лиц - от 50 тысяч до 100 тысяч рублей, для юридических лиц - от 500 тысяч до 1 млн рублей.
За повторное нарушение статьи о запрете распространения владельцем аудиовизуального сервиса публичных призывов к экстремизму и терроризму предлагается штрафовать граждан на 150 тысяч - 300 тысяч рублей, должностных лиц на 600 тысяч - 800 тысяч рублей, юридических лиц на 1,5 млн - 5 млн рублей.
За повторное нарушение статьи о неисполнении обязанностей организатором сервиса обмена мгновенными сообщениями предлагаются следующие штрафы: для граждан - от 5 тысяч до 10 тысяч рублей, для должностных лиц - от 50 тысяч до 70 тысяч рублей, юридических лиц - от 1 млн до 2 млн рублей.
Статью о "Неисполнении обязанностей оператором поисковой системы" предлагается дополнить следующими положениями:
- повторное неисполнение оператором поисковой системы обязанности по прекращению на территории Российской Федерации выдачи по запросам пользователей указанной поисковой системы сведений об информационных ресурсах, информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым ограничен на территории РФ в соответствии с законодательством РФ об информации, информационных технологиях и о защите информации, влечет штраф: для граждан - от 30 тысяч до 100 тысяч рублей; для должностных лиц - от 100 тысяч до 500 тысяч рублей; для юридических лиц - от 1,5 млн до 5 млн рублей;
- повторное неисполнение оператором поисковой системы обязанности по прекращению на территории Российской Федерации выдачи по запросам пользователей указанной поисковой системы сведений о доменном имени и об указателях страниц сайтов в сети «Интернет», доступ к которым ограничен на основании соответствующего решения Московского городского суда, или копий заблокированных сайтов - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 30 000 до 100 000 рублей; на должностных лиц - от 100 тысяч до 500 тысяч рублей; на юридических лиц - от 1,5 млн до 3 млн рублей.
Напомним, в начале недели появлялась информация, что проект закона, расширяющего список наказаний, которые могут быть применены в отношении интернет-ресурсов, нарушающих требования законодательства Российской Федерации, планируется внести в Госдуму до конца весенней сессии, то есть до 28 июля 2019 года. Об этом заявил глава Роскомнадзора Александр Жаров.
Портал ComNews в связи с внесением в Госдуму этого законопроекта собрал комментарии представителей телеком-отрасли. Дмитрий Галушко, гендиректор компании "ОрдерКом", отметил: "Власть последовательна в своих поступках, заявления не разнятся с делом. Рекламные деньги много больше, нежели формальное следование законам, поэтому ни Google, ни Facebook не уйдут. Они просто формально исполнят закон так, что Роскомнадзор не сможет точно обнаружить, передаются данные граждан РФ за рубеж или нет. Помимо всего прочего, проект закона направлен против мессенджеров, в том числе Telegram, которые не реализовали взаимодействие с ФСБ по СОРМ. Штраф за повторное нарушение начинается с 2 млн рублей - сейчас он 300-500 тысяч рублей".
Ассоциированный партнер Rödl & Partner Татьяна Вуколова прокомментировала инициативу так: "Ни Facebook, ни Twitter в России так и не обосновались, насколько мне известно. Так что для них вряд ли что-то существенно изменится даже в случае открытого конфликта. В СМИ были новости о том, что они задумались еще до этого проекта о переносе баз в Россию. Суммы штрафов, конечно, большие, но не вопиющие. Так что возникает вопрос коммерческой и экономической целесообразности при обсуждении вопросов об уходе с рынка".
Александр Морковчин, эксперт отдела консалтинга центра информационной безопасности компании "Инфосистемы Джет", заявил следующее: "За последние несколько лет мы наблюдаем уже второе повышение мер административной ответственности в сфере персональных данных, предыдущее ужесточение наказания произошло в 2017 году. Это напрямую связано с непрерывным ростом фиксируемых административных правонарушений и публикуемых утечек персональных данных. Такая тенденция позволяет сделать вывод, что многие организации относятся к защите персональных данных формально и без "закручивания гаек" операторы не спешат выполнять требования законодательства. Опубликованный законопроект отвечает современному международному опыту по регулированию персональных данных и, на мой взгляд, способствует пересмотру операторами приоритетов при защите персональной информации".
Олег Любимов, гендиректор компании Selectel, заметил, что важно не только, что прописано в качестве нормы закона, но и насколько норма фактически применяется. "Именно это мы наблюдаем на примере требования о хранении персональных данных граждан России на территории страны. Закон вступил в действие несколько лет назад, за это время никто из крупных западных компаний не привел свои системы хранения данных в соответствие с ним, однако заблокирован был только Linkedin, остальных нарушителей государство предпочитало не замечать или ограничиваться непропорционально низкими штрафами. Рассматриваемый проект закона может свидетельствовать о планируемом ужесточении данной практики и начале реализации мероприятий, направленных уже на реальный перенос данных на территорию России, а не просто на декларацию этой нормы. При этом мы оцениваем сценарий, при котором Facebook, Twitter и другие компании уйдут с российского рынка, как маловероятный. Скорее всего, зарубежные компании будут искать возможность сохранить свое присутствие здесь. Как вариант, начнут активнее пользоваться услугами российских дата-центров и провайдеров облачных услуг для хранения и обработки данных внутри России, как это делает большинство российских компаний", - сказал он.
Леонид Левин, председатель Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи, рассказал: "Все более возрастающая роль информационно-коммуникационных технологий в нашей жизни обусловила необходимость строгого соблюдения норм права для интернет-сервисов. Особенно это касается требований, направленных на защиту персональных данных граждан - в частности, обязанности хранить такие данные на территории РФ, что гарантирует работу сервисов в случае внешних воздействий на Сеть и обеспечивает соблюдение российских требований по защите личной информации. Относительно усиления ответственности за повторные нарушения в области регулирования информационных технологий, следует отметить, что нововведения не касаются компаний, совершивших нарушение впервые, но направлены на противодействие тем, кто злостно уклоняется от исполнения закона и требований надзорных органов. Особенно это актуально для сферы защиты авторских прав и борьбы с распространением нелицензионного аудиовидеоконтента. Отдельно следует отметить, что законопроект ни по одному из видов нарушений не предусматривает введение процедур блокировок, что исключает какие-либо неприятности для пользователей этих сервисов, но в то же время позволяет контролирующему органу добиваться соблюдения закона".
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии