02.03.2018 16:52
Лет 30 назад в России из систем коллективного приема телевидения и систем кабельного телевидения начали расти и с переменным успехом развиваться операторы кабельного телевидения. Застраивая своими сетями сначала несколько домов, потом микрорайон, город, регион, самые успешные стали игроками федерального масштаба. В начале пути оператору, чтобы привлечь абонентов, было достаточно предложить им 100, 150, 200 телеканалов, не особо задумываясь о тематике и качестве контента. Но вскоре абонентам надоело бесконечно щелкать пультом, и операторы стали внимательнее подбирать телеканалы, предлагать дополнительные услуги, придумывать пакетные предложения, различные маркетинговые акции и конкурентные преимущества. Операторы менялись. Стараясь угодить своим абонентам, они начали предлагать не только кабельное телевидение, но и услугу доступа к сети интернет.
Абоненты удивлялись новым скоростям и тарифам так же недолго, как раньше числу телеканалов. То, что сначала казалось диковинкой, сейчас стало обычным, привычным и практически обязательным. Меняли операторов абоненты, конкуренты, государство и главное – новые технологии. Технический прогресс, заменивший ламповые телевизоры на "плазму", а громоздкие и медленные ПК на компактные и мощные гаджеты, требует от телекоммуникационного рынка не отставать и адаптировать свои услуги не только под стремительно меняющуюся технику, но и под меняющиеся привычки пользователей.
Так, еще десять лет назад привычкой зрителей было в определенные дни в определенное время включать определенный телеканал и смотреть, например, очередную серию любимого сериала.
Сегодня все больше зрителей предпочитают сами выбирать, где, когда и что смотреть, ведь к их услугам масса вариантов – запись эфира, Smart TV, онлайн-кинотеатры, сотни ресурсов в сети (легальных и не очень). Развитие мобильного интернета практически полностью ответило на вопросы, где смотреть и когда смотреть, но вопрос, что смотреть, долго будет оставаться актуальным. И если телекоммуникационная компания пока может повлиять на "где?" и "как?", то в решении "что?" ей приходится доверять производителям контента.
Телеканалы бесконечно придумывают новые проекты, снимают кино, телесериалы, реалити-шоу. Традиционное телесмотрение не сдает свои позиции, пусть даже телевизор чаще стали включать в фоновом режиме – полностью отказаться от "ящика" в пользу онлайн ТВ готовы очень немногие. Зрители старше 12 лет по-прежнему больше смотрят ТВ (по оценке Mediascope), но и потребление онлайн-видеоконтента растет. И растет оно не взамен традиционному, а в дополнение к нему. Телеканалы четко осознают, что определенная часть зрителей желает смотреть их и в сети, и поэтому создают вещание онлайн, дают доступ к архивам передач и даже проводят премьеры новинок в интернете раньше, чем на телеканале. Кроме этого, для производителей контента присутствие на ТВ и в сети – безусловно, выгодное дело.
Понятно, что полный переход на смотрение в интернете не произойдет в ближайшее время, но игнорировать такое изменение в привычке потребления контента нельзя. Не станет ли развитие сервисов OTT и VoD угрозой классическому телевидению через несколько лет? Или это не угроза, а новая возможность в развитии бизнеса?
Интернет-кинотеатры предоставляют своим абонентам выбор из огромного количества фильмов, сериалов, шоу. Основную часть собственных доходов они получают с подписок, при этом вырабатывая у клиентов привычку пользоваться онлайн-сервисом и как результат – смотреть больше. Чтобы подписчикам было что смотреть, компании производят свой эксклюзивный контент. Так, американская Netflix заявила о намерении довести долю оригинального контента в своем каталоге до 50%, а российский ресурс ivi обещал в 2018 году представить более 15 собственных кинопроизводственных проектов. Нередко заключаются эксклюзивные договоры с киностудиями и продакшн-компаниями на трансляцию кинофильмов и сериалов. Открывая доступ сразу ко всем сериям очередного сезона популярного телесериала, сервисы создают "запойное смотрение", которое становится все более востребованным у зрителей. Интернет-сервисы внимательно анализируют свою аудиторию, что позволяет предлагать пользователям практически индивидуальный контент, отобранный по их интересам.
Нельзя отрицать, что до 85–90% контента повторяется на разных онлайн-платформах, но это не главная их беда. Основная проблема легальных сервисов – пиратство, тем более что 90% интернет-пользователей в России не считают онлайн-пиратство незаконным и не отличают легальный контент от нелегального.
Несмотря на это, выручка крупнейших онлайн-кинотеатров в 2017 году значительно обогнала их оборот за 2016-й. Зрители согласны платить за удобство просмотра, за качественный звук и картинку, за возможность смотреть контент на нескольких устройствах. Рынок интернет-смотрения растет, и для операторов это прекрасная возможность выгодно "хайпануть".
Крупные операторы активно запускают свои ОТТ-платформы и/или предоставляют абонентам доступ к уже существующим онлайн-кинотеатрам ("Триколор" + "ТВзавр", "Билайн" + Megogo, "Мегафон" + "Старт", "НТВ плюс" + "Амедиатека" и т.д.).
Сохраняя классическую версию ТВ-услуги, оператор при этом имеет возможность ощутимо сократить свои затраты на покупку дорогих кино-сериальных, нишевых каналов, так как потребности абонентов в подобном контенте покроют партнерские онлайн-сервисы. Возможно, именно сейчас – то самое время, когда стоит пересмотреть устоявшуюся договорную практику, зачастую диктуемую дистрибуторами, и, ориентируясь на уже реализованные проекты, решиться на перемены. Переход от конкуренции с онлайн-сервисами к партнерству позволит операторам повысить маржинальность пакетов и при этом сбалансировать контентное наполнение своей услуги, а интернет-платформам даст доступ к абонентской базе оператора. Такое взаимовыгодное сотрудничество, скорее всего, в обозримом будущем и станет очередным логичным этапом в истории про "жил-был оператор".
Темы
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии