Когда-то в отрасли я был игроком, но уже больше пяти лет не практикую. Перешел в категорию обывателей, и совершенно не думал, что придется снова об этом писать. Яна попросила, я сначала пообещал, потом обманул, потом опять пообещал и опять обманул... Неожиданно преодолеть лень и написать все, что я думаю, меня заставило развитие ситуации с "Дождем". Попробую дать оценку происходящему и высказать мысли о будущем. Но начну с прошлого, ибо именно там истоки всех проблем.
Как все начиналось
Все нынешние крупные кабельные операторы появились на свет абсолютно не рыночными методами. Они — классический результат постсоветской приватизации. Как ЖКХ.
Модель у всех была одинаковая. Приватизация абонентской базы вместе с потоками "кэша". Полное разрушение существующих прямоточек (надо признать, весьма убогих) и соединение стояков в кабельную сеть. Казалось бы, зачем кабель, зачем разрушать? Ради качества? — Нет. Операторы стали монополистами с регулируемыми тарифами. Хотелось больше денег и роста капитализации — не сговариваясь избрали самое простое обоснование повышения тарифов: увеличение числа каналов. Каких каналов — наплевать, главное побольше.
О конкуренции
Я не просто так вспомнил об особом пути. Ситуация в России кардинально отличалось от остального мира. Не было самого главного — конкуренции. Именно этим мы обязаны нынешнему положению.
Во всем мире кабельные сети строились параллельно прямоточкам. Операторы вынуждены были формировать "экстремально вкусные" предложения. Ведь прямоточки это халява, а за кабель надо платить живые деньги.
В России проблему конкуренции решили элегантно — прямоточки были физически уничтожены. У абонента остался предельно простой выбор — либо платный кабель, либо ничего. Понятно, что обыватели выбирали кабель, совсем без телевизора жить никто не хотел. Индивидуальные антенны — удел энтузиастов, число которых исчезающе мало.
Базовый принцип рыночной экономики "найди потребность и удовлетвори её" был отброшен за ненадобностью. Как и маркетинг, и стратегическое планирование. Это наложило отпечаток на все внутренние процессы в компаниях и сформировало в кабельном ЖКХ особую ментальность, особую корпоративную культуру, которые живут и здравствуют до сих пор. Все примеры конкуренции, которые мы видим сегодня — либо неуемный демпинг, либо стук друг на друга в различные властные или силовые структуры с последующими разборками.
Звучит не очень приятно, но в той ситуации вряд ли могло быть по-другому.
О каналах
После приватизации на рынок потянулись коробейники из разных стран. Разговор строился всегда одинаково — "у нас в Амэрррика принято так... Вы же хотите быть как в Амэрррика?" Странный вопрос — конечно, да. В этот момент произошла вторая кардинальная ошибка: операторы не попытались объединится и договориться, а дружно легли под иностранные каналы. Условия были откровенно унизительные — "все бабки наши, весь гемор ваш", но думать на несколько шагов вперед было некому (результат отсутствия конкуренции). За иностранцами подтянулись наши. Результат — несколько сотен откровенно слабых каналов. Есть приятные исключения, но они скорее подтверждают правило.
А для кого все это?
Самое время вернуться к абонентам. Зачем вообще им телевизор?
В конце прошлого века все было просто. Традиционное телевидение (как сейчас модно говорить — линейное) выполняло три функции:
• Информирование;
• Развлечение;
• Обучение.
Ящик на тумбочке в углу был единственным окном в мир. Абоненты совсем не роптали, а наоборот с большой радостью платили.
Но позже ситуация кардинально изменилась. Интернет вырос и очень быстро изменил людей. Прежде всего, изменилась психология потребления медиа. В линейном ТВ люди терпеливо ждали, что и когда им покажут, главной газетой в стране была программа телепередач. Привыкнув к интернету, зрители стали трансформировать свои привычки и на просмотр телевизора. Привычки следующие:
• Смотреть именно то, что хочется смотреть;
• Смотреть именно тогда, когда хочется смотреть;
• Смотреть любую программу с начала.
Говоря русским языком, зрители захотели Video-On-Demand. И потребность немедленно была удовлетворена. Всевозможные торрент-трекеры и прочие он-лайн сервисы стали расти как грибы после дождя.
Я вовсе не говорю, что линейное телевидение умрет. Оно еще всех нас переживет. Но потребности в нем кардинально изменилось, и само линейное телевидение изменится. Сейчас функции линейного телевидения трансформировались в:
• Прямые эфиры, когда событие нельзя пропустить (футбол и пр.);
• Бубнилка в углу для фона (в тишине некомфортно).
А для всего остального есть rutracker. Или IVI. Для эстетов - iTunes. Интернет, в отличие от кабельщиков, изначально жил в условиях жесточайшей конкуренции. Так что дефицит предложений не просматривается. Это касается и контента, и доступа.
Случилось страшное
После пятнадцати лет пустых разговоров, наконец, появилась эфирная цифра. Появилась серьезно, с огромной зоной охвата и большим количеством абсолютно бесплатных каналов. То есть еще не совсем появилась, не во всех регионах, не во всех деревнях. Но это вопрос ближайших месяцев.
Впервые за всю историю российского кабеля у зрителей появилась возможность выбора.
А при чем тут "Дождь"?
Я совершенно не собираюсь обсуждать редакционную политику канала и все произошедшее. С точки зрения рынка, это не имеет вообще никакого значения. Экстремально интересны не наезды на "Дождь", а реакция канала. Точнее, его действия по организации альтернативных способов распространения.
Неожиданно канал пробрался во все Smart TV телевизоры. А таковых совсем немало — их количество сопоставимо с аудиторией канала до отключения, и ежедневно растет. И больше не имеет значения, есть ли дома кабель и/или спутник. Главное, что есть быстрый интернет, а он есть сейчас везде. Ну, почти везде. Никаких боксов, только Smart TV, и канал можно смотреть в замечательном HD-качестве.
Это первый в Российской истории случай, когда телеканал смог добраться до зрителя минуя посредников. Не знаю, поможет ли это "Дождю", но джин выпущен из бутылки. Рынок увидел: линейное ТВ может существовать вообще без помощи эфира или кабеля. Ну, а про ОТТ это и так давно все знают.
Исключения из правил
Все, что я пишу, касается, прежде всего, кабельных операторов. Конечно, среди них есть исключения. Я сам лично знаю нескольких, которые ведут себя абсолютно адекватно и вызывают огромное уважение. Но их число ничтожно мало, абонентов у них немного, никакого влияния на отрасль в целом они оказать не в состоянии.
Отдельно надо отметить спутник. Первые проекты были вполне себе рыночными и весьма успешными.
НТВ+ вцепилось в премиальный сегмент. Много лет они были на коне, но все кончилось банальными 29 рублями.
Триколор начал окучивать деревенскую бедноту — результат всем известен. Но вот впереди замаячил РТРС со своими бесплатными мультиплексами, для которых не надо ставить и обслуживать весьма недешевую тарелку. Эфирная антенна сильно проще и дешевле, тюнер есть прямо в телевизоре, а боксы (если телевизор старый) стоят уже меньше тысячи рублей. Так что поворот в премиум-сегмент можно посчитать разумным — теоретически в деревне с быстрым интернетом пока не очень хорошо. Но ключевое слово здесь пока. Через пару лет ситуация изменится. Можно уже запасаться попкорном.
Логику остальных спутниковых операторов я просто не понимаю.
Нарастающим итогом
Итак, что мы имеем:
• На рынке массово предлагается услуга, которая была принудительно навязана абонентам, а сегодня уже изрядно устарела;
• Стремительно надвигается конкурент в виде бесплатной эфирной цифры. 20 каналов, на которых практически весь премьерный контент и весь рейтинговый лайв.
• Альтернативные ОТТ-сервисы лезут из всех щелей, чему зрители изрядно рады. Только один IVI еще прошлой осенью преодолел планку в миллиард просмотров и не собирается останавливаться. А ведь у него столько конкурентов...
Перечислять можно еще долго, но вывод простой: услуга многопрограммного платного телевидения в терминологии Бостонской матрицы перешла в категорию "Старой собаки”…
Ужасный конец?
Увы, ужасного конца не будет. Будет ужас без конца.
В ближайшее время основная схема просмотра начнет стремительно меняться к модели: Smart TV телевизор с DVB-T2 тюнером и простонародной эфирной антенной. В городских условиях во многих случаях достаточно куска провода или комнатной антенны за 250 рублей (пишу по собственному опыту). Основные каналы будут идти из цифрового эфира, а для всего остального будет Smart TV, а там и линейное ТВ, и VoD, и все это в HD.
Сколько осталось? Можно примерно подсчитать — срок жизни телевизора в России менее 7 лет. Потом покупают новый. Вот когда первая четверть обновится, бизнес станет безнадежным. То есть осталось около двух лет.
Можно ли этого всего избежать? Я склонен считать, что нет. Вся история человечества показала —прогресс остановить невозможно. Лудиты были хорошие ребята, но они неадекватно понимали ситуацию, потому и пострадали. А из свежайших примеров — пейджинг. Или совсем грубо — проводное радио.
Куда спасаться?
Есть ли выход? Что делать? Продавать, покупать, топиться? Какая стратегия правильна? Как спасти бабки?
Конечно, выход есть. И даже с прибылью. Но это тема следующих статей.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
Как то у Автора история с
Как то у Автора история с кабельным начиналась плохо (ограбили антенную рухлядь). И в середине все плохо, и вражеский контент - плохой. И читая становится понятно, что судьба ударит топором кабельную индустрию. Обреченность и не перспективность. Преступление и наказание.
А если в городе два, три, четыре, пять кабельных операторов. Они что, все, и много лет насиловали коллективные антенны?
Все в мире меняется. Остается творчество.
<<<В линейном ТВ люди
>>
Понятно, понятно.... Как говориться, "есть ли жизнь за МКАД-ом, нет ли жизни за МКАД-ом - науке не известно"...
:)))
Ув. Дмитрий! Вы от народа ещё дальше, чем были в своё время декабристы! Заправьте-ка бак, да отъедьте от Москвы километров на 300 тире 400. И вы поймете, что описываемая Вами выше ситуация с телесмотрением существует исключительно в Вашем же воображении! А в реальности рулит "Давай поженимся" и пипл собирается хавать у экранов в строго обозначенное телепрограммой время, как это было десятки лет назад начиная с собаки академика Павлова.
Video-On-Demand! :)))) Очуметь! :)))))
Диоген, а откуда тогда
Диоген, а откуда тогда взялись 6 миллионов смартов? Откуда тогда миллион просмотров у IVI?
Говорить, что всего этого нет - недальновидно и опасно. Хотя бы потому, что это позволяет кому-то прийти к вашему абоненту и предложить это.
Да, Яна, это есть, есть.
Да, Яна, это есть, есть. Однако, настоящая-то Россия за МКАД-ом только и начинается!
Я же пишу, что "надо отъехать"!
6 млн смартов взялись из магазинов в мегаполисах. Там же они и были уставлены, в этих мегаполисах. "По полной" из них используются, ну может процентов 30-40. Остальные были куплены при таких обстоятельствах: втюхал продавец,
шурин купил такой же, хватило денег на такой ТВ и пр.
Вот, Трико наподключал 10 млн. абонов. Уверен, 6-7 млн из этого числа подключилось исключительно, чтобы получше разглядеть женихов и невест в программе "Давай поженимся" и муляжи внутренних органов в программе "Жить здорово".
Предполагаю, что если мы сможем выделить из 6-ти млн владельцев смартов людей в возрасте 16-26 лет, то и узнаем, откуда миллион просмотров у IVI. :))))
Тут вот в чём дело: непосредственно общаюсь с кабельными абонентами и людьми , устанавливающими спутниковое ТВ. Какой им Video-On-Demand!!!! ГЛАВНЫЙ ВОПРОС: куда нажать, чтобы "Первая" показывала?
:))))
Немного добавлю: "Говоря
Немного добавлю:
"Говоря русским языком, зрители захотели Video-On-Demand."
Яна, а вот так разве не опасно говорить? Какое количество от общего числа числа этого хотят?
Да ещё и "говоря русским языком"!!! :))))))
Автору статьи совершенно необходимо хоть на денёк выехать из Москвы, пообщаться с простыми людями :), чтобы у него всё стало на свои места: русский язык и зрители отдельно,
Video-On-Demand отдельно!
:)))
Вот вам и веселый, живой
Вот вам и веселый, живой кабельщик :)))
Он выше в трех постах семь раз поставил вот такие смайлики !!! :)))))
Diogen, я о том и говорю -
Diogen, я о том и говорю - технология УЖЕ идет. Никогда не было так, чтобы технология сразу пришла везде. Но бывало так, что она начиналась в мегаполисах, но не шла дальше. Вы хотя бы знаете, что были такие mimi-диски? Эта тупиковая ветвь развития аудио закончилась там же, где началась - внутри МКАДа. А VOD идет! и пусть оно пока только в крупных городах - но ее очевидно "распробовал зритель" - и она пойдет дальше, и рано или поздно дойдет до малых городов, а глядишь и до сел.
Этот странный замкадовский комплекс, прикрывать им свою бизнес-недальновидность - как это по-нашему! Но замечу, что и я сама, и, конечно, Дмитрий Волобуев - знаем не понаслышке, что творится за МКАДом. Просто попробуйте допустить, что этот зов к "замкадышам" связан именно с этим - с представлением, что сейчас идет из больших городов в их "замкадья". Отрицать эту тенденцию, которую признал весь мир уже - это как минимум недальновидно!
Кстати, в США, если вы не в курсе, подавляющее большинство граждан живет в частном секторе - в домах, даже в городах большинство так живет. И тут классических операторов так быстро и мощно подвинул сервис Netflix - вот как аз то, о чем пишет Дмитрий - что даже крупнейшему кабельному оператору Comcast пришлось пустить его телевизионную услугу к себе на сети, к своим абонентам. И миллионы абонентов пользуются комкастовским интернетом и телеыфонией, но отказались от услуги кабельного телевидения, предпочтя ей Netflix. Вы не хотите верить, что это может произойти у нас, просто потому, что презираете внутривкадовские прогнозы? Да пожалуйста! Я даже уговаривать вас не буду! Время рассудит, знаете ли...
Да, верю, веря я, что
Да, верю, веря я, что призойдёт...
:)
Только, смотрите, Яна, что получается: я Вам про Нижние Барсуки, а Вы мне про АМЕРИКУ! Даже не про Москву, про Америку!!!! Ну где Н.Барсуки и где Америка?????
В статье Дмитрия мне не понравилась подача некоторых фактов и его умозаключения. Ну, блин, далёк он народа, ей-Богу!!!!
Вот, пишет автор: "принудительно навязанная услуга" (имеется ввиду масса никчёмных каналов в одном пакете).
Да всё с точностью до наоборот! Потенциальный абонент первое что спрашивал ВО ВСЕ ВЕКА это "сколько каналов показывает". И пофигу ему, что он буде смотреть всего четыре! Если вы скажете, что у вас всего десять каналов, самых лучших и нужных каналов, то человек тут же уйдёт к конкуренту, у котрого 150 каналов всякого мусора. Так было всегда, и в конце 90-х и сейчас обыватель первым делом спрашивает про количество каналов и в редкую стёжку по наличие тех или иных каналов в этом списке. ("Первый" канал, само собой, явл. исключением :))).
Потом фраза "зридели захотели VOD".... Давайте-ка точнее фразы строить, раз мы работаем для аудитории. А то прямо так и встаёт перед глазами картина: толпы страждущих VOD штурмуют офисы операторов, с плакатами "Даёшь VOD!!!" а операторы не готовы им ни чего предоставить. Не надо всех зрителей подтаскивать под своё виденье ситуации, бо ситуация пока описывается так: если кто-то кое-где у нас порой.
Вот, 6 млн смартов народ купил... Да люди просто покупают НОВЫЕ ТЕЛИКИ и всё. Есть там смарт, нет там смарта...
Вот, так я это вижу:
Муж с женой в магазине.
- Коль, как тебе этот, а? (Жена останавливается у понравившегося по внешнему виду ТВ, сколняет голову на бок, оценивая, насколько гаромнирует этот ящик с обоями и шторами).
-Да бери, какой хочешь, и поехали скорей!
-Продавец, продавец! Это хороший телевизор?
-Да, это смарт.
-Слышь, Коль, это смарт!!! Берём конечно!!!
(Привезли домой, антенну вставили и вперёд, смотреть "Давай поженимся").
Вот, будут в магазине только смарты на полках, их будут покупать в кол-ве 60 млн, а не 6. Но это не значит, что придя домой, все 60 млн начнут совать в теики витуху вместо коаксиала!
Поэтому, тут тоже аргумент...
****
Вот, помните передачу "Это вы можете"???
"Кулибины" представляли публике свои изобретения, типа
"Автомобиль, вместо колёс шарики от пинпонга, заправляется луковой шелухой, скорость 3км/час!.
Все сразу: "Круто, супер, молодец"!!! И только один мужик поднимется, берёт микрофон и с демонстративым пренебрежением: "Это машина плохая, она ездить не сможет, зачем нам она вообще нужна, конструктор - полный дятел"!
Вот с этого момента передача и становилась интересной и полезной. Ни чего, что я время-от-времни буду "брать микрофон" и "пинать" машины и конструкора?
А так я верю, конечно верю.... :)))
Статья хорошая. Раз такой
Статья хорошая. Раз такой горячий спор. Я житель мегаполиса и представляю маленького оператора мегаполиса. Могу сказать так: проникновение смартов примерно 1 шт на 15-20 домохозяйств. проникновение интернета примерно 80% домохозяйств. среди обладателей смартов половина не знает что телевизор можно подключить к интернету, из второй половины часто пользуется функциями смарта примерно четверть, остальные пользуются иногда. Согласен с автором, что прогресс не остановить и наверное VOD будет становиться палачём ТВ, но вот когда это будет? не думаю, что через 2 года. для этого должно смениться поколение. опять же, чтобы что-то посмотреть по VOD нужно сформулировать этот "demand", что уставшим людям после работы просто лень и поэтому они тупо щелкают каналы кабельщиков. Буду ждать следующих статей автора, очень уж интересно какой может быть из этого выход? заняться, как пейджинговые компании, продажей сотовых телефонов?
Немного о себе.... Купил себе
Немного о себе....
Купил себе смарт 2 года назад.Подключил шнурок ,Поставил видеосервер на комп и ноут,
https://www.homemediaserver.ru/index.htm
http://www.homemediaserver.ru/forum/
кучу подкастов, поигрался неделю и забыл, или забил....
Так я знаю, куда тянуть шнурок, как настроить, где искать...
И то в лом
А простому смертному, телик и простейший пульт в руки, и рано дома.
Ссылки сбросил, может кому пригодится.
Интересно, но все комменты
Интересно, но все комменты свелись к одной теме - Smart TV хорошо, VoD хорошо, но не в этой жизни.
Мне это напомнило начало Триколора. Во всех форумах кричали - ничего не выдет, безнадежно, абонентов не будет, такого никому не надо. Дальше всех ушел Евгений (tele-sat.info). Он устроил опрос и коллективный разум вынес вердикт - потолок 5 тысяч абонентов. Время показало, чего стоили те прогнозы ;)
А если серьезно - в день публикации этой статьи в Москве проходила конференция Комньюс. Там была масса фактуры по Smart TV и ОТТ сервисам. Цифры впечатлили даже меня. Не общее количество смартов, а количество смартов подключенных к интернету. И рост смотрибельности ОТТ за последний год. Я надеюсь, Кабельщик напишет об этом более подробно и сразу множество вопросов исчезнет.
Но вообще то это вопрос веры. Как в старом советском кино: ...одни считают, что Он есть. Другие - что Его нет. И то и другое - недоказуемо...
Поживем увидим. Если я прав - ждать осталось недолго.
Diogen, Не могу язвительно не
Diogen,
Не могу язвительно не написать - я не могу отъехать на 300 километров от Москвы. Я живу в 700.
Груздев Константин, Когда Вы
Груздев Константин,
Когда Вы говорите про двух-четырех операторов городе, Вы абсолютно правы. Есть города, где есть и десять и двадцать. Только в одном городе. А вот два-четыре в одном подъезде - тоже есть, но чрезвычайно редко. А это принципиальная разница.
Дмитрий, "Кабельщик"
Дмитрий, "Кабельщик" обязательно напишет!
Как говорится, "аффтар, пеши есчо" (: