“Человек, который почувствовал ветер перемен, должен строить не щит от ветра, а ветряную мельницу” гласит китайская мудрость (продолжая моду на все китайское сегодня).
В последнее время стало модным ругать телевидение и говорить о его скором закате, одновременно некоторые коллеги рьяно защищают его (как, например, Яна Бельская). Что же на самом деле происходит и что нас ждет? Очевидно, что вопрос трудно осветить в рамках одной колонки, тем не менее, хочется дать и себе и вам пищу для ума.
Буквально несколько месяцев назад замечательный сайт Marketing Charts собрал воедино несколько исследований американской ТВ аудитории и проанализировал их (познакомиться можно по ссылке).
Основные выводы:
• Перестает смотреть молодёжь. Смотрение ТВ эфира, прежде всего, снижается в аудитории 12-34. За пять лет смотрение упало примерно на 20%.
• Перестают смотреть более богатые и технически продвинутые зрители.
• Фрагментация. Смотрение частично уходит в стриминг/catch-up, частично в смотрение других источников контента (YouTube / Netflix) и частично в никуда (пойду гулять / слушать музыку / читать / спорт и тд).
Таким образом, получается, что те, кто умеют пользоваться интернетом и технически продвинуты переходят на более удобную модель потребления контента, а более зрелые и менее продвинутые / состоятельные зрители остаются в линейном ТВ. При этом анализ по фазам жизненного цикла указывает, что смотрение существенно не увеличивается при взрослении молодежи и при появлении детей, то есть привычки остаются с нами на всю жизнь с юности.
Проблема не только в том, что люди вообще перестают смотреть ТВ, а в том что существенная и самая востребованная в будущем часть населения перестает быть частью телеаудитории. По факту это означает снижение эффективности ТВ как инструмента воздействия на электорат, перераспределение категорий рекламодателей (производители машин роскошных марок, девелоперы и производители молодежных категорий уходят в цифровую среду) между ТВ и интернетом, сокращение рекламных доходов телеканалов и сокращение количества платных телеканалов. Объединение медиаселлеров в ТВ и интернете и выбор нового телеизмерителя как раз выглядят как упреждающие ходы в попытке сгладить эффект грядущих изменений.
Что делать? Самым эффективным, кажется создание комплексных решений, включающих линейное вещание / SVOD / TVOD / AVOD в рамках одного приложения/платформы, где контент будет доступен на любых устройствах в рамках одной экосистемы. Это уже будет не совсем телевидение, а скорей медиапортал/медиаплатформа (кто придумает лучшее название?!) с гибкими возможностями формирования и оплаты услуг, где будут сочетаться небольшие пакеты телеканалов (например, "детские + спорт", "новости + спорт") и SVOD/AVOD с полным каталогом и TVOD с супер новинками или эксклюзивами.
Для каналов эфирных это потеря прямого контакта со зрителем, так как вместо станции-ретранслятора появляется посредник в виде видео платформы со своим интерфейсом и бизнес-моделью, для независимых продюсеров это как раз шанс продвинуть свой контент и заработать больше.
В какие реально сроки это произойдет? В Штатах происходит уже, например, с запуском микропакетов каналов на Hulu этой осенью. У нас же видимо займет чуть больше – лет 5-7 лет, в силу демографического провала 90-х и роста рождаемости во второй половине первой декады 2000-х.
Очевидно, в такой ситуации, выиграют производители контента. Те, кто умеют снимать дешево и сердито. Проиграют же те, кто не адаптируется – телеканалы/медиахолдинги не владеющие всеми правами на свой продукт (а многие, к сожалению, до сих пор покупают только права на линейное вещание), нишевые платные телеканалы, операторы/провадейры, не имеющие собственной или не использующие стороннюю ОТТ платформу.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
Спасибо редакции и автору за
Спасибо редакции и автору за эту статью.
Спасибо, Ванда!
Спасибо, Ванда!
Категорически не согласен.
Категорически не согласен. 2014 год в России доказал полностью обратное по всем социально-демографическим группам.
Да, я телевизор не смотрю, я вместо него смотрю видео на Youtube и слушаю радио, но это ещё не значит, что телевидение полностью вконец загнулось. Если бы телевидение опустилось до уровня радиоточки (радиоприёмники радиотрансляционной сети вы уже не найдёте в продаже), то тревогу забили бы не вещатели и не операторы, а производители и продавцы телеприёмников. Ни Samsung, ни LG, ни Panasonic не беспокоит ситуация с популярностью телевидения.