"Второй экран" для "Первого канала"

19.12.2013 11:55
В пятницу 13-го "Первый канал" анонсировал возможности так называемого "второго экрана" в своём приложении для платформ iOS и Android. Проект готовился специально для освещения Олимпиады в Сочи, но его массовое тестирование пройдёт во время трансляций с игр "Кубка Первого Канала" по хоккею с шайбой.
 
Подробности об этом проекте наша редакция узнала у "зачинщиков" и идеологов проекта NovostiMediaLab, технологического инкубатора, созданного Василием Гатовым в партнёрстве с РИА Новости.
 
Дмитрий Александров, управляющий партнёр NovostiMediaLab: В портфеле проектов у нас есть стартап "Smartag". Ребята сделали максимально простую и удобную систему разметки видео интерактивными элементами. Когда они пришли показывать её в "РИА Новости", чтобы договориться о стратегическом партнёрстве, пока рассказывали короткую, буквально 10-15 минут презентацию и отвечали на вопросы, собрали интерактивное видео из материалов РИА. В этот момент всем сразу стало понятно, что это абсолютно рабочая и подходящая для новостного формата система.
 
Кабельщик: Зачем вообще, по вашему мнению, пользователям какое-то интерактивное видео и "второй экран"?
 
Дмитрий Александров: На днях в Look At Me вышла отличная статья Алексея Павперова "Как интернет деформирует наш мозг", где собраны все признаки нашей "цифровой" цивилизации: синдром дефицита внимания у каждого первого, фрагментарность восприятия, постоянная погоня за стимулированием центра удовольствия через клики, лайки, котиков и так далее. Простой, привычный, линейный просмотр ТВ в течение длительного времени не отвечает потребностям и запросам аудитории. Если это просмотр телевизора, то часто в руках есть планшет, ноутбук, смартфон. Если аудитория смотрит ТВ-канал онлайн, то всегда открыты другие вкладки браузера. Зрители видят, слышат что-то, что им интересно, и начинают искать подробности в поисковых системах, Wikipedia, социальных сетях, обсуждают увиденное с друзьями, френдами или фолловерами. Компьютеры и интернет приучили аудиторию к тому, что с любой информацией всегда можно взаимодействовать: делиться, комментировать, переходить по ссылкам, чтобы узнать больше. В огромном информационном пространстве, которое окружает каждого современного человека, сейчас идёт война за внимание. На вашем сайте прочитали какой-то термин, фамилию, факт, или в вашей передаче по ТВ увидели, услышали что-то, и если вы не дали им возможность узнать об этом подробнее, то они уйдут в Google, Яндекс, Facebook, спросят у Siri. Внимание пользователей переключится с вас, на другие компании. Вы проиграли.
 
Кабельщик: Т.е. второй экран и интерактивное видео поможет выиграть борьбу за зрителя?
 
Дмитрий Александров: Конечно! Посмотрите, видео становится короче. Ролики длинной 3,5 минуты до конца досматривает только 50% пользователей! Решение о просмотре принимается в течение первых 3-5 секунд. В интернете много соблазнов — не понравилось, ушёл на другой сайт, этот закрыл. Нет ограничения в числе каналов, которые ты будешь крутить по кругу в поисках чего-то, что тебя зацепит. Хочешь конкурировать, делай более короткие видеосюжеты. Но как в этом формате рассказать полноценную журналистскую историю, репортаж, расследование? Как удержать при этом внимание аудитории? Вместо 15 минут линейного видео сделать 15 видео по одной минуте и связать их между собой с помощью меток, дать возможность пользователю самому выбрать, что ему интересно в этом репортаже и расследовании.
 
Кабельщик: Но ведь тогда кто-то может посмотреть и ухватить суть за одну минуту! Зачем ему тратить больше? В чём смысл?
 
Дмитрий Александров: Разумеется, будут и такие. Наш опыт мультимедийных проектов с "РИА Новости", а статистика накоплена за весь 2013 год, показывает, что время просмотра изначального ролика, на который нанесены метки, то есть который содержит дополнительный, полезный контент, выросло в среднем на 125%, пиковое значение 450%. Это значит, что если редакторы хорошо продумали логику и вместо 15 минут предложили аудитории — я тут уже сознательно избегаю термина "зритель", поскольку аудитория взаимодействует с видео, — условно 15 роликов по 3 минуты, то выше шансы, что просмотр будет не 3 минуты, а 10, 20, 30. Возьмём, к примеру, трейлер к третьему сезону сериала Sherlock, который выходит на BBC 1 января. В основе обычный 60 секундный телевизионный трейлер, который наполнен с помощью интерактивных меток дополнительным контентом. Что есть этот контент? По своей сути просто короткое интервью с создателями сериала и исполнителем главной роли плюс несколько фотографий. Но эти интервью тоже нарезаны и сделаны совсем короткими по длине. Трейлер затягивает. Вместо 60 секунд просмотра, ты проводишь с ним минут 10!
 
Кабельщик: В приложении "Первого канала" будет так же?
 
Дмитрий Александров: Там другие задачи. Похожие, в смысле удержания внимания аудитории, но технологически отличающиеся. Вообще Олимпиада отличается от других спортивных соревнований высокой информационной насыщенностью, ведь многое будет происходить одновременно и параллельно на разных площадках, болельщику будет трудно уследить. Концепция "второго экрана" для Олимпиады сформировалась у меня во время конференции MINDS International в Токио. Я рассказал концепцию Светлане Васильевне (Миронюк, главный редактор РИА "Новости"), и мы вместе поехали на встречу к Константину Львовичу (Эрнсту, генеральному директору "Первого канала"). Идея была принята, а дальше уже начался большой процесс согласования, координации, распределения функций и обязанностей при реализации такого комплексного информационно-технического решения.
 
Кабельщик: В чём суть технологии?
 
Алексей Соломатин, CEO smartag: В плеере видео задаётся привязка ко времени воспроизведения или объектам на экране, включая движущиеся. При возникновении события: появлении нужного объекта, достижении таймкода, — на экране появляется метка, которую предлагается кликнуть или нажать в зависимости от среды потребления web или mobile, пользователю. Метка позволяет выводить связанную с ней информацию: текстовую, графическую, видео. Причём вывод информации может происходить как поверх проигрываемого в плеере видео, так и в поле на экране смартфона, планшета, браузера. Можно вообще при нажатии метки менять внешний вид окна браузера, фоновые картинки, организацию элементов и так далее.
 
Кабельщик: То есть это технология исключительно для онлайн-вещания, web-cast’а?
 
Алексей Соломатин: Да, мы тестировали свой плеер во всех браузерах, на платформах Windows и MacOS, тестировали в мобильных средах iOS, Android, выпускали приложения под них, делали решение для SmartTV. Технологически мы понимаем, как реализовать плеер с системой меток на любой платформе, допускающей интерактивное взаимодействие. В этом принципиальное отличие нашего решения. Нужно разделять способ производства — вспомним историю, Карла Маркса. Приведенный пример с Sherlock — чистый кастом, который могут реализовать любые "флэшеры" (специалисты по анимации Adobe Flash). Это, фактически, ремесло. Как Чиппендэйл или Страдивари, которые могли полгода делать один стул или скрипку. У нас настоящий конвейер, причём в тенденциях современного управления производством: конвейер по массовой кастомизации.
 
Кабельщик: Тогда как "Первый канал" будет связывать свой "второй экран" с прямым эфиром ТВ?
 
Алексей Соломатин: Главное заготовить информацию, дополняющую просмотр ТВ, полезную для пользователя, в редакторе, потом оперативно, буквально одним движением мыши можно накладывать метки прямо на поток с прямым эфиром. Редакторы прямой трансляции фактически просто будут задавать команду приложению, и у всех пользователей информация будет обновляться. Это может происходить в ручном или автоматическом режиме по привязке ко времени.
 
Дмитрий Александров: Я хочу дополнить важное, что непосредственная реализация мобильного приложения была сделана техническими специалистами "Первого канала", серверную часть под задачи конкретного решения делали специалисты "РИА Новости". Мы придумали концепцию, утвердили её, всех со всеми связали и всё объяснили! ☺
 
Алексей Соломатин: Вообще, "второй экран" хорош именно своей контекстностью, соответствием моменту трансляции. К примеру, у телеканала Eurosport давно есть приложение, тоже своего рода "второй экран". И у телеканала КХЛ тоже есть приложение, тоже своего рода "второй экран". Но реальной привязки к происходящему на экране пока нет ни у кого.
 
Кабельщик: А конкретно в технологии smartag есть интерес? Это же коммерческий продукт?
 
Алексей Соломатин: Да, мы сейчас готовим решения для спортивного телевидения, нами интересуются в России и США, готовим мультиплатформенные — для web и мобильных приложений — продукты для новостного ТВ и новых медиа, которые размещают информацию исключительно онлайн. Мне, конечно, немного печально, что, например, технически более слабое решение, разработанное в Великобритании, пользуется всеобщей поддержкой со стороны британских ТВ и медиахолдингов. Мы посвятили более трёх лет на R&D, подготовили готовый продукт, достаточно просто приобрести лицензию. Всё уже готово, чтобы в один клик буквально начать изменяться.
 
Дмитрий Александров: Ну, просто мы в этом бизнесе, знаем аналитику, понимаем тренды, мы видим, что волна нового, интерактивного потребления информацией уже захлестнула мир. Ежедневно появляются разные прогнозы и опросы о том, что социальные сети погубят журналистику. Одна из фишек социальных сетей в том, что аудитории позволяют самой решать, что и когда смотреть, и как-то реагировать на то, что они видят на своих экранах. Дайте не просто пульт, а сценарий в руки зрителей, и эффект вас поразит!
 
Кабельщик: Спасибо за беседу!