На конец 2022 года количество абонентов широкополосного доступа в интернет в сегменте юридических лиц в России составило 1,86 млн, в то время как в 2021 году этот показатель достигал 1,89 млн (-1,6%). Уменьшение числа абонбазы, по мнению аналитиков "ТМТ Консалтинг", обусловлено негативным влиянием международных санкций, уходом с российского рынка иностранных компаний, сокращением филиальных сетей крупным бизнесом в рамках оптимизации операционных расходов, а также релокацией за рубеж части технологических компаний.
Доходы за 2022 год также снизились по сравнению с итогами 2021 года на 6,2% — с 65,3 млрд до 61,2 млрд рублей. Напомним, в 2021 году выручка увеличилась на 13,7% к 2020 году. В основном, согласно исследованию, спад в 2022 году связан с завершением третьей очереди проекта по подключению социально значимых объектов (СЗО). В 2019–2021 годах он приносил значительную часть доходов. Помимо этого, сокращение клиентской базы также повлияло на выручку.
Лидером рынка по числу клиентов и доходам остается Ростелеком, компания является крупнейшим игроком во всех основных сегментах — СМБ (малый и средний бизнес), крупный бизнес и госсектор. Абонбаза за 2022 год уменьшилась на 1 п.п. до 42%, по выручке показатель снизился на 4 п.п. и сейчас на него приходится 45% доходов всего рынка. В 2021 году выручка оператора увеличилась с 43% до 49%.
Как отмечают аналитики, остальные ведущие операторы укрепили свое положение на рынке, чему способствовали особенности их учетной политики: значительная часть СЗО-точек была подключена этими операторами в рамках оказания смежной услуги VPN, что уменьшило негативный эффект от завершения фазы подключения СЗО.
Если сравнивать структуру рынка ШПД по абонентам за 2021 и 2022 годы, то положение некоторых компаний в ней практически не поменялось, например "Вымпелком" сохранил свои 6%, МТС — 10%. Сегмент "Прочие" также остался на уровне 35%. "ЭР-Телеком", тем временем, наоборот увеличил абонентскую базу в 2022 году на 1 п.п. до 7%.
По прогнозам экспертов, в условиях неблагоприятного влияния экономических санкций в 2023 году ожидается незначительное снижение выручки.
В среднесрочной перспективе динамика рынка ШПД в b2b будет определяться бюджетами, которые выделяются на проекты в рамках программы "Цифровая экономика РФ", считают аналитики. При этом операторы продолжат ориентироваться на поддержание роста в сегменте юрлиц за счет ИТ-сервисов, например решений в сфере инфобезопасности, облачных продуктов, хранения данных, видеонаблюдения и видеоаналитики, IoT и др.
Напомним, как ранее писал "Кабельщик", аналитики прогнозируют увеличение абонентской базы фиксированного ШПД до 1,6 млрд к 2030 году во всем мире.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии