Объем рынка публичного Wi-Fi составил 4,4 млрд рублей в 2023 году

21.05.2024 10:36

Российский рынок публичного Wi-Fi в 2023 году вырос на 1,5%. Таким образом, его объем составил 4,4 млрд рублей. Такие данные в своем отчете приводит аналитическое агентство "ТМТ Консалтинг".

Вместе с тем, увеличилось и количество публичных точек Wi-Fi доступа, организованных и обслуживаемых операторами связи. В этом сегменте рост за год составил 7,7% — с 191,1 тыс. в 2022 году до 205,8 тыс. в 2023 году.

Положительная динамика рынка, по мнению аналитиков, связана с запуском ряда новых проектов в b2b- и в b2g-секторе. Увеличение темпов роста выручки за счет реализации этих проектов ожидается и в 2024 году. Отмечается, что ключевыми заказчиками услуги публичного Wi-Fi в b2b-сегменте остаются ритейл, банковский сектор, предприятия сферы услуг. Что касается b2g, то здесь оказали влияние проекты по цифровизации образовательных учреждений, МФЦ, общественных пространств (парков и т. п.), больниц, библиотек.

Крупнейшими игроками на рынке публичного Wi-Fi в России в 2023 году стали "Ростелеком", "ЭР-Телеком", "ВымпелКом". На них приходится 74% от общей выручки: из них доля "Ростелекома" составляет 44%, "ЭР-Телекома" — 20%, "ВымпелКома" — 10%. В структуре рынка публичного Wi-Fi по числу точек доступа эти три оператора составляют 67%. 

Среди главных событий: 

  • "Ростелеком" получил контроль над "МаксимаТелеком" через дочернюю компанию "Макомнет", вследствие чего оператор укрепил свои позиции, став лидером рынка публичного Wi-Fi как по выручке, так и по количеству точек доступа. 
  • "ЭР-Телеком" продемонстрировал рост числа точек доступа почти на 3%. По оценке "ТМТ Консалтинг", доходы оператора от услуги выросли на 5%, компания сохранила позиции второго крупнейшего игрока рынка по выручке. 
  • У "ВымпелКома" число точек доступа оператора увеличилось на 24% и приблизилось к 38 тыс. (компания занимает второе место на рынке по числу точек доступа). Рост связан как с расширением функционала сервиса, так и с обновлением линейки используемого оборудования.

В 2023 году операторы стали предоставлять новые способы идентификации пользователей. Так, помимо традиционных способов авторизации (SMS с кодом, звонок от робота, логин и пароль от Госуслуг или по паспорту), растет популярность авторизации с помощью мобильного ID, Сбер ID, Яндекс ID.

Среди ключевых драйверов роста рынка аналитики выделяют: 
— рост тарифов на мобильную связь и интернет, который делает публичный Wi-Fi доступной альтернативой для пользователей; 
— распространение оплаты товаров и услуг через QR-код или СБП, а также использование покупателями приложений программ лояльности. То есть для обеспечения стабильного доступа к таким приложениям необходимо развертывание Wi-Fi сетей на территории торговых центров (в том числе с плохим покрытием мобильной связи); 
— рост интереса среди заказчиков к организации сети Wi-Fi для решения служебных задач: доступ в интернет для smart-устройств (датчики, планшеты, ТВ, камеры и пр.), реализация концепции офиса "без проводов", ограничения доступности сети для чужих мобильных устройств за счет авторизации по персональному паролю или созданию выделенного списка доверенных устройств; 
— цифровизация городской инфраструктуры и общественного транспорта; 
— рост проникновения услуги в социальной сфере. 

При этом рынок ощущает и негативное влияние международных санкций. Например, сократился перечень вендорского оборудования, которое можно использовать при реализации проектов, а также увеличились сроки закупки оборудования.

Напомним, как ранее писал "Кабельщик", объем российского рынка услуг связи в 2023 году превысил 1,9 трлн рублей.