Георгий Прутковский
24.02.2016
Предлагаю сразу согласиться и не спорить о том, что решения по доставке видео как линейного, так и нелинейного типа вещания через интернет (ОТТ) на текущий момент, благодаря развитию услуг доступа, уже перешли из раздела экзотики в массовый и растут как грибы. Обусловим это отсутствием необходимости для новых игроков строить собственные сети, так как видео через интернет "пролезает" уже практически к любому абоненту: магистрали и CDN есть, последняя миля уже если не оптическая гигабитная, то уж наверняка не Dial-up. Встречается ADSL, но спасибо современным кодекам — и через него наш брат "пролезает", а графики с прогнозами роста рынка и доходов на нем очень хорошо приманивают инвесторов. По сути, с точки зрения расширения технической доступности ОТТ-сервисов остался последний рубеж — мобильные сети, но и они с активным развитием покрытия 4G, полагаю, уже в 2016 году обзаведутся доверием пользователей как приемлемый вариант подключения, уж в мегаполисах точно.
Сами пользователи тоже изменились: из некогда узкой технически грамотной аудитории 18–45 диапазон расширился до 1–60+, и не в последнюю очередь благодаря развитию ОТТ.
И что ОТТ может предложить потребителям, привыкшим к телевизору с парой десятков каналов и компьютером с торрент-трекером?
Ну, во-первых, доступность.
Функционально ОТТ-продукты в виде онлайн-кинотеатров уже обогнали все предложения традиционных кабельных и тем более спутниковых операторов — это всегда интерактив со всеми вытекающими плюсами: подключение без монтажника, регистрация без бумажек, оплата в формате "не поднимая зад с дивана", доступность на всех устройствах без ограничений. Есть доступ в интернет? Значит, 100% есть хотя бы одно устройство для доступа к контенту посредством ОТТ.
Во-вторых, простота.
Ядро пользователей торрентов как основного генератора видеотрафика, судя по данным из открытых источников, — это мужчины 18–34 лет. На них приходится порядка 75% этого трафика. Весьма узко! А где все остальные? А вот остальные-то и идут на сайты онлайн-сервисов, где не надо разбираться: тык — и смотришь.
В-третьих, разнообразие.
Чем дальше, тем больше правообладателей понимают, что ОТТ — это не враждебная незащищенная игрушка, с помощью которой можно потерять контроль над контентом, а новая среда оказания привычных услуг. А значит, на легальных площадках все больше контента от мэйджоров и каналов. Скорость появления контента пока уступает пиратам, но начали регулярно случаться приятные исключения. Дай бог это примет массовый характер — в интернет у нас ходит больше людей, чем в кинотеатры, а следовательно, потенциально доходы для правообладателей тут выше.
Ну и в-четвертых, это легальность.
Наверняка прозвучит наивно и все-таки хочется верить, что спрос на самоуважение растет и люди медленно, но верно начинают ценить чужой труд и собственное время. Вместо поисков, где скачать (по факту — украсть), копирования и т.п., можно удовлетворить потребность в телеразвлечении быстро, легально да еще и с гарантией качества. Ведь заплатив, человек получает право потребовать предоставить услугу в лучшем виде, а уж требовать наши люди любят :)
Традиционные кабельные и спутниковые операторы на все это будут смотреть со стороны? Нет, конечно! Достаточно примеров мобильного ТВ, видеопорталов от большой "тройки-четверки и туза" российского рынка ШПД, но еще без однозначного лидерства кого-либо из них. Безусловно решения от этих игроков для конечного потребителя могут обладать преимуществами за счет конвергенции с другими услугами оператора, но на мой взгляд у нас в стране это все вместо реальных технологических и функциональных решений превращается в скидку за пользование несколькими услугами сразу. А против цены можно и нужно предлагать более ценный продукт.
Куда это все приведет?
Я считаю что, ОТТ — это не новый продукт, а всего лишь новое технологическое средство для доставки контента телеканалов и студий до потребителей. Одно "но" — не через контролируемую конкретными операторами среду, а через интернет. И здесь самое интересное, ибо по сути технология сталкивает на одной территории традиционных игроков рынка ТВ-видео в виде КТВ и спутниковых операторов и правителей интернета — поисковых гигантов. Первые считают, что, обладая экспертизой в вещании и переговорах с правообладателями, смогут занять виртуальную площадку. Вторые полагают, что, научившись делать онлайн всё — от торговли оффлайн-товарами до телемедицины — и имея знания о пользователях, они осилят и новое для себя направление.
Что же в итоге сейчас делают игроки телевидеорынка на базе ОТТ?
Сдается мне, они все дружно — кто-то весело и с улюлюканьем, а кто-то молча — и уверенно идут к одной цели: созданию универсальных продуктов, которые предоставляют одновременно доступ и к традиционной форме подачи "жвачки" для массового зрителя (телеканалам), и к фильмам и сериалам, каталогам программ. Делают это все без исключения: телеканалы создали свои видеопорталы, онлайн-кинотеатры добавляют телеканалы, поисковики разными способами выводят свою аудиторию на монетизацию через видеопотребление.
Обзор происходящего хочется завершить предположением, возможно неожиданным, но, по моему мнению, логичным. Если посмотреть на последние достижения в науке и технике, то они в большинстве своем происходят за счет вычислений. Суперкомпьютеры "правят миром". Пока в кавычках, поскольку на текущий момент результаты вычислений направлены на открытие новых материалов, лекарств и познания окружающей среды. Ну и еще совсем немного от больших вычислений нам достается в виде анализа BigData, собираемой в интернет о поведении пользователей. Для любителей критиковать излишние надежды на BigData предлагаю не распыляться, а просто учиться анализировать все что делает пользователь перед телевизором — это огромный поток данных, элементарно собираемый любой ОТТ-платформой, который даже не снился ни одному пиплметру. Именно слияние ОТТ, как интерактивной технологии взаимодействия поставщик—потребитель, и анализа полученных в ходе оказания услуг данных с построением системы последующих рекомендаций и есть тот священный Грааль, который позволит выйти на новый уровень развития нашей индустрии. Ведь несомненно, персональный расчет того, что предложить пользователям, окажется намного точнее расчета программного директора канала, формирующего сетку вещания пусть и на целевого, но тем не менее усредненного потребителя. А точное попадание в желание потребителя → выше его удовлетворенность → выше ценность продукта → дороже можно продать.
Все в плюсе!
P.S.: несмотря на всю радужность горизонтов и надежд на автоматизацию, на первое место по влиянию на результат работы умных программ выходит человеческий труд — контентных редакторов. Но это уже совсем другая история...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
"это не враждебная
"это не враждебная незащищенная игрушка, с помощью которой можно потерять контроль над контентом,..."
__________________
Святые угодники!....(Смайлик с отвалившейся челюстью и выпученными глазами).