Более 25 тыс. человекпосетили международную выставку-форум CSTB. Telecom & Media’ 2017, прошедшую в Москве. Число брендов, представленных участниками из 29 стран мира, составило более 400. Такие цифры приводят организаторы в сообщении, посвященном итогам мероприятия.
Круглый стол "Медиа без границ" прошел в первый день работы выставки. Первая часть дискуссии была посвящена русско-китайскому сотрудничеству в области медиа и технологий. Замглавы Минкомсвязи Алексей Волин отметил, что многие российские компании уже активно взаимодействуют с государством-соседом, более того, для игроков это стало новой возможностью и новым рынком сбыта. Лишь у одного из игроков, Шанхайской медиагруппы, годовой бюджет превышает $5 млрд. Но наряду с возможностями, которые открывает это сотрудничество, чиновник отметил, что партнер является сложным. До двух лет уходит на заключение договоров – от "первых ухаживаний" до подписания соглашений.
Во второй части круглого столатема касалась самых острых вопросов российской индустрии телевидения и телекоммуникаций. Президент Ассоциации кабельного телевидения России (АКТР) Юрий Припачкин, дав короткий анализ ситуации по итогам 2016 года (ARPU вырос на 5% до 152 руб. на человека, количество абонентов платного ТВ достигло 41280000 чел., объем рынка составил порядка 74 млрд руб.), озвучил болезненный для операторов вопрос – существующую проблему регионального канала (или "21 кнопки"). Решение было уже готово у РТРС, которая в ноябре получила план-график вставок региональной рекламы, реализация программы состоится с февраля по июнь 2017 года, за этот период будут проработаны все отложенные проекты и выданы необходимые разрешения. Что касается вопроса об увеличении ARPU, участники предложили для измерения рынка вместо подсчета количества домохозяйств считать количество телевизоров. Участники круглого стола констатировали, что индустрия платного телевидения выдержала испытание кризисом и даже показала рост доходов.
На секции форума "Ultra HD: производство и вещание" дискутировали о перспективах развития телевидения сверхвысокой четкости в России, звучали мнения за и против. Модератор Николай Орлов, генеральный директор телекомпании "Первый ТВЧ", рассказал о практике создания адаптированного неэфирного UHD-канала на примере телеканала Insight. Канал является самым рейтинговым среди линейки Ultra HD от "Триколор ТВ" и вещает в двух форматах – HD и UHD. На данный момент массовому распространению телевидения сверхвысокой четкости мешает проблема технической неподготовленности – большинство российских телевизоров не предназначено для UHD вещания, не решают проблему и set-top-box, ресиверы цифрового телевидения.
В секции также обсудили перспективы UHD и 4K– первыми массовыми потребителями должны стать дизайнеры, видеооператоры и все, чья работа, в первую очередь, зависит от качества изображения. Стандарт Ultra HD предусматривает частоту кадров от 23,976 до 120 кадров в секунду, 12-битный цвет и цветовой охват, закрывающий 75,8% цветового пространства CIE 1931. Для сравнения, Full HD ограничивается 8-битным цветом, максимум 60 кадрами в секунду и покрытием 35,9% цветового пространства CIE 1931. С точки зрения бизнеса возможности 4К также имеют большой потенциал. Система U-vMOS от компании Huaweiвзаимосвязывает пользовательское оценивание контента и показатели сети на основании многоуровневой аналитики, передает оператору собранные данные о качестве контента и видеосигнала. Таким образом, оператор получает мгновенный отклик с показателем удовлетворенности зрителя. Ultra HD представляет телевидение нового образца, но главная сложность на сегодняшний день, о которой говорят все эксперты – это нехватка контента для ТВ сверхвысокой четкости. По позитивным прогнозам, в 2017-2018 годах операторы платного ТВ надеются выйти на массовые показатели, о негативных прогнозах стараются не говорить.
О телекоме, медиа и технологиях говорили на двух секциях деловой программы. Первая — "ТМТ индустрия в эпоху "экономики впечатлений" — осветила вопросы гейминга, дополненной и виртуальной реальности, интернета вещей. Модератор секции, Илья Овчаренко, креативный продюсер медиахолдинга Game Show, рассказал о главном развлекательном тренде — индустрии видеоигр. Игровая отрасль в этом году достигла уровня мирового медиа №1, заработав $91 млрд. В России эта цифра составила почти 2 млрд рублей. Игры – это и развлечение, и спорт (ожидается, что рынок киберспорта вырастет до $1 млрд в 2017 г.), в который мировые бренды уже инвестируют баснословные суммы, это полноценная часть жизни, доступная для всех слоев населения. 2016 стал стартовым годом для запуска VR-продуктов в широкую продажу, заработав сразу свыше $2,7 млрд. Среди потенциальных точек роста индустрии эксперты отмечают AR/VR в киноиндустрии, VR-кинотеатры и трансляцию 360 спортивных событий. В секции участники осветили не только тренды и экономику в индустрии AR/VR, но и практические аспекты построения экосистемы, обратились к вопросам интернета вещей и телекома, определив, что главный источник трафика в телеком сетях – это видео и мультимедийные сервисы.
Вторая секция, посвященная ТМТ — "Новые бизнес-модели и подходы в ТМТ индустрии". Спикеры обсудили варианты аутсорсинга и эффективного партнерства в телекоме, а также новые платформы и технологии. Они рассмотрели наиболее эффективные способы решения проблем некрупных региональных операторов, предложив повысить конкурентоспособность за счет сокращения затрат на IPTV-решения, а именно за счет использования партнерских программно-аппаратных продуктов от поставщиков ТМТ-решений, к примеру, готовую к внедрению и работе платформу для предоставления услуг интерактивного ТВ Smart TUBE 5 или других сервисов облачного ТВ с полным набором ТВ и VODконтента для всех платформ и устройств. Разобрали проблемы на рынке видео, которые существуют в России, и пути их решения; а также роль операторского CDN в экосистеме интернет вещания, ведь именно объединение услуг линейного вещания и видео по запросу названо одним из главных трендов мирового телевещания. Что касается монетизации интернет-вещания, то ее призвали осуществлять с помощью нового сервиса CDN video, позволяющего показывать вместо эфирной интернет-видеорекламу, предоставляемую различными рекламными агрегаторами. Завершили секцию докладом о том, как добавить TMT услугу и не потерять абонентов – выходом было признано оказание услуг IP TV по агентской схеме через контент-агрегатора.
Новшеством CSTB-2017 стал специальный проект OTT.Market/ OTT.Future, организованный компанией Мидэкспо и ассоциацией "Интернет-видео". Этот способ доставки контента стал главным трендом ушедшего года на телеком рынке, постепенно расширяя экспансию и помогая развивать классические ТВ-сервисы, повышать ARPU операторов и удовлетворить спрос абонентов. Секция форума ОТТ. Future была посвящена в том числе двум главным нерешенным проблемам рынка – определению ценовой политики и борьбе с пиратством. Собравшимся удалось показать динамику и тенденции глобального и особенно российского рынка ОТТ видео, который в 2016 году показал внушительный рост.
На площадке форума была презентована система дистрибуции и монетизации эфирных каналов в ОТТ среде на примере "Первого канала" в сети SPB TV. В результате совместной работы показам рекламы обеспечена защита от блокировок за счет вставки рекламы на стороне сервера, теперь для всех пользовательских устройств будет работать единый механизм замещения, констатирован рост аудитории "Первого канала", получающей адресную рекламу, на 6% за счет мобильных устройств одного ОТТ-оператора, осуществлен контроль реализации рекламной возможности телеканала по замещению рекламы; оператор получает Full-HD версию телеканала, транслируется версия, предназначенная специально для ОТТ, а также телеканал получает данные о телесмотрении. Кроме того, подробно был обсужден вопрос внедрения ОТТ (TVи VOD) сервисов операторами ШПД и кабельного телевидения.
Другой важной темой, которую рассматривали во второй день, стало развитие спутниковой отрасли в России и мире. Издательство "Телеспутник»" совместно с компанией "Мидэкспо" провели секцию "Мультисервисные спутниковые сети и VSAT". Основные игроки искали ответ на вопрос "Как развивать спутниковый рынок?". Представители спутниковых операторов рассказали о собственных сетях широкополосного доступа, обозначили перспективные спутниковые системы для обеспечения ШПД — среднеорбитальную СКИФ и геостационарную компанию "Энергия-Телеком". Обе системы ориентированы на предоставление ШПД по ценам, конкурирующим с наземными сетями радиодоступа. Дополнительное внимание было обращено на защиту частотного ресурса. На всемирной радиоконференции ВАКР-2015 удалось защитить С-диапазон, на следующей — ВАКР-2019 игроки рынка ожидают серьезную борьбу за другие участки радиоспектра.
Основным трендом развития VSAT-индустрии участники назвали появление на рынке многолучевых спутников высокой пропускной способности HTS. Данная технология позволяет в разы снизить стоимость спутникового ресурса, что делает услугу более доступной. Провайдеры отметили, что большее внимание следует уделять системам коллективного доступа. Там, где актуальна VSAT-технология, как правило, низка покупательная способность населения. В целом, за день работы секции были подняты все наиболее актуальные вопросы российского спутникового рынка. Общее мнение игроков таково, что, несмотря на непростую экономическую ситуацию, VSAT-рынок будет расти. Основными факторами роста рынка станут внедрение технологий, которые помогут использовать спутниковый ресурс с максимальной эффективностью и способствовать снижению абонентских тарифов.
Первая часть Форума региональных операторов была посвящена текущим вопросам: как операторам продвигать собственный канал, какие рычаги маркетинговых стратегий можно задействовать и о чем вещать операторам с аудиторией меньше 100 000. Была подробно разобрана тема подключения mustcarryканалов для региональных операторов. Во второй части форума серьезное внимание было уделено практике работы с АС "Ревизор". Техническим комитетом ассоциации Ростелесеть были озвучены найденные уязвимости, способные привести к доступу пользователей к заблокированным по решению Роскомнадзора сайтам. Вторым важным моментом является высокая стоимость оборудования для блокировки запрещенных сайтов, которая препятствует его установке операторами малого и сверхмалого сегментов рынка, что фактически выводит их в нелегальную зону предоставления услуг.
Третий день деловой программы был полностью посвящен практике. Участники практической конференции "Мастерство создания и продвижения нишевого канала", модераторами которого стала главред "Кабельщика" Яна Бельская и руководитель Медиабренда Регина Юркина, говорили о том, что сегодня главной маркетинговой ценностью платных каналов в мультимедийной среде становится позиционирование. Для создания личного причастного отношения зрителя идеально подходят инструменты на стыке офлайн- и digital-продвижения, которые могут быть использованы каналами при грамотной маркетинговой стратегии. Посещаемость интернет-ресурсов во много раз превосходит показатели смотрения телеканалов – ТВ пока лидирует только как способ доставки новостей. Ситуация изменилась настолько, что теперь уже телеканалы стремятся заручиться партнерством с крупными интернет площадками.
"Сегодня digital-технологии позволяют филигранно таргетироваться. Дерево репостов с сайта vk.сom всегда производит большое впечатление на телевизионных директоров по маркетингу. Практически сразу видно, насколько хорош ролик, попал ли в ожидания вашей целевой аудитории, как разошелся по репостам. И именно поэтому доскональное знание целевой аудитории сегодня не менее важно, чем сильное позиционирование вашего бренда", - отметила открывшая секцию медиаэксперт Полина Зимина.
Если речь идет о представительстве телеканала в сети, то на первый план выходит грамотная агрегация контента: удобство поиска, мобильные приложения, big data и fb-приложение. Все вместе позволяет отслеживать и контролировать момент коммерческой эффективности маркетинга, который сейчас стал важен как никогда. Самое главное, что выделили участники конференции – позиционирование, продвижение на стыке офлайн и онлайн, персонификация и удобство поиска в сети, а также качественный контент, интересный целевой аудитории.
Что касается последнего, представители продакшен-студий поделились проблемой переработки иностранного контента для российского рынка. Главной сложностью является нехватка квалифицированных кадров Дополнительные сложности, которые не всегда удается обойти – это соответствие локализации аудитории. Тонкости перевода также могут быть связаны с исторической правдой, нравами и традициями страны проката. Нередки случаи отказа больших компаний от перевода некоторых анимационных и кинофильмов. Эти и другие слагаемые только увеличивают стоимость проката адаптированного контента.
Риски, с которыми сталкивается сфера телеком и медиа и как их минимизировать, правовое регулирование рекламы в интернете – эти темы затронули специалисты на секции "Юридические консультации. Законодательство в области телекома и медиа". Здесь обсуждались разнообразные вопросы деятельности участников телекоммуникационного рынка. Эксперты в своих выступлениях затронули проблемные правовые вопросы отрасли, возникшие в последние годы, предложили рекомендации сообществу по их разрешению.
Организаторы также напомнили, что в 2018 году пройдет 20-я юбилейная международная выставка - форум CSTB. Telecom& Media’2018 в московском выставочном центре "Крокус Экспо".
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии