Об импортозамещении

Михаил Ковальчук 06.02.2015

Импортозамещение стало одной из топовых тем 2014 года, и все идет к тому, что и в 2015-м будет рефреном звучать в публикациях. Но если с норвежской сёмгой и компьютерами (материальным) все более-менее понятно, с нематериальным (телеканалами) все несколько сложнее. Впрочем, для российских производителей контента импортозамещение выглядит не проблемой, а скорее задачей. Об этом авторская колонка генерального директора "Сигнал Медиа" Михаила Ковальчука.

Если проанализировать российское платное телевидение по части представленности на рынке, 60% — это так называемый англосаксонский и этнический контент. Можно сколько угодно дискутировать о месте иностранного контента на российском рынке, но я убежден, что все-таки нашим людям нужен наш контент.

При этом, если взять эфир самых популярных телеканалов. Есть ли в первой десятке хоть один, который выстраивает свой прайм-тайм на иностранном контенте? Все говорят, вот ТНТ у нас № 1, но ТНТ производит свои программы. "Россия 1″ отказывается от зарубежных форматов, и свои собственные форматы демонстрируют невероятные рейтинги. Суперпопулярный "Живой звук" — это отнюдь не адаптация иностранного проекта. Так почему у нас вдруг эфир все строят на отечественном контенте для отечественного зрителя, а "неэфир" должен потреблять англосаксонский этнический контент? Я считаю, что пропорция должна быть другая — не 70% на 30% в пользу зарубежных каналов, а наоборот.

Думаю, в ближайшем будущем на рынке неэфирного телевидения произойдет все то же самое, что произошло с эфирным: российский контент выйдет вперед. Он будет нормальным, и его будут смотреть. Его уже смотрят и потребляют, и это не вопрос импортозамещения — это вопрос естественного развития телевидения, это вопрос развития отрасли.

Следующий этап — объяснить коллегам-операторам, что шесть зарубежных каналов не должны идти по принципу базовости, они должны быть в специальных тематических пакетах. В этом и есть наша цель. Рано или поздно это произойдет. Чем раньше это произойдет, тем лучше. И это хорошо для всех, потому что если эти каналы действительно такие отличные и замечательные, то переход их в дополнительные пакеты должен рвануть эту услугу вверх.

И кризис, кстати, этому способствует как нельзя лучше.

Об авторе

Михаил Ковальчук
генеральный директор компании "Сигнал Медиа"

Уважаемый Михаил! Я оператор, и я Вас прошу, не надо мне как оператору ничего «объяснять», работайте пожалуйста для наших зрителей, абонентов, ориентируйтесь на них, производите интересный отечественный контент, а я приду и буду просить его. Несколько маленьких замечаний по контенту каналов вашей компании в данный момент. В большей части он состоит из программ прошедших через «пищеварительный тракт» эфирных каналов, это на мой взгляд совершенно неправильно! Премьерный показ должен происходить в кабельном платном ТВ, и только затем в бесплатном эфире. Далее, очевидно что многие программы изначально создаются для «внутреннего» потребления, без малейшей попытки достигнуть международного уровня. Да, я помню, не хватает денег «нашим креативным ребятам», настолько, что они путают количество электричества с его мощностью, а «талантливейщие редакторы» этого не замечают. Но с таким отношением эти программы стыдно называть высоким словом ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ. По поводу англосаксонских и прочих иностранных каналов, я подозреваю, что их в мире несколько тысяч, а на российском рынке всего несколько десятков, и не потому что они иностранные, а потому что ИНТЕРЕСНЫЕ, с содержанием незнакомым нашему зрителю. Они покупают из громадного объёма произведённого во всём мире за значительный временной период, контент, уже зарекомендовавший и окупивший себя на других рынках. Поэтому Вам конкурировать с ними не просто. Можно «загнать» их в тематические пакеты, а всю «базу» заполнить программами,»сильно потрёпанными эфиром», но это убийство рынка кабельного ТВ! Мы получим импортозамещение(то бишь,"естественное развитие отрасли"), а потеряем рынок.

Наишикарнейший комментарий, который хочется поддержать +1000. От себя добавлю, практически весь отечественный контент настольку уныл и неинтересен, что сама статья просто забавляет. Браво, v.korneev!!!

Решение проблемы приходит откуда, казалось бы, и не ждали - неудовлетворенные базовым пакетом своего оператора, абоненты, уйдут к тому ОТТ-оператору, чей пакет больше подойдет абоненту. И оператор не сможет этому противостоять, т.к. у него есть возможность иметь только один базовый пакет, куда хотят попасть все телеканалы. В то время, как выбирая между разными ОТТ-провайдерами, абонент получает выбор сразу между несколькими базовыми пакетами с разным наполнением и соответственно ценой.

На импортозамещение это слабо похоже. - на законодательному уровне происходит выдавливание качественных зарубежных телеканалов с Российского медиа рынка. И через год будет виден результат аналогичный тому, что можно сейчас наблюдать с сырами в продуктовых магазинах: потребителя (а в нашем случае сначала оператора платного тв, а потом, по цепочке - абонента) заставят жрать "костромской сыр" или в лучшем случае "белорусский пармезан" по ценам выше чем стоят оригинальные сорта в той же европе. а чтобы не было вообще никакой конкуренции, нужно заниматься не только медиа-импортозамещение в части производства собственного контента, но и самому стать дистрибютером всего иного медиа-мусора, что представлен сегодня в России. Чтобы снимать как Discovery либо NGC нужно не только иметь соотвествующие бюджеты (и никакое гос финасирование тут не поможет), нужно еще уметь снимать и иметь в голове какие-то идеи. Ну и таким выдавливаем пресекается любое инакомыслие: после чего депутаты государственной думы начинают с пеной у рта орать со всех трибун и тех же импортозамещенных телеканалов, что Вторую Мировую войну выиграл исключительно СССР. для справки: даже при Советском Союзе, во времена "холодной войны", в школьной программе упоминалось о ленд-лизе и военной помощи США. Смотрите наши телеканалы Товарищи!! с таким импортозамещением не ровен тот час что мы узнаем о том что закон взаимосвязи массы и энергии вывел Мичурин:) , а щербинское испытательное железнодорожное кольцо ни что иное как андроидный коллайдер. что говорить когда на "федералке" гайки закручивают ключом на несколько размеров больше

Поддержу предыдущего оратора в части выдавливания зарубежных каналов. Уж не знаю, приложил ли к этой задачке руку автор заметки или просто получил подарочек сверху, это его дело. Наше, операторов, дело - выбирать из того, что есть. И проблема в том, что трудами наших законодателей выбор становится все скуднее. И хотя каналов у Сигнал Медиа становится все больше, напористость (а скорее диктатура) его менеджеров отбивает всякую охоту к диалогу. Вот только понты эти никак не соответствуют действительной ценности продаваемого ими продукта, по большей части средненького.
Этакой колосс на глиняных ногах.

Меня убило заявление автора:
".. шесть зарубежных каналов не должны идти по принципу базовости, они должны быть в специальных тематических пакетах ...потому что если эти каналы действительно такие отличные и замечательные, то переход их в дополнительные пакеты должен рвануть эту услугу вверх"
А что вы то сами лезете обязательно в базу да в аналог? навязываете это (свежий пример - Мульт). Если ваши каналы такие отличные как вы постоянно их расхваливаете, так и давайте двигать с их помощью дополнительные пакеты. и зарабатывать все будем на этом. И ваша эта диктатура решать за нас-операторов что и куда ставить реально напрягает, что нет никакого желания развивать с вами сотрудничество и брать другие ваши каналы, хоть некоторые из которых действительно неплохие. Так что ваша политика сама препятствует естественному импортозамещению.

"но я убежден, что все-таки нашим людям нужен наш контент".
Миша, глянь, какое дело: я тут твой "Русский Роман" для интереса посмотрел.Минут 15 примерно. Или ты дебилми наших людей считаешь или ты ошибаешься, насчёт того, в чём люди нуждаются. Да это же трандец реальный, а не "контент". Любой голливудский отстой выглядит на фоне РР шедевром.
Возможно, ты и прав...
Я вот тоже думаю: алкоголику нужнее всего бутылка, наркоману -доза. Одним словом кесарю-кесарево..

Хочу заметить, что, хотя считаю заявления спикера достойными отдельной дискуссии, все же не стала бы переходить на обсуждение контента в стиле "я посмотрел и мне не понравилось". Востребованность того или иного телеканала абонентами, как показывает опыт, не так уж сильно зависит от его качества. Доказательством тому является, например, признание самих операторов "Русского романа" самым востребованным абонентами (Muse-2014, премия "Альтернатива"). Понятно, что причиной тому не только истовая любовь российского зрителя к российскому же "мылу", но и мощная рекламная кампания канала на федеральных каналах (тоже неплохой, как сказал Кабельщик-скептик, "подарочек сверху"). Но факт остается фактом, а наши субъективные мнения - нашими субъективными мнениями. По крайней мере, пока мы не подкрепляем их точными фактами, как это сделал Виталий Корнеев. Или данными независимых исследовательских компаний.

Яна, конечно всё таки и есть! Саму востребованность под сомнение ни кто не ставит. Всё это описывается известной фразой "пипл хавает". Вот, и очень правильно замечено, откуда растут ноги "истовой любви": как легко управлять сознанием толпы мы сейчас все хорошо видим.
А вот тут чуть-чуть хочу возразить:
-"обсуждение контента в стиле "я посмотрел и мне не понравилось".
Я смотрел, но я смотрел не как домохозяйка, поглядывающая через плечо на экран и которую волнует только то, уйдёт он от неё или нет.
Уже много лет всё, что вижу на экране, я рассматриваю, как ИЗДЕЛИЕ. И фильмы, и шоу и пр. И с высоты прожитых в этой системе лет уже кое-что видно.
Так вот, всё, что я увидел было УБОГО. Ну, реально, детсадовская поделка, первый урок лепки... Я и встрял-то в дискуссию по той причине, что был просто шокирован! Осталось только выключить звук, убрать цвет, пустить звуковым сопровождением рояль и описывать действие и фразы персонажей дореволюционной кириллицей на чёрном фоне...
Он - Я люблю Вас!
Она - Ах, оставьте! Я слышу шаги мужа!
Он - Ваш муж мерзавец! Он не достоин Вас!
Она - Вы разбиваете мне сердце!Полно, прошу Вас!
***
Ну, и т.д. :)

Не совсем согласен, что эфир крупнейших эфирных телеканалов выстроен вокруг российского контента - не совсем.
Возьмем ТНТ, который вечером никак не может отказаться от линейки кино в 21:00, и в выходные - это американские блокбастеры.
СТС, тоже не отказывается от зарубежного контента. И нужно заметить, что цена контакта или GRP на этих каналах выше, чем на Первом и на России 1. То есть аудиторию, которую собирают эти каналы в том числе (но не только благодаря ему) и на зарубежном контенте, ценится рекламодателями (тоже в большинстве своем зарубежными) выше, чем аудитория, собранная на сугубо российском контенте.
С сериалами, которые на ведущих каналах сугубо российского производства, тоже было несколько по-другому каких-то 10-15 лет назад, когда отмирали, но еще не отмерли латино-американские мЫлодрамы, а российские продюсеры и сценаристы только оттачивали свое мастерство.
Процесс программирования канала - это выбор наиболее востребованных у аудитории форматов и программ за адекватные деньги с пониманием как эти деньги отобьются - то есть принесет ли этот контент денег или нет (именно из-за этого в свое время "переезжала" с канала на канал Формула 1).
Ту же самую позицию, мне кажется, занимают или должны занимать (хотя я не хочу употреблять слово "должны" - каждый выбирает свой путь) кабельные операторы. Они же не живут в безвоздушном пространстве, тем или иным способом всегда можно оценить (либо айпи операторы, либо обычная форма опроса на сайте и т.д.) какой канал "смотрят", какой канал "ценят", за какой канал "готовы доплатить", а за какой нет.
Хотя, наверное, готовы доплатить - это крайний случай для всего нашего населения, которое привыкло к "халяве" с эфирных каналов и из Интернета.
И из Интернета идет еще большая конкуренция с платным контентом или ОТТ.
Поэтому рынок все расставит по местам, если его не будут "сверху регулировать", или расставит по местам с другими "весами", если будет это давление.
Другой вопрос, что может быть имеет смысл разговаривать с цифрами в руках, а не основываться только на личных оценках "качества" контента, тем более по национальному признаку его производства (хотя не буду отрицать, что есть часть аудитории, которая ратует за российское производство в отдельных жанрах и, возможно??, готова за это платить).

Боюсь, что мы опять "хотели как лучше, а получилось как всегда". Импортозамещение - это такая государственная дурь, которая с улыбкой будет восприниматься нашими детьми лет через тридцать-сорок. Над импортозамещением наши дети будут также смеяться как мы над речами Брежнева или анекдотами про советскую действительность.
Если мы кинемся в крайность импортозамещения в зомбоящике, то в лучшем случае мы получим телевидение Беларуси, а в худшем телевидение Туркменистана.
Я призываю вас ни в коем случае не отказываться от англо-саксонских кинофильмов или телешоу. Это наша связь с цивилизованным миром. Через их фильмы и телешоу мы учимся быть людьми. Я воспитан на западной телепродукции и адаптированных шоу, я смотрел все западные мультики и всё это меня многому хорошему научило.