Что посеешь, то и пожнёшь

Станислав Колгатин 24.07.2013
На недавнем нашем семинаре в Бердске, помимо традиционной “дележки” опытом и знаниями с операторами, мне довелось и самому узнать много интересного, поучиться и сделать кое-какие выводы. Например, что в условиях телекоммуникаций пословица “что посеешь, то и пожнешь” принимает особенный колорит. Очень хочется, чтобы наши коллеги с первого раза собирали достойный урожай, а не сеяли по три-четыре раза до получения первых всходов, поэтому созрела идея поделиться услышанным на семинаре рассказом.
 
Есть в Сибири один медиа-холдинг, который выпускает телеканал, имеет собственные кабельные сети и сети передачи данных. Это не все направления его деятельности, но сейчас разговор не об этом, а о том, как эта компания дошла до решения сменить ЧЕТВЕРТУЮ систему условного доступа с головной станцией в придачу, и какого эффекта от этого добилась.
 
Начиналось всё в 2007 году, когда оператор приступил к экспериментам с “цифрой”. В это время он имел сети не то в 5, не то 6 городах. Эксперимент по внедрению цифрового вещания было решено провести в двух из них. Для этого приобрели весьма популярную бюджетную российско-молдавскую систему условного доступа за $1,5 тысячи и четыре скремблера-мультиплексора в нагрузку. Правда, далеко уехать на этой системе не удалось. Во-первых, выяснилось, что данный комплекс не дружит с “железом” целого ряда производителей. Во-вторых, его надёжность вызывала сомнения — из 4-х купленных “железок” одна поехала в ремонт сразу же, вторая отправилась следом через две недели. В-третьих, любой upgrade приравнивался к покупке нового железа, в-четвертых, стоимость расширения на 100-120 каналов была соизмерима по затратам с полнофункциональной ЦГС, поддерживающей DVB Open CAS решения. Перечислять можно долго...
 
В общем, взвесили все, посчитали и решили от этой системы отказаться. Тут подоспели китайцы, которые предложили альтернативу — тоже бюджетную, если не сказать бесплатную. Бесплатную, конечно, весьма условно. Головную станцию, систему условного доступа и сет-топ-боксы они предложили задаром, с оговоркой, что если всё будет хорошо, оператор впоследствии поделится с ними доходом в размере $2 в месяц с каждого абонента. Китайцы благотворительностью не занимаются — им либо “Кемску волость” до Курильских островов, либо, наоборот, до Уральской гряды.
 
Но и эта халява “не прокатила”. С одной стороны, на китайском оборудовании удалось дать абонентам 100 каналов, с другой — с качеством всех проблем решить не удалось, да и с техподдержкой начались проблемы из-за “кривых” приставок. Условно говоря, в ПО на “боксах” было только две надписи на русском, а остальные — сплошь иероглифы, в документации вообще ни слова по-русски. Доработать софт невозможно, поддержки никакой. Следом выяснился и еще один нюанс: через 4-5 месяцев эксплуатации китайские STB начали “умирать”. Найти на рынке замену этим ресиверам не удалось — любая альтернатива никак не сочеталась с китайской системой условного доступа. Пообщаться с поставщиками имеющихся “боксов” тоже не представлялось возможным — китайцы наотрез отказались их раскрывать. В итоге решение нашлось — помогли скремблеры Gospell. Они обеспечили одновременную работу двух систем условного доступа (безымянной китайской и CAS Gospell), но и это решение работало ровно до тех пор, пока не начала умирать китайская головная станция...
 
Осознание того, что настало время кардинально менять подход пришло к оператору в прошлом году на нашем семинаре “Сделано в Европе, проверено в Сибири” — я же говорю, общение в кулуарах бывает иногда полезнее, чем любые тендеры. Представители медиа-холдинга послушали доклады, пообщались в кулуарах с поставщиками оборудования, проанализировали опыт наиболее успешных коллег “по цеху” и пришли к банальному, в общем-то, выводу, что успешное предоставление и продвижение цифрового телевидения держится на безупречном техническом качестве услуги, высоком уровне сервисной поддержки и обслуживания потребителя. Потому что услуга эта ориентирована на состоятельного, платежеспособного, а потому взыскательного абонента. Понятно, что и контент должен быть интересным: нельзя напихать в цифровой пакет мусора. Хочешь заработать деньги — предоставь тот контент, за который захочет заплатить абонент (но это тема другого разговора). А самое главное — сделай услугу доступной для большей части абонентов, т.е. установи минимальную стоимость подключения.
 
Если ты хочешь вернуть деньги за программно-аппаратный комплекс цифрового ТВ за год-полтора-два, ты должен следовать четырем основополагающим принципам, то есть обеспечить:
 
Техническую составляющую (безупречное качество сигнала, идущего с головной станции со всеми цифровыми примочками — стереозвук, выбор звуковых дорожек, электронный программный гид и т.д.);
Хороший контент;
Высокий уровень качества технической поддержки;
Минимальную стоимость “входного билета” в цифру для абонента.
 
Возвращаясь к нашему оператору, после семинара прошлого года они полностью перебрали головную станцию, перетряхнули контент, “заровняли” свой технический персонал, по-иному организовали службу сервисной поддержки (продлили время работы, сделали доступной поддержку в выходные и праздничные дни), а та же снизили стоимость подключения с 2500 до 1000 рублей. Причём все изменения произошли не в течение года — за месяц!
 
Как результат, к концу 2012 года (менее чем за полгода!!!) у оператора в 2,5 раза увеличилась абонентская база по цифровой услуге, а летом этого года она перешагнула рубеж в 1,5 тысячи платящих абонентов цифрового телевидения. Это при том, что в течение пяти предыдущих лет число абонентов, получающих услуги ТВ в цифровом виде, вертелось вокруг цифры в 300-400 потребителей. К следующему семинару оператор обещает дать все 10 тысяч цифровых абонентов. Не знаю, как насчёт десяти, но шесть-семь он выдаст на-гора — в этом я уверен...
 
P.s.: Апофеозом всего вышеизложенного стало внедрение оператором в июне 2013 года у себя в сети ЧЕТВЕРТОЙ системы кодирования. Ей стала система условного доступа Griffin CAS. Как это решение принималось и почему именно Griffin CAS, я расскажу в другой раз...

 

Об авторе

Станислав Колгатин
Коммерческий директор компании “Контур М”

Забавная история, но кроме как кривыми руками и плохо работающими мозгами при наличии лишних денег, объяснить это невозможно. Российско-молдаванская система работает у многих операторов и никакой "несовместимостью" там и не пахнет - всё со всем работает. Работают и другие "дешёвые" решения и так же жалоб особых нет. Есть небольшие проблемы с надёжностью, но всё решаемо. Скорее всего достаточно было прошивки обновить, но для этого не надо отправлять оборудование назад.
Рост абонентов скорее всего обеспечен уменьшением стоимости подключения, остальное не так критично, ну возможно чуть лучший контент также немного дал прирост.
Я бы не стал на основании такого "опыта" делать какие-то выводы вообще, так как это что-то из ряда вон.