Минэкономики раскритиковало методику подсчета аудитории онлайн-сервисов, которая была разработана Роскомнадзором для единого измерителя Рунета, пишет "Коммерсантъ".
В ведомстве считают, что система подсчета пользователей рунета будет неэффективной, поскольку она не содержит четкого алгоритма действий и математического аппарата, необходимых для определения точного числа пользователей сайтов.
По словам экспертов, ни одна из систем, используемых для подсчета аудитории российских веб-ресурсов в данный момент, не может предоставить точные результаты о числе пользователей, поскольку 30% из них – это боты. Кроме того, единый измеритель интернета не сможет определить возраст аудитории (например, выделить в отдельную группу пользователей старше 12 лет, среди которых планировалось вести подсчеты), поскольку таких данных у него просто нет. Точно определить свою аудиторию не могут даже сами видеосервисы.
По словам гендиректора видеосервиса Megogo в России Виктора Чеканова, в нынешней редакции закон требует предоставлять единому измерителю данные о факте смотрения контента, но не обязывает онлайн-платформу проверять, кто именно его смотрел. Он сомневается в том, что данные единого измерителя о пользователях и просмотрах будут более точными и достоверными.
В свою очередь, гендиректор Института исследований интернета Карен Казарян отмечает, что текущие методики подсчета базируются на нескольких источниках информации, включая аудиторную панель и счетчики на сайте. По его словам, такие измерения обладают невысокой степенью точности. Для определения аудитории старше 12 лет нужны комплексные математические модели и достаточно обширные социологические данные о пользовании интернетом различными возрастными группами. Такие исследования намного сложнее и, соответственно, будут стоить значительо дороже, подчеркнул эксперт.
Ранее участники отрасли раскритиковали объем и состав информации, которые интернет-площадки должны передавать единому измерителю рунета, отметив, что они избыточны и нарушают права граждан. Кроме того, в Комиссии по связи Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) выразили озабоченность тем, что единый измеритель аудитории будет продавать данные онлайн-ресурсов без их согласия.
Как отметил заместитель генерального директора по контентной политике Триколора Николай Орлов в интервью "Телеспутнику", закон о едином измерители интернета запрещает уполномоченной организации, которой, по предварительным данным, станет Mediascope, заниматься только продажами рекламы, а "продавать результаты измерений им не запрещено, и мало того, они практически официально анонсируют, что будут этим заниматься".
"Что больше всего смущает в этом законе – это то, что мы будем обязаны передавать свои данные о теле- и видеосмотрении и вообще о любом поведении наших подписчиков в интернете коммерческой организации, и та их собирается продавать. Причем не только обобщенные данные по отрасли, но и по каждой отдельной компании. Если Mediascope продает данные Триколора, то эти данные могут использовать в конкурентной борьбе с нами. И это нас конечно не устраивает. Нас бы устроило, если бы мы передавали данные о телесмотрении родному государству в лице какого-нибудь федерального агентства", – отметил Орлов.
Напомним, законопроект о едином измерителе аудитории в интернете был принят в июне 2021 года. Речь идет об организации, уполномоченной проводить измерения аудитории в интернете по аналогии с измерениями на телевидении. Согласно закону интернет-платформы обязаны устанавливать на своих ресурсах счетчики для измерения аудитории или предоставлять такие данные самостоятельно.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии