Пресловутая двадцать первая

Роман Климас 19.04.2017

Итак, вспомним, что еще несколько лет назад перечень "обязательных" ограничивался восемью телеканалами. Потом к ним добавились "Общественное телевидение России" и "ТВ Центр", а летом 2015 года был принят закон 257-ФЗ, чаще называемый "законом о must carry", который расширил число таких каналов в 2 раза: с 10 до 20, а также ввел новое понятие "обязательные общедоступные каналы" (в то время как каналы "первой десятки" до этого именовались "общероссийскими обязательными общедоступными").

Следом были изданы приказы Минкомсвязи №№ 325-327, установившие требования к порядку нумерации телеканалов в сетях связи, технические требования к качеству сигнала и порядок определения наличия технической возможности присоединения кабельных операторов к сети связи РТРС.

Ещё через год, в июле 2016-го, был принят 280-ФЗ (об обязательном общедоступном телеканале субъекта Российской Федерации), который ввел обременение исключительно для кабельных операторов транслировать в своих пакетах на так называемой "21-й кнопке" определенный Федеральной конкурсной комиссией по телерадиовещанию региональный канал.

Здесь важно отметить 2 момента.

Во-первых, действо, проходившие с 1 февраля по 1 марта 2017 года называлось не "конкурсом" на "21-ю кнопку", а "процедурой выбора". Это тот случай, когда формулировки имеют значение. Согласно нынешней нормативке, право на любой вид эфирного вещания (наземное или спутниковое, цифровое или аналоговое) может быть получено только по результатам конкурсов ФКК и внесения в федеральный бюджет победителем немалой суммы единовременной платы (достаточно сказать, что в декабре 2012 каждый из каналов, вошедших в состав 2-го мультиплекса, заплатил более 36 млн. рублей, а в январе 2017 дополнительные транспондеры на спутнике "Экспрес-АТ1" 56 гр. в.д. достались "НТВ Плюс" за 27 млн. рублей). Региональные же каналы не "разыгрывались", а "выбирались" (бесплатно) - поэтому утверждения многих из них, что получение звания "владельца 21-й кнопки" - прямой путь в так называемый "третий мультиплекс", как минимум, спорны. К слову сказать, перечень каналов второго эфирного мультиплекса с момента проведения первого конкурса менялся трижды – и для кабельщиков принцип очень простой: как только телеканал теряет статус участника мультиплекса, он автоматически "вылетает" из списка "обязательных" (так было, например, с ныне уже не существующими каналами "Спорт" от ВГТРК и "Спорт Плюс" от "НТВ Плюс").

Во-вторых, в понимании регулятора выбирался именно "телеканал" – то есть одно средство массовой информации, которое, вообще говоря, могло быть привязано к нескольким разным вещательным лицензиям, но при этом не имеет права вещать на "21-й кнопке" вместе с другим СМИ от стороннего сетевого партнёра. Другими словами, Роскомнадзор весьма сдержанно будет относиться к ситуации, когда выбранный в качестве "обязательного регионального" условный телеканал "Приангарье" продолжит транслировать на вновь назначенной "кнопке" не свою сетку в режиме 24х7, а только местные новости и "актуальные интервью" в обрамлении программ федерального телеканала "69", выходящих по всей стране в единое время (пусть даже и "условно купленных" по некоему специально придуманному для этих целей договору).

Я уже писал ранее, что формальных критериев для допуска к участию в процедуре отбора было всего два: не менее 75% национального контента и трансляция на территории проживания не менее 50% населения субъекта РФ. В этом смысле стартовые условия у участников, скажем, из Татарстана (где много других крупных городов, помимо Казани) и, например, Кировской области были неравны. Но и формальной возможностью участия в конкурсе с объемом местного вещания менее круглосуточного (а такое допущение было, и регулятор по просьбе НАТ его специально комментировал) также воспользовались далеко не все региональные телеканалы.

Результаты отборов таковы. С 14 марта 2017 года на "21-й кнопке" в сетях кабельщиков 72-х регионов страны должны были появиться определённые ФКК телеканалы. Ещё 13 субъектов РФ до (предположительно) сентября находятся в "режиме ожидания" (по шести регионам, в том числе по Смоленской области с техническим проникновением "кабеля" 74% заявок не поступило; в семи регионах заявки были отклонены). Конечно, это не страшно для чукотского вещателя, где "кабеля" (по данным TMT-Consulting) всего 39% или Горного Алтая – где такого способа приема сигнала нет у каждого второго жителя. И в то же время остается только позавидовать прозорливости членов комиссии, не утвердивших в качестве "обязательного регионального" единственный телеканал-участник из Марий Эл "Регион 12" (полагаю, самое время присмотреться и к другим "не победившим" с единственным участникам).

 Скачать карту в высоком разрешении, формат АО
 

О победителях. 37 выбранных телеканалов формально имеют государственную (бюджетную – областную, республиканскую) форму собственности. По оценке НАТ, реально их число больше – не менее 56. При этом 24 региональных телеканала, выбранных для распространения на "21-й кнопке", являются исключительно кабельными, то есть не имеют ни одной лицензии для наземного эфирного аналогового вещания. Впрочем, и эта цифра весьма лукавая – например, ставропольская "Краевая телекомпания "СТВ"" такую лицензию имеет, но только в г. Будённовск. Маловероятно, что крупные кабельные операторы будут заводить (с точки зрения буквы закона) в свои сети сигнал от именно этого эфирного передатчика.

Далеко не все (но очень многие) выбранные каналы "21-й кнопки" имеют подъем на спутник в составе пакетов одного из четырех национальных DTH-операторов. И в таком случае проблем с присоединением, как правило, нет. Есть и исключения, но в целом по стране они не носят драматический характер. Нам известно про сложности в Курганской области и Республике Бурятия. Сигнал "Волги" также на данный момент может быть доставлен не всем малым операторам Нижегородской области. Есть технические сложности с подключением у владимирской "Губернии-33".

Обязанность трансляции обязательных общедоступных каналов закреплена статьей 46 закона "О связи" и перенесена в пункты 10-11 лицензионных условий лицензий на оказание услуг связи для целей кабельного вещания (ждем, что в ближайшее время там появится и новая формулировка про "21-ю кнопку").

Сам же порядок присоединения определен статей 19.1 закона "О связи", согласно которой кабельщик, заручившись изначальным отказом РТРС от присоединения "в связи с отсутствием технической возможности", должен обратиться к самому вещателю, предложив согласовать ему выбранную самим оператором точку присоединения. А резонов для отказа от предложения у вещателя не так уж и много, и в случае неответа на обращение в течение 45 дней предложенная оператором точка присоединения считается согласованной.

Я бы хотел отдельно обратить внимание на формулировку пункта 6 данной статьи, где сказано следующее: "В извещении об отказе в согласовании местонахождения источника сигнала или местонахождения точки присоединения сетей связи <…> вещатель <…> обязан предложить оператору-заявителю иное доступное для оператора-заявителя местонахождение источника сигнала или местонахождение точки присоединения".

Другими словами, если телеканал, подавая заявление на участие в процедуре отбора, подтвердил, что он вещает на 50% территории проживания населения субъекта РФ, и при этом у вас как у оператора территория оказания услуг связи ограничена конкретным районом или одним-двумя населенными пунктами, то вопрос присоединения становится не только вашей "головной болью". И, конечно же, сторонам надо учиться договариваться для исполнения закона – поскольку риски неисполнения законов несут оба.

Последнее (и важное), о чем хотелось бы сказать – о позиции государственного эфирного оператора связи. Буквально на днях РТРС разослал во все филиалы письмо с разъяснением своей позиции относительно предоставления услуг по присоединению к "21-й кнопке". Общий его смысл – в этой истории РТРС не является "обязательной" стороной в процессе, и всё зависит от доброй воли вещателя, который может обратиться к нему за соответствующей услугой по отдельному договору (при наличии технической возможности со стороны РТРС). В этом случае вещателю будут предоставлены услуги по сжатию сигнала, соединению сигналов, а также любые другие необходимые услуги.

При этом кабельным операторам со стороны РТРС будет оказываться услуга по пропуску в их сети сигнала обязательного общедоступного телеканала субъекта РФ на основании тарифов ФАС России, используемых для подачи сигналов каналов 1 и 2 мультиплекса. В ценах 2017 года это составит 1/20 от утвержденного тарифа, или 336 рублей в месяц без НДС за "21-ю кнопку". Что – несомненно – благо для операторов.

Таким образом, если ваша кабельная сеть за последние 1,5 года уже "построилась" до РТРС, и забирает по земле цифровой пакет из первых 20-ти каналов, в ваших интересах быть "в одной лодке" с государственным оператором связи и настойчиво требовать от вещателя подать сигнал на местный РТПЦ для раздачи вам. При этом не стоит забывать, что инфраструктура объектов связи РТРС различна, и присутствие сигнала вещателя "21-й кнопки" на коммутационной стойке в областном телецентре вовсе не означает, что он автоматически появится на других районных ретрансляторах, где локально работает ваша кабельная сеть.

На примере индивидуальных ситуаций в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области (которые являются разными субъектами РФ и для которых, соответственно, были определены 4 разных обязательных общедоступных телеканала) мы увидели, что наша отрасль в лице вещателей, операторов и представителей регулятора способна к диалогу. Найденные компромиссные решения, по сути, устроили всех участников процесса. Нет оснований думать, что и в других сложных ситуациях по включению "21-й кнопки" по другим регионам не существует возможности конструктивно договориться – если при этом отбросить в сторону личные амбиции.

Об авторе

Роман Климас
директор департамента по взаимодействию с государственными регулирующими органами и вещателями "МКР Медиа"

"Найденные компромиссные решения, по сути, устроили всех участников процесса".
РТРС считает, что 21 кнопка это не его дело, канала дает согласование с источником со спутника. Ничего не изменилось. В чем компромисс то?

Если сигнала телеканала нет, то головная боль остаётся у оператора, так как он не может запросить никакое присоединение ввиду его отсутствия. И вот тут тупик, если канал упирается. Можно написать письмо с просьбой сообщить о имеющихся "местонахождениях точек присоединения", но формально - это не запрос о согласовании источника, то есть оператор "попал".
А вот несоответствие вещаемых в эфире "21 кнопок" и их версиях, получивших право на это место - это и правда вопрос.

Очень интересная карта покрытия регионов платным ТВ и ШПД. Однако, даже при скачивании в высоком разрешении, цифр разглядеть невозможно.
Можно ли получить читабельную карту, например по Е-майл?

Это странно - в материал вложен исходник. Проверьте, пожалуйста, вы скачали скрин с экранным разрешением или исходник? Если скрин, отправьте тестовое сообщение на редакционный ящик report@cableman.ru, я перешлю ссылку для закачки.