Андрей Чазов: В прошлом году абоненты в среднем смотрели ТВ 55 минут в день

27.02.2017 14:22
Последнее время имя компании "ЭР-Телеком" упоминалось в СМИ в основном в разрезе сотрудничества с "МегаФоном" или покупки очередного регионального оператора. Мы решили расширить спектр инфоповодов и распросить представителей компании об их телевизионном бизнесе. О том, как абоненты восприняли новый тариф "Конструктор", сколько клиентов пользуется функциями управления эфиром, мобильными приложениями "Дом.ru" и каковы планы "ЭР-Телеком" на 2017 год, "Кабельщик" узнавал у директора по маркетингу оператора Андрея Чазова.
 
Кабельщик: На рынке никак не могут прийти к консенсусу — повлиял кризис на платежеспособность абонентов или нет? Кто-то говорит, что нет, что россияне отказались от поездок за границу и походов в кино, а вот у телевизора по-прежнему проводят много времени. Кто-то считает, что абоненты все же урезали свои расходы на платное ТВ, особенно в отношении дополнительных пакетов. Как кризис отразился на вас?
 
Андрей Чазов: Экономическая ситуация, безусловно, влияет на деятельность операторов. Растут операционные и инвестиционные затраты, в том числе на оборудование, контент, услуги подрядных организаций, при этом ARPU остается примерно на одном уровне. Мы выход видим в оптимизации затрат, но не в ущерб качеству услуг, сервиса и активному росту.
 
Что касается интереса к телевидению, в нашей стране он не падает, а стабильно, пусть и небольшими темпами, растет. По статистике, в 2016 году среднесуточное время просмотра ТВ среди наших клиентов оставалось стабильным, на уровне 55 минут (в 2015 году — 50 минут). И интернет, и ТВ вошли в число базовых услуг, необходимых почти каждому жителю мегаполиса и каждой семье.
 
К.: Модернизировали ли вы как-то тарифы, чтобы вписаться в текущие экономические условия и снизить нагрузку на абонента?
 
А. Чазов: В своей тарифной политике мы стараемся совмещать выгодные условия пользования как пакетами услуг, так и моноуслугами. Для этого регулярно актуализируем линейку тарифов, запускаем новые предложения. Весной 2016 года предложили клиентам принципиально новый тарифный план "Конструктор". Есть база — интернет на скорости до 40 Мбит/c и 30 телеканалов, все остальное — выбор клиента. Человек сам выбирает характеристики услуг и платит только за то, чем пользуется. Считаем, будущее именно за таким подходом.
 
У наших абонентов всегда есть возможность снизить расходы на связь. Например, в 2016 году мы запустили совместный проект с МегаФоном, который работает уже в 30 городах. Абоненты, подключенные к услугам обоих операторов, могут получить постоянную скидку в размере 20% на интернет, цифровое ТВ и мобильную связь. Еще одну возможность сэкономить предоставляет наша программа лояльности "Дом.ru Клуб", вступить в которую может абсолютно любой клиент компании. Совершая покупки, абоненты получают баллы, которые могут потратить по своему усмотрению, в том числе на оплату услуг "Дом.ru" и тематических пакетов каналов.
 
К.: Недавно на вашем сайте появилось акционное предложение — подключите тариф "Конструктор" и получите HD "кубики" и интернет на скорости 100 Мбит/с аж на шесть месяцев в подарок. Насколько целесообразно вводить подобные тарифы? За счет чего вы компенсируете полугодовое отсутствие платы на дополнительные услуги?
 
А. Чазов: Подобные акции позволяют познакомить пользователя со всем многообразием услуг: высокой скоростью интернета, ТВ каналами, HD форматом, дополнительными сервисами. Это наша инвестиция в то, что, "попробовав" услуги "Дом.ru", клиент останется с нами в долгосрочной перспективе.
 
К.: Согласно отчетности за I полугодие 2016 года, интерактивное телевидение набирает все большую популярность среди абонентов "Дом.ru". За счет чего, по вашему мнению, обеспечивается такой интерес?
 
А. Чазов: Мы постоянно улучшаем качество и характеристики услуг, в том числе набор телеканалов. В 2016 году "Дом.ru" укрепил позиции оператора, предлагающего российским телезрителям самое большое число HD каналов среди федеральных операторов, сейчас их 67. В целом наши клиенты могут смотреть 195 цифровых каналов. Мы подбираем их для всех аудиторий, чтобы буквально каждый мог найти контент по интересам.
 
Не менее активно работаем над дополнительными сервисами: сейчас клиенты могут пользоваться мультискрином (просмотр ТВ с мобильных устройств), телеархивом (просмотр ТВ в течение трех дней после эфира), видео по запросу, а также управлять эфиром.
 
Мы увеличиваем долю в сегменте цифрового ТВ за счет перевода собственных клиентов с аналогового на цифровое, а также за счет новых пользователей — как со свободного рынка, так и других операторов, которые любят смотреть современное качественное ТВ.
 
К.: Насколько активно, подключившись к цифровому ТВ, клиенты начинаются пользоваться дополнительными "фишками", VOD библиотекой и прочим функционалом? Или они "ведутся" на рекламу и возможности цифрового ТВ, но по факту в большинстве своем продолжают смотреть любимые 5–10 каналов, и это все?
 
А. Чазов: Интерес к дополнительным возможностям "цифры" растет постоянно. Наши клиенты активно пользуются интерактивными сервисами: постановкой на паузу, перематыванием, отложенным просмотром и т.д. Мы фиксируем рост спроса на дополнительные пакеты телеканалов и видеосервисы. Ежемесячно наши клиенты генерируют 5–7 млн просмотров видеоконтента.
 
К.: В начале 2016 года вы ввели тариф "Конструктор". Уже прошло достаточно времени, чтобы оценить данный проект. Как его встретили пользователи?
 
А. Чазов: Очень позитивно. Доля "Конструктора" в общем объеме продаж пакетных предложений достигла почти 20% — это выше планового показателя. Наверное, успех закономерен. Прежде, чем разработать новый тариф, мы провели опросы и фокус-группы в 33 городах, чтобы узнать, чего хотят пользователи. Оказалось, что клиенты желают пользоваться индивидуальным тарифом, влиять на скорость интернета и набор телеканалов. Разрабатывая тариф, мы постарались учесть все наиболее значимые предложения.
 
К.: Есть ли такие абоненты, которые действительно меняют какие-то опции, не дожидаясь основного расчетного периода?
 
А. Чазов: Да, такие абоненты есть. Возможность менять часть настроек хоть каждый день — одна из "фишек" тарифа. В преддверии выхода любимого сериала можно подключить "кубик" с сериалами, а потом, накануне значимого соревнования, переключиться на спортивный пакет. Свобода выбора — ключевое преимущество "Конструктора".
 
К.: Какие "кубики" и интернет-скорости наиболее востребованы у абонентов?
 
А. Чазов: Чаще всего клиенты выбирают увеличение скорости интернета и киноканалы. По итогам 2016 года "кубик", увеличивающий скорость интернета, подключили почти все пользователи "Конструктора". Вторую и третью строчку рейтинга пользовательских предпочтений заняли мини-пакеты с фильмовыми каналами, далее идут мини-пакеты с развлекательными и детскими каналами.
 
К.: Хотелось бы поговорить о ваших мобильных приложениях. У вас их уже несколько: и "Дом.ru to Go", и "Дом.ru TV Пульт", и "Дом.ru Агент" (поправьте, если что-то забыла). Как пользователи восприняли их? Насколько активно пользуются?
 
А. Чазов: Клиенты "Дом.ru" могут пользоваться шестью мобильными приложениями, каждое из них доступно для устройств на базе iOS и Android. Они открывают доступ к нужной информации в режиме 24/7, позволяя управлять услугами и сервисами в любой точке России и мира. Мы постоянно инвестируем в развитие мобильных технологий и стремимся к тому, чтобы "Дом.ru" был в смартфоне каждого клиента.
 
Самое популярное приложение — "Дом.ru Агент" (180 тыс. скачиваний за год) — обеспечивает быстрый доступ к необходимой информации: номеру договора, балансу, способам и точкам оплаты, новостям и гиду по услугам, что позволяет оперативно решать вопросы, связанные с пользованием услуг.
 
Второе по популярности приложение — "Дом.ru TV" (140 тыс. скачиваний за год) — открывает доступ к сервису мультискрин: просмотр ТВ каналов онлайн и в течение трех дней после эфира с мобильных устройств в любой точке России, где есть доступ в интернет.
 
Приложение "Дом.ru Wi-Fi" скачано более 25 тыс. раз за год. Благодаря ему пользователь может быстро авторизоваться в нашей общедоступной Wi-Fi сети (более 9 тыс. точек по всей стране), найти ближайшую точку, отсортировать их по типу заведения и его удаленности.
 
Весной мы запустили "Дом.ru Phone". Установившие его пользователи могут в любой точке мира совершать и принимать звонки на смартфон, при этом используя свой городской номер телефона от "Дом.ru" и на условиях тарифа на домашний телефон.
 
Приложения "Дом.ru Кошелек" и "Дом.ru Клуб", также запущенные в 2016 году, созданы специально для участников программы лояльности "Дом.ru Клуб". Здесь клиент может зарегистрироваться в программе, совершать покупки, получать предложения от компаний-партнеров, контролировать начисление и списание баллов, управлять своими банковскими картами и счетами.
 
К.: Возможно, вы готовы озвучить какие-то планы на 2017 год? Если нет, то хотелось бы, чтобы вы рассказали о трендах развития платного ТВ в России на ближайшие 3–5 лет.
 
А. Чазов: Ключевые тренды — это полный переход телевидения в HD, нелинейная модель телесмотрения, мультиэкранность.
 
Мы предполагаем, что до 2020 года продолжат расти все сегменты платного ТВ: IPTV — из-за дальнейшего увеличения проникновения проводного интернета, спутниковый сегмент — за счет отсутствия альтернативы вне городов, а подписчики кабельного ТВ продолжат переходить с "аналога" на "цифру". Темпы развития разных сегментов будут во многом зависеть от поведения потребителя и ситуации на рынке контента: кто из операторов предложит больше HD каналов и топового контента, кто быстрее и качественнее начнет транслировать Ultra HD.
 
В 2017 году наша компания продолжит работать над ключевыми проектами — модернизацией и строительством сети, развитием функционала ТВ приставок и работой над новыми абонентскими устройствами, увеличением числа HD каналов и дополнительных тематических пакетов, запуском новых и развитием нелинейных сервисов. В частности, планируем развивать OTT и другие сервисы, которые находятся на периферии двух услуг — интернета и цифрового ТВ. Мы считаем, что будущее ТВ за функциями управления эфиром, отложенным просмотром и развитием сервисов персонификации: системой рекомендаций, персонифицированным интерфейсом устройств, возможностью выбора и конструирования пакетов каналов, что называется, под себя.
 
Пакетирование мобильных и фиксированных услуг становится новым стандартом отрасли. И мировой, и российский опыт демонстрирует устойчивый спрос на конвергентные услуги, при этом отток минимален: при подключении пакета "4 в 1″ он примерно в 3–4 раза меньше, чем при подключении моноуслуги. Операторы, которые в ближайшем будущем не запустят конвергентные предложения, начнут терять конкурентоспособность.
 
В ноябре мы получили лицензию на предоставление услуг мобильной связи и сейчас находимся на стадии рассмотрения всех существующих вариантов на рынке, ведем переговоры с крупнейшими мобильными операторами. Лицензия необходима для работы по модели Full MVNO. Возможный переход к этой модели может стать новым этапом глобального проекта компании. Мы рассматриваем возможность предлагать мобильную связь только в пакетах с услугами фиксированной связи.
 
К.: Спасибо!
 
 
 
Вопросы подготовила Дарья Бояринова

Comments

"Мы рассматриваем возможность предлагать мобильную связь только в пакетах с услугами фиксированной связи" - несовременно. Столько у вас разного рода приложений для Android и после этого как-то несовременно принудительно для абонента связывать городской и мобильный тарифы, а может быть имелось ввиду, что абоненту будет дан мобильный городской номер?
Вообще, вы уж меня простите, но мне "сарафанное радио" рассказывало как компания обсчитывает и обманывает абонентов в расчётах за свои услуги. Обвес, обман и обсчёт, и от этого компания ещё не отмылась. Суды-пересуды с абонентами, коллекторы, взыскивающие задолженности через три года, затруднительный отказ от услуг оператора, я про это прочитал раньше чем про "всё хорошо, прекрасная маркиза".