Рунет вырос на 29% в 2022 году по сравнению с 2021 годом. Его вклад в экономику России составил 12,2 трлн рублей. По прогнозам, в текущем году он достигнет 15,8 трлн рублей при условии роста на 29%. Такие данные представили аналитики РАЭК в рамках российского интернет-форума (РИФ 2023).
Объем сегмента инфраструктуры и связи в 2022 году составил 300,3 млрд рублей, продемонстрировав рост на 47%. Основная часть приходится на рынок инфраструктуры (облачный хостинг, IaaS, PaaS) — 258,9 млрд рублей. Более того, он продемонстрировал наибольшую положительную динамику из всего сегмента, увеличившись на 52%.
Вклад рынка SaaS (модель продажи и использования программного обеспечения, при которой поставщик разрабатывает веб-приложение и самостоятельно управляет им, предоставляя заказчику доступ к программному обеспечению через интернет) достиг в 2022 году 27,2 млрд рублей. Рост составил +26%. Примерно настолько же увеличился рынок хостинга (кроме облачного, услуги по предоставлению вычислительных мощностей для размещения и/или хранения информации на серверах, постоянно находящихся в интернете) — на 22% до 10,6 млрд рублей.
В то же время рынок доменов, наоборот, показал отрицательную динамику (-5%) и составил 3,5 млрд рублей.
Среди основных трендов 2022 года аналитики выделяют продолжение скорости доступа в интернет, однако разрыв со странами-лидерами все равно увеличивается. При этом стоимость доступа в интернет в России остается одной из самых низких в мире, несмотря на рост тарифов. Кроме того, растет рынок облачных сервисов. Это обусловлено увеличением спроса на облачные услуги, миграцией пользователей в российские сервисы, а также развитием государственных проектов.
Сегмент рекламы и маркетинга сократился в 2022 году на 10% относительно 2021 года и составил 389,2 млрд рублей. Из них 272,5 млрд рублей приходится на performance-рекламу, поисковую рекламу, CPx, таргетированную рекламу в соцсетях, лидогенерацию и выручку агентств-площадок. Этот сегмент и медийная реклама (33,6 млрд рублей в 2022) не показали никакой динамики.
Наибольшую отрицательную динамику продемонстрировали видеореклама (-61%), контент-маркетинг и маркетинг в соцсетях (-42%). Их объем составил 33,6 млрд рублей и 31,2 млрд рублей соответственно. Сегмент web-разработки и мобильной рекламы снизился немного — на 5% — и составил 40,4 млрд рублей.
В целом, сокращение рынка связано с тем, что стало сложнее и дороже привлекать клиентов. Также значительное влияние оказал закон о маркировке рекламы. Несмотря на то что доходы агентств снизились, экосистемные игроки смогли нарастить рекламную выручку.
По словам аналитиков, рынок цифрового контента пострадал больше всех по итогам 2022 года. Падение составило 52% относительно 2021 года. Так объем в 2022 году снизился до 73,6 млрд рублей. Из них 33,3 млрд рублей приходится на онлайн-видео, рост которого составил 7% в 2022 году. Это единственный сегмент, который продемонстрировал положительную динамику в прошлом году.
29,7% рынка приходится на онлайн-игры, выручка которых в 2022 году составила 21,8 млрд рублей. Таким образом, сокращение сегмента достигло 78%. Онлайн-музыка показала не такую отрицательную динамику — падение составило 40% до 7,1 млрд рублей. В тоже время сегмент цифровых книг не изменился и остался на уровне 11,3 млрд рублей.
Среди трендов 2022 года эксперты выделяют государственную поддержку производства цифрового контента, переход платежей пользователей за контент в "серую" зону, и продолжение завоевания рынка экосистемными сервисами.
Наибольший вклад в экономику Рунета внес сегмент финансов и торговли, объем которого в 2022 году достиг 11,4 трлн рублей. При этом, рост сегмента составил 32% относительно 2021 года.
Основные доли на рынке занимают онлайн-ритейл — 3,9 трлн рублей (рост +32%), сегмент электронных платежных услуг — 3 трлн рублей (рост +19%), С2С-торговля — 2,3 трлн рублей (рост +55). Такой рост обусловлен переориентацией покупателей на онлайн, ростом популярности маркетплейсов.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии