Российский рынок легальных VoD-сервисов, действующих по модели ОТТ и предлагающих для просмотра профессиональный видеоконтент, продолжает демонстрировать высокие темпы роста. По итогам 1 полугодия 2021 года он увеличился на 40% по сравнению с 1 полугодием 2020 года и составил 18,3 млрд руб. По прогнозу "ТМТ Консалтинг", при сохранении текущей динамики по итогам 2021 года можно ожидать роста рынка до 39 млрд руб.
Положительное влияние на рынок оказали:
• укрепление пользовательской привычки потребления видеоконтента в формате VoD, в том числе на платной основе
• предложение онлайн-кинотеатрами эксклюзивного контента, в частности, фильмов и сериалов собственного производства
• активное продвижение компаниями своих видеосервисов посредством рекламы, пробных периодов, партнерств, включения в экосистемы
Еще больше усилилась роль платной модели – по итогам 1 полугодия на нее пришлось 89% доходов (для сравнения: в 2020 году пользовательские платежи составили 82% всей выручки онлайн-кинотеатров). По сравнению с 1 полугодием 2020 года доходы, полученные от пользовательских платежей, составили 16,3 млрд руб. Реклама принесла видеосервисам 2,0 млрд руб.
Подписка (SVoD) стала основной бизнес-моделью: ее доля в структуре пользовательских платежей увеличилась с 84% до 89%. В общем рынке на SVoD пришлось 80%.
По итогам 1 полугодия 2021 года состав топ-3 видеосервисов изменился: на 2 место вышел онлайн-кинотеатр Яндекса КиноПоиск, оттеснивший Okko и Megogo на 3-е и 4-е места.
Выручка лидера рынка ivi по сравнению с 1 полугодием 2020 года увеличилась на 32%. Компания привлекла дополнительное финансирование от ВТБ Капитал, заключила эксклюзивный контракт до 2025 года с продюсерской компанией "Среда" на производство оригинального контента и сделку с Paramount на контент видеосервиса Paramount Play. Ivi является лидером рынка и по размеру аудитории – число уникальных пользователей онлайн-кинотеатра превышает 49 млн. Число подписчиков видеосервиса выросло по сравнению с 1 полугодием 2020 года на 31% и достигло 2,3 млн.
Доходы онлайн-кинотеатра Okko сократились на 13% по сравнению с годом ранее. Число подписчиков на конец 1 полугодия составило 1,5 млн.
Почти в 2,5 раза выросла по сравнению с 1 полугодием 2020 года выручка вышедшего на 2 позицию видеосервиса КиноПоиск – это самый высокий показатель среди крупнейших российских видеосервисов. Являясь одним из сервисов экосистемы Яндекса, КиноПоиск доступен всем подписчикам Яндекс.Плюс – на 30 июня 4,8 млн из тех, у кого имелась действующая подписка, хотя бы раз в течение полугода смотрели фильмы и сериалы в онлайн-кинотеатре. Росту популярности сервиса способствовал выход в 1 полугодии 4 новых оригинальных сериалов, ставших одними из лидеров смотрения.
Выручка видеосервиса Megogo в 1 полугодии 2020 года выросла на 33% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По размеру аудитории (30 млн) этот онлайн-кинотеатр продолжает занимать 2-е место на рынке.
Выручка видеосервиса Amediateka выросла на 40%, размер платящей аудитории увеличился на 26% по сравнению с 1 полугодием 2020 года. Привлечению подписчиков способствовало расширение библиотеки за счет ожидаемых премьер – как зарубежных, так и российских.
Число уникальных пользователей онлайн-кинотеатра Start выросло в 1 полугодии 2021 года до 25 млн, число подписчиков увеличилось на 60% до 1,7 млн. По темпам роста выручки (на 63%) Start занял 2-е место среди крупнейших игроков рынка. Основной причиной роста стал оригинальный контент – в течение полугода видеосервис предложил своей аудитории 10 новых проектов собственного производства.
Среди компаний, попавших в категорию Прочие – такие игроки, как Kion (ранее МТС ТВ), Netflix, Premier, more.tv, ОТТ-видеосервисы операторов МегаФон, НТВ-Плюс, Ростелеком и пр. Некоторые из них - например, Kion – продемонстрировали в 1 полугодии весьма впечатляющие темпы роста, что ощутимо сказалось на быстром росте рынка в целом.
Аудитория
В то время как общая аудитория ОТТ-видеосервисов по итогам 1 полугодия 2021 года выросла не столь значительно - с 63 млн до 65 млн (по оценкам "ТМТ Консалтинг"), число подписчиков на OTT-видеосервисы увеличилось на 17% и составило 9,4 млн. Проникновение подписки среди российских домохозяйств выросло до 17%.
Видеосмотрение
Рост видеосмотрения, отмечаемый большинством игроков рынка и нашедший отражение в росте выручки, является важной тенденцией, указывающей на значительный потенциал рынка онлайн-кинотеатров. Показательно, что рост видеосмотрения в 1 полугодии 2021 года прослеживается даже в сравнении с 1 полугодием 2020 года, когда большой объем просматриваемого видео был обусловлен периодом самоизоляции.
Развернутый комментарий об исследовании в своем Telegarm-канале дала медиаэксперт Ксения Болецкая:
"Пришли первые цифры за 6 месяцев 2021 года по рынку видеосервисов. Это цифры TMT Consulting (расчеты ниже по их отчету)
• Шок-контент: у Сбера как-то неладно дела с Okko. На быстрорастущем рынке выручка Okko (здесь и далее сравнение 6 месяцев 2021 против 6 месяцев 2020) сократилась на 13% до 2,7 млрд руб. Прямо ух (( До этого сервис отчитался о сокращении числа подписчиков.
• Крупнейший по числу подписчиков сервис – Кинопоиск. У ближайшего конкурента их в два раза меньше (4,8 млн у Кинопоиска против 2,3 млн у ivi)
• Кинопоиск конкретно сделал конкурентов по темпу роста выручки – доходы только от платежей пользователей (включая подписку) увеличились в 2,5 раза до 2,9 млрд руб.*
• В результате аналитики TMT подняли Кинопоиск с с 5го до 2го места в рейтинге сервисов по выручке (!!!, наконец-то признали, что Кинопоиск – очень большой). На 1м месте по выручке ivi, доля его на рынке снизилась до 29%, его выручка (пользовательские платежи плюс реклама) выросла на 30% до 5,3 млрд руб.
• Весь рынок видеосервисов вырос на 40% до 18,3 млрд руб. В 2020 г. рост был 66%, напоминают Ведомости, то есть рынок в целом заметно замедлился.
• *К вопросу о доходах Кинопоиска: доступ к этому видеосервису есть у всех подписчиков Яндекс.Плюс. Аналитики TMT традиционно берут только часть подписной выручки Медиасервисов (в это подразделение Яндекса входит Кинопоиск). Всего с пользователей Яндекс берет конкретно больше денег и если взять всю подписную выручку, то в первом полугодии 2021 г. она впервые больше, чем пользовательские платежи ivi.
• Общее число подписчиков на видеосервисы в России выросло на 17% до 9,4 млн. Проникновение среди домохозяйств страны – 17%.
• Нужно учитывать, что TMT считает только "классические" OTT, условно говоря, "онлайн-кинотеатры". Тут нет доходов от операторских сервисов (например, Wink), доходов от лицензионного видео на Яндекс.Видео и YouTube. Эти цифры будут позднее у других аналитиков".
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии