Медиакоммуникационный союз разработал концепцию регулирования отрасли ОТТ

03.03.2016 16:33
В феврале 2016 года Роскомнадзор поручил Медиакоммуникационному союзу проработать предложения по регулированию отрасли онлайн-видеосервисов. Менее чем за месяц Союз подготовил этот документ, в нем содержится множество инициатив, в частности, предлагается установить, что организовывать и управлять аудиовизуальными сервисами на территории России могут исключительно российские юридические лица или граждане России, сообщают "Ведомости".
 
Для того, чтобы вести учет всех компаний, занимающихся бизнесом, связанным с онлайн-видео, предлагается создать специальный реестр. Вести его будет Роскомнадзор. Ему же все компании должны будут отчитываться о своей работе.
 
В МКС также считают необходимым распространить на онлайн-кинотеатры требования по хранению личных данных пользователей на территории РФ, запрет на распространение запрещенной информации и необходимость обеспечивать доступ к контенту по всей России.
 
В документе содержатся требования и к контентной политике онлайн-кинотеатров, в частности, устанавливается необходимость иметь в своей библиотеке не менее чем 30% контента отечественного производства, а заодно транслировать не менее 80% контента на русском языке. Плюс, сервисы планируется обязать распространять продукцию СМИ, кино, видеофильмов, имеющих прокатное удостоверение.
 
При невыполнении этих и прочих требований, доступ к онлайн-видеосервису может быть заблокирован российскими операторами связи. При этом перечисленные правила не распространяются на сервисы, контент которых загружают сами пользователи.
 
Понятно, что работа над таким масштабным документом велась не месяц — на площадке Медиакоммуникационного союза, практически все члены которого имеют собственные ОТТ-проекты, концепция обсуждалась более года. Впрочем, далеко не все участники объединения безоговорочно согласны с предложениями, обозначенными в документе. В МТС, например, довольно критично отнеслись к его положениям.
 
Следует отметить, что проект, не будучи еще официально представлен ни государственным органам, ни общественности, уже наделал много шума в отрасли платного телевидения и телекоммуникаций. Большая часть независимых онлайн-кинотеатров (которых, кстати, не стали привлекать к разработке инициатив по регулированию рынка, на котором они работают) выступает категорически против оформления предложений МКС в официальный законопроект.
 
"Мы не обнаружили в законопроекте ничего, что бы способствовало развитию рынка онлайн-видео в РФ. Если говорить о конкуренции с глобальными игроками, то уже рассматриваемая Госдумой инициатива по введению уплаты НДС при реализации контента или ПО кажется нам достаточной мерой для приведения рынка в более сбалансированное состояние", — прокомментировал Алексей Бырдин, глава ассоциации "Интернет-видео".
 
"Желание государства держать под контролем разные типы бизнеса понятны, однако оно часто перегибает палку, идя на поводу отдельных представителей рынка", — высказался еще один эксперт рынка, пожелавший остаться неназванным. 
 
Вообще, практически все опрошенные эксперты высказывают большую обеспокоенность документом. В частности их волнует пункт, обязывающий предоставлять доступ к контенту повсеместно на территории России. Опуская тот факт, что это может повлечь за собой существенное повышение костов, это приведет к необходимости телеканалам стать "региональнозависимыми", и следовательно, онлайн-видеосервисам транслировать сразу по несколько версий сигнала одного и того же канала. Плюс, многие мейджоры по указу своих правительств элементарно не распространяют контент на территории Крыма, считающегося у нас территорией РФ. Как быть с этим — тоже непонятно.
 
"Как данное предложение, которое прямым образом вмешивается в редакционную политику сервисов и ограничивает деятельность онлайн-кинотеатров, может способствовать развитию конкурентноспособного рынка онлайн-видео в России? Под соусом борьбы с пиратством и выходящими на российский рынок зарубежными игроками, составители законопроекта вносят предложения не просто об ограничительных мерах, но даже о заградительных, причем для российских игроков. Такие необдуманные предложения существенно ломают контентную политику большинства сервисов (речь о квотировании контента и его распределении по территории РФ), — негодует Виктор Чеканов, глава российского офиса онлайн-кинотеатра Megogo. — А что делать с контрактами, подписанными с зарубежными правообладателями? Чем мерить 30% контента российского производства: в часах, названиях? Учитываются ли при таком подходе возможные экономически спады, при которых может попросту не быть финансирования на производство качественного российского контента? И что же тогда: нам придется довольствоваться низкосортными кинопродуктами или же закупать меньше зарубежного контента, отталкиваясь от существующих квот на российский? А что при этом будет с пользователями и с сервисами? Каким образом этот документ учитывает их интересы? В чем смысл создания единого реестра онлайн-кинотеатров и кто займет в нем первую строчку? Я вижу в этих инициативах скорее защиту "пиратских" интересов, нежели благие намерения, способствующие развитию нашей отрасли. Этот законопроект не имеет ничего общего с инициативами, озвучиваемыми представителями органов власти. А реализация даже части этих поверхностных идей грозит серьезным ущербом рынку".
 
Таким образом, круг лиц, которым может быть выгоден данный проект, весьма ограничен. Как известно, в основном за госрегулирование онлайн-видео выступают операторы, сети которых нагружаются трафиком ОТТ. Сейчас этот вопрос без особых затруднений решается простыми переговорами онлайн-кинотеатров с крупными провайдерами об установке CDN-серверов в основных точках обмена трафиком. Это позволяет разгрузить сети операторов, находящихся на этих узлах. Насколько необходимо дополнительно регулировать на государственном уровне то, что бизнес неплохо регулирует сам — вопрос философский.
 
По нашим сведениям, у проекта МКС есть еще один выгодоприобретатель — некий медиаселлер (вариантов, понятно, не много), поскольку документ предполагает выделение из действующих игроков рынка единого агрегатора, который займется размещением региональных рекламных вставок в онлайн-вещании федеральных телеканалов. Предполагается, что операторы должны будут пользоваться этим источником примерно так же, как кабельные операторы обязаны брать сигнал у РТРС, с той только разницей, что в отличие от последнего, ни один из медиаселлеров не является государственной компанией.
 
Впрочем, именно этот пункт документа выглядит наименее жизнеспособным: в случае если концепция МКС найдет отражение в законопроекте, регулирующем интернет-видео, он вряд ли сможет получить одобрение ФАС.