Что было раньше - курица или...?

Александр Силин 13.09.2013

Ответ на блог Яны Бельской о революции за 29 рублей

Дорогая Яна!
Ты пишешь, что уменьшение компанией НТВ+ стоимости своего пакета "Лайт" c 99 рублей до 29 рублей и одновременное удвоение в нем количества каналов ознаменовало собой «уход рынка платного ТВ в рекламную модель».
 
Неужели весь, более чем 25 миллионный рынок платного ТВ  держался на полумиллионе абонентов НТВ+? И неужели разница в 70 рублей за первоначальный пакет настолько важна? Т.е. вот было 99 рублей за 46 каналов – был премиальный оператор, а стало 29 рублей за 90 каналов – и сразу стал дискаунтер?  Между прочим, полный набор каналов даже со скидкой стоит 699 руб /мес, что все еще заметно больше, чем большинство существующих предложений других операторов...
 
Я думаю, на рынке платного ТВ подобные перемены даже не скажутся, как особо не сказалось на нем существование уже много лет крупнейшего оператора с предложением в 600 рублей в год за более чем 100 каналов..  Рынок давно уже выбрал свой путь развития, точно такой же, как во всех других странах – каналы получают доход от рекламы и лицензионных платежей, операторы – от рекламы и абонентской платы. Разговоры, что возможно только что-то одно, есть очередная уловка упомянутых тобой маркетологов.. 
 
Естественно, наш рынок имеет свои ограничения. Главное из которых – невозможность заметного повышения ARPU на данном этапе. Согласно информации TNS, доля всех неэфирных каналов составляет чуть более 10%. И вот за эту долю оператор предлагает абоненту заплатить, объявляя, что эфирные каналы (с долей почти 90%) абонент получает бесплатно. Это примерно то же самое, как если бы в любимом операторами для сравнения Мерседесе дилер предложил покупателям заплатить 3 миллиона за колеса, а все остальное бесплатно.. Причем два соседних дилера отдавали бы авто даром, только без колес (при условии покупки стакана чая в буфете...) 
 
Эта негативная тенденция, с которой мы боролись много лет, сейчас закреплена на законодательном уровне, так что у операторов нет выхода, кроме как продолжать давить каналы, которых давить дальше, кажется, уже некуда.
 
Между прочим, в тех же Штатах, с которыми мы так любим себя сравнивать, цена на обязательный пакет регулируется органами местного самоуправления и составляет в среднем $20 – неплохая планка для старта?! 
 
Как показывает зарубежный опыт, с постепенным ростом доли неэфирных каналов, будет постепенно расти и ARPU, и стоимость каналов, и получаемые ими и операторами доходы от рекламы. В какой-то момент этот рост станет лавинообразным. И хотя именно к нему готовятся крупные игроки, фактически спонсируя "неэфирку" сегодня, никто не может точно сказать, когда этот момент наступит на нашем рынке. Так что спонсорских может на всех не хватить..