Вклад информационной индустрии в России составил 3,3% ВВП в 2016 году. Основную долю в этом сегменте занял сектор информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) – 2,9% ВВП. К таким выводам пришел Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ. Для сравнения, в большинстве развитых вклад информационной индустрии в ВВП находится на уровне 5%, а в Великобритании, Венгрии, Ирландии, Южной Корее, США, Японии достигает 7%.
Что касается сектора ИКТ, то в России в 2016 году он насчитывал 166 тыс. организаций с численностью занятых 1,4 млн чел. Большинство организаций — коммерческие. Им принадлежит две трети (63%) уставного капитала сектора, 30% — федеральным органам исполнительной власти, около 4% — физическим лицам. На долю других акционеров ) приходится менее 3% уставного капитала.
Среди зарубежных стран наиболее высока доля сектора ИКТ в ВВП в Южной Корее (11%), Японии, Швеции, США — 6–7%, сопоставимая с Россией (3,3–3,5%) — в Польше, Норвегии, Греции.
Наибольшую долю в секторе занимают электросвязь (39%) и организации, оказывающие ИКТ-услуги (31%). Причем соотношение этих двух игроков меняется: за последние пять лет вес первого сократился на 20 процентных пунктов, а второго — вырос в 1,6 раза. В то же время наиболее инвестиционно активнаой остается отрасль электросвязи. Организации отрасли обеспечивают 76% объема инвестиций в основной капитал сектора. За ней следуют организации, осуществляющие производство ИКТ-оборудования (13%) и оказание ИКТ-услуг (10%).
Вклад российского сектора контента и СМИ в ВВП находится на уровне 0,4%. Для сравнения, в Великобритании этот показатель составляет 1,7%, в Венгрии, Греции, Германии, Дании — 1,1–1,5%, в Италии, Словении, Бельгии — 0,8–0,9% ВВП. В России к началу 2016 года в этом секторе насчитывалось 47 тыс. организаций. Примерно половина (49%) их уставного капитала принадлежала коммерческим структурам, 30% — региональным органам власти, 19% — федеральным. Численность работников составила 210 тыс. чел. (0,5% от общей численности занятых в экономике).
По сравнению с 2010 годом число организаций сократилось на 4 тыс., численность занятых — на 59 тыс. чел. Сократился и объем созданной организациями сектора добавленной стоимости сократился в постоянных ценах на 17% – до 263 млрд руб. Отрицательная динамика отмечается во всех сегментах сектора: издательской деятельности, киноиндустрии, радио- и телевещании. Тем не менее, в 2016 году зафиксирован прирост добавленной стоимости на 2%. Такой результат обеспечили организации, осуществляющие деятельность в области радиовещания и телевидения (107% от уровня 2015 года).
В отраслевой структуре занятых в секторе 46% приходится на издательскую деятельность, 48% – на производство, прокат и показ фильмов, радиовещание и телевидение, 6% – на информационные агентства. При этом более двух третей (72,3%) добавленной стоимости сектора обеспечиваются за счет производства, проката и показа фильмов, радиовещания и телевидения.
Читайте также по теме:
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии