Революция за 29 рублей

Яна Бельская 12.09.2013

В последнюю неделю все мои встречи с коллегами по отрасли так или иначе касаются пакета за 29 рублей. Эмоциональный фон – растерянный у каналов, подавленный у операторов. Что понятно – этот пакет обозначил вектор развития рынка. Очевидно, что привычная модель платного телевидения перестает существовать. Плохо это или хорошо – посмотрим.

Я имею некоторый опыт в отрасли, и с полной уверенностью могу сказать, что себестоимость такого пакета только по лицензионным правам превышает отпускную цену раза в полтора. Это как минимум. И это без учета стоимости спутниковой емкости (в среднем по рынку 2 млн долларов за транспондер в год), ФОТ (пожалуй, самый немаленький у данного оператора) и прочие многочисленные текущие расходы. И это не считая затрат на производство собственных телеканалов, которые очень и очень велики – мы знаем о стоимости спортивных прав, кино стоит поменьше, но тоже «не каждый себе позволит», даже после отказа от эксклюзивных контрактов с мейджорами. Это только лицензионные права десятка, максимум пятнадцати платных каналов, с которыми не смогли договориться о взаимозачете «право дистрибуции со спутника/лицензионные платежи». Извините, но я точно знаю, что на взаимозачет никогда не пошли бы ни Eurosport, ни Discovery, ни National Geographic. Кто из платных каналов пошел на такой «чендж», могу предположить, но это сейчас совершенно неважно: в 1,5 или в 3 раза превышает себестоимость пакета его отпускную цену – это несущественная деталь.
 
Как известно, пакет окупался и при высоком ARPU, хотя в последние годы с трудом или не окупался вовсе (информация об убытках компании есть в открытом доступе, там семизначные цифры). Совсем недавно была опубликована в «Ведомостях» сумма кассового разрыва, покрытого материнской компанией. Те же «Ведомости» пишут, что убытки от «революционного пакетирования» покроет она же – лично я верю безоговорочно. Сейчас, когда основной показатель доходности оператора упал уже не в разы, а в десятки раз, об окупаемости проекта трудно говорить в принципе: это будет полностью дотационный проект. Понятно, что существовать он будет ровно столько, сколько решит (или сможет) хозяин.
 
Могу предположить, что компанию третье место среди DTH-операторов совсем не устраивало, и был дан указ любой ценой вернуть если не лидерство (ну, это вряд ли), то хотя бы почетное второе место. Профессионализма большинства маркетологов на нашем рынке, увы, уже давно хватает только на игры с ценами, а уж когда компании дают такой карт-бланш – чего мелочиться-то... Могу предположить, что оператор, в задачи которого не входит окупаемость проекта, запросто может свернуть и не такие горы – сегодняшний №2 все-таки коммерческая компания, вряд ли она готова к самоубийственным шагам ради конкуренции. А это значит, что в ноябрьско-декабрьском пике подключений спутникового ТВ в этом году, скорее всего, будет другой лидер. Особенно если рекламная кампания будет достаточно эффективной и небюджетной.
 
Ну, и самое интересное – что будет дальше.
 
Не с объектом этой колонки - с другими операторами. 
 
Я вот, например, держу пари, что полугода не пройдет, и «народный оператор» предложит бесплатный пакет, скажем, из 100 каналов – его бизнес-модель это позволяет. Что будет с другими спутниковыми операторами, боюсь предположить, им я могу только посочувствовать. У наземных операторов будет повеселее, потому как хотя бы захудалый интернет, а все-таки у них есть (у большинства есть – я недавно познакомилась с 200-тысячником без интернета). В любом случае, «как раньше» уже не будет – вектор развития отрасли обозначен. Ну кто сказал, что сложившаяся и привычная платная модель – единственно правильная и так должно быть всегда?..
 
Но главное следствие всего этого – теперь уже четко обозначенный уход рынка платного ТВ в рекламную модель. Потому что деньги в тумбочке должны откуда-то браться – то ли от лицензионных платежей, то ли от рекламы. Я уже как-то писала, что доход телеканалов с каждого абонента за последние 5 лет сократился на 45%, и поток лицензионных денег продолжит иссякать. А стало быть, выжившие после этой революции каналы все больше и больше будут уходить в рекламную модель и – увы – удешевлять контент.
 
И знаете, у меня крепнет ощущение, что большинство зрителей ЭТОГО НЕ ЗАМЕТИТ…

Об авторе

Яна Бельская
Главная по "Кабельщику"

Извините за неполиткорректность,но на русском нематерном языке,это зачистка рынка от мелких операторов государством.Два "конкурента" вещающих с одной точки,первый за 50рублей в месяц, более ста каналов,второй-29рублей,менее ста каналов,на одну и туже территорию,это что "рынок" создал такую ситуацию?При том что второй "конкурент" полностью подконтролен государству,которому не хватает денег на самое необходимое,потратить еще миллиард на захват чего?Это просто "выжигание" демпингом всех операторов у которых не диверсифицированы услуги,а затем будет предложение к каналам от "которого невозможно отказаться".