ТМТ Консалтинг: рынок платного ТВ в России застопорился

19.11.2021 16:05

По итогам 3 квартала число абонентов услуги платного ТВ выросло всего лишь на 0,1% (на 90 тысяч) и составило 46,3 млн. Проникновение услуги сохранилось на уровне 82%. Такие данные следуют из отчета компании "ТМТ Консалтинг".

Интересно, что ранее опубликованный отчет Telecom Daily подтверждает стагнацию рынка, однако цифры в нем немного отличаются. Согласно исследованию, абонентская база платного ТВ увеличилась на 116 тысяч до 45,2 млн домохозяйств. Уровень проникновения услуги составил 81%.

Как подсчитали аналитики "ТМТ Консалтинг", выручка операторов от предоставления услуги платного ТВ не увеличилась по сравнению со вторым кварталом и вновь составила 26,5 млрд рублей. Отсутствие роста в третьем квартале отмечается впервые, ранее только в первом квартале традиционно происходило снижение выручки вследствие сезонности в спутниковом сегменте.

Источник: ТМТ Consulting
 

Средний счет на абонента (ARPU), по данным ТМТ, незначительно снизился (на 0,4 руб.), сохранившись на уровне 191 рубля – этот показатель не менялся с начала года. По данным Telecom Daily, сумма среднего чека составила 194 рубля. 

Положительная динамика была зафиксирована только в сегменте IPTV: по сравнению с предыдущим годом количество домохозяйств, подключенных по этой технологии, выросло на 700 тысяч.

В сегменте спутникового ТВ роста в прошедшем квартале не было. Число абонентов кабельного ТВ сократилось на 300 тысяч пользователей.

Практически весь прирост третьего квартала (89 тысяч) пришелся на операторов, входящих в Топ-5. В перечень вошли Триколор, Ростелеком, МТС, "Эр-Телеком", "Орион" (такой же рейтинг лидеров представила Telecom Daily). Лидером рынка по темпам роста остается МТС – за квартал оператору удалось увеличить число абонентов на 48 тысяч за счет новых подключений как к проводным технологиям, так и к спутниковому ТВ.

На 34 тыс. выросла абонентская база "Ростелекома". Оператор продолжает наращивать долю пакетных подключений IPTV+ШПД: за третий квартал доля пакетных абонентов выросла еще на 0,6%. Динамика роста прочих операторов из Топ-5 не превысила 0,1%.

Суммарная абонентская база операторов, не вошедших в Топ-5, почти не изменилась: отток в сегменте кабельного ТВ компенсировался ростом числа абонентов IPTV. 

  

Источник: ТМТ Consulting
 

В Москве число абонентов продолжает сокращаться (-0,2% по итогам 3 квартала). Столица остается самым крупным рынком платного ТВ – на нее приходится 12% всей российской абонбазы и 13% выручки. Позиции операторов на столичном рынке по итогам третьего  квартала не изменились. Компания МТС традиционно стала самым быстрорастущим оператором с приростом в 7 тысяч абонентов.

Алексей Иванов, операционный директор МТС Медиа, генеральный директор Спутникового ТВ МТС прокомментировал результаты отчета и рывок компании на рынке платного ТВ: 

"Вопреки многим предсказаниям, мы продолжаем верить в рынок платного ТВ и ставим себе высокую внутреннюю планку по показателям и выполняем ее, продолжая наращивать абонентскую базу во всех средах. 

Возможно, мы быстрее, чем другие участника рынка адаптировались к новым условиям: к запросу на комплексный продукт, на гибридные предложения, на определенный уровень и формат контента. При этом мы у себя в компании наблюдаем ожидаемое смещение интереса от традиционных линейных сред в ОТТ. Позитивную динамику в линейных средах сохраняем в существенной мере благодаря интересным конвергентным предложениям, в том числе с ОТТ. И даже традиционно "низкий" сезон подключений спутника, связанный с завершением дачного сезона в третьем квартале, не переломил позитивную динамику в этом сегменте: рост составил порядка процента от более чем миллионной базы. Что для осени очень достойный показатель.

Несмотря на насыщение рынка, остаётся потенциал роста, как за счёт ввода новых объектов ЖКХ в городах, так и ИЖС, а также благодаря повсеместному распространению технологии IPTV. Вариативность рынка может стимулировать переток в рамках существующей базы между операторами к тем, которые предлагают более интересные с точки зрения контента и вариативности услуги, привлекательные по стоимости комплексные решения".