Как не стать водоканалом?

Антон Молниев 10.08.2016
"Времена стремительно меняются" — говорить молодёжь. "Так же стремительно, как и всегда" — отвечают их отцы. Так чем же действительно будут отличаться ближайшие 5-10 лет от прошедших десятилетий цифровой революции? 
 
Аналитики, провидцы-предприниматели и инвесторы-интеллектуалы сходятся в одном — это будет время, когда накопленный технологический потенциал начнет действительно влиять на практические стороны нашей жизни, а технологии, еще недавно казавшиеся чудом, станут повседневной реальностью. Самый очевидный пример — это розничная торговля: какой смысл в тысячах торговых точках, когда существенная часть одежды, обуви и электроники уже продается через интернет и доставляется на дом? В этом смысле текущий кризис в мировой экономике — не только результат финансовых пузырей, но и результат как раз цифровой революции, поскольку многие профессии перестают быть актуальными, а теряющее опору под ногами население не может полноценно восполнить необходимый для роста спрос.
 
Как же это все повлияет на нашу отрасль? Сегодня уже построена критическая масса инфраструктуры (технологии доставки, дистрибуции), и существенная часть потребителей уже имеет устройства, способные предоставлять услуги нового поколения, либо ощущает потребность в использовании таких услуг. Говорят, что когда новая технология добивается проникновения в 25%, дальнейший рост становится лавинообразным. Доступ в интернет уже давно не кажется роскошью и мы подходим к этапу, когда сам по себе высокоскоростной доступ становится базовой потребностью.
 
Для российской телеком-отрасли это означает переход на новый качественный уровень развития. Один из руководителей российской телеком-индустрии недавно сказал: "Я думаю, что в будущем, в среднесрочной перспективе, мы [операторы] не должны брать деньги с клиентов. Мы не должны жить на те деньги, которые клиент должен платить за удовлетворение своих коммуникативных потребностей". Это очень справедливое замечание — брать существенную плату за, по сути, общедоступную и типовую услугу (тут не избежать сравнения с коммунальной), какой стал интернет, становится все сложней. Не думаю, что она станет совсем бесплатной, но ее стоимость будет продолжать падать.
 
В отдаленной перспективе компания, предоставляющая только доступ к интернету, на мой взгляд, может стать чем-то вроде местного водоканала — низкомаржинальной, всеохватывающей естественной монополией. Возможно, даже не будет смысла в наличии более чем одной компании в конкретной местности — зачем тащить провода, ставить базовые станции, если они уже там стоят? Опыт по выводу вышек с базовыми станциями в отдельный бизнес, который практикуют крупнейшие мобильные операторы, является тому подтверждением. Сами по себе вышки и железо не являются уникальной ценностью, и одни и те же вышки могут использовать все операторы связи — ценностью являются услуги, торговые марки, эмоциональная связь с потребителем (то, что на Западе называют брендом) и человеческий капитал компании.
 
А что остается делать тем компаниям, которые не хотят или не могут стать местными водоканалами? Универсального ответа нет, многое зависит от местных особенностей ведения бизнеса, но направление, в котором  очевидно нужно двигаться — это увеличение ARPU за счет дополнительных услуг.
 
Еще несколько лет назад такой очевидной дополнительной услугой было платное телевидение. Сегодня однозначно сказать, что только в это стоит вкладывать деньги я бы побоялся. В ближайшие десять лет востребованными будут не просто услуги линейного ТВ, но то, что уже принято называть медиаплатформами — это сочетание линейного телевидения, услуги отложенного смотрения (catch-up), подписки на каталог видеоконтента, возможности покупать последние новинки по транзакционной модели и многое другое. 
 
Какие же есть варианты, чтобы не оказаться за бортом технологической революции?
 
  • Строить собственную медиаплатформу и продавать ее в пакете с другими услугами. Это сложно и весьма дорого, и только достаточно крупный оператор может себе такое позволить. Опыт европейских стран показывает, что оператору нужно как минимум несколько сотен тысяч абонентов, чтобы выйти на безубыточность, работая по такой модели, но для крупных операторов это оптимальный способ увеличить маржу, а главное, иметь доступ к данным о потреблении абонентов. Монетизация этих данных в будущем может быть отдельным бизнесом.
  • Договориться с партнером на условиях разделения дохода. В ближайшие годы усилится конвергенция межу онлайн-кинотеатрами и телеком-операторами, это уже происходит во многих других странах. Отличным примером является продукт NowTV, принадлежащий компании Sky, с недавних пор объединяющий услуги телефонии, интернета и медиаплатформы, и не требующий подписания годового контракта. По сути, речь идет о том, чтобы либо пустить партнера в свои существующие приставки путем технической интеграции, либо делать совместные маркетинговые предложения клиентам (например, при использовании телефона и интернета от оператора X, приложение Y делает скидку на подписку и на все покупки в размере Z%). Маржа в таком случае меньше, но и инвестиций и рисков тоже. Вариантов таких партнерств множество.
Многие из вас скажут — а зачем мне ваши медиаплатформы? У меня во внутренней сети лежат все фильмы и сериалы и моим абонентам ничего не нужно. 
 
Ответ прост — во-первых, предоставляя бесплатно пиратский контент, вы сами лишаете себя дополнительной выручки и прибыли, которую вы могли бы получить. Во-вторых, с проникновением Smart TV мы видим, что существенное количество потребителей начинает покупать контент через ОТТ-приложения. Получается, что вы вместо того, чтобы взять ОТТ-платформу в партнеры и зарабатывать дополнительную маржу, отдаете все им. В-третьих, мы видим как все большее количество телеком-операторов легализуется и их конечно же не устраивает тот факт, что на той же территории работают не совсем честные на руку конкуренты. Правообладатели тоже не дураки и начинают целенаправленную работу с правоохранительными органами, поэтому в среднесрочной перспективе рисковать наличием нелегального контента во внутренних сетях не стоит. 
 
Хотим мы этого или нет, но бизнес-модель операторов будет продолжать меняться и выбор кем быть — водоканалом или медиаплатформой, всегда остается за вами.

Об авторе

Антон Молниев

Я сильно отстал от жизни. Мне почему-то все эти прибамбасы совершенно не нужны.
Ох, была бы у меня возможность, я бы отказался от домашнего доступа в Интернет и от мобильного телефона. Жил бы как английский лорд: дома только городской телефон, номер которого я бы далеко не всем давал. Из доступа к СМИ только всеволнолвой радиоприёмник от лучшего производителя. Ноутбук, в котором я бы только в Word и в Excel работал, принтер, сканер.
На работе служебный e-mail и рабочий телефон.
Вместо банковской карты - сберкнижка в Сбербанке чтобы за карточку не платить и не бояться, что у тебя деньги украдут.
Дома бы узамбарские фиалки выращивал.
Я не против прогресса, но я хочу придти домой и выспаться в полной и абсолютной тишине, а не превращать дом в парк платных развлечений?

Есть и третий вариант - арендовать медиаплатформу, технология PaaS. Такой вариант может позволить себе и маленький оператор. В частности по такой бизнес модели работает IPTVPORTAL.

Не хотите сколько угодно, но придется развлекаться. В России медиа потребление отстает на 50% по сравнению с США, а там уже и спят и едят меньше чем потребляют медиа.

Зря вы так про водоканал. очень прибыльный бизнес это. поэтому и хозяева обычно в оффшорах. Самое главное достоинство водоканала - монополия, конкурентов у него нет, при подъеме тарифа не надо на конкурентов оглядываться, и абоненты не придут к тебе отключаться никогда (а ну попробуйте прожить в городе без водоканала хоть недельку!). Я думаю, любой оператор, и большой и маленький, мечтает стать в своем городе этаким водоканалом.

Уже не вопрос. Свыше 200 операторов используют IPTVPORTAL, и это говорит о том, что вариант с арендой платформы, самый популярный. Собственно это подтверждает то, что купить платформу, действительно могут не многие.