09.06.2012 14:24
На конкурентном рынке доходность фиксированных сервисов стремится к нулю, и многие операторы ищут выход из этой ситуации в мантрах VAS, OTT, VOD и PPV. Если желание это внедрить у оператора есть, а напрягаться не хочется, надо искать аутсорсинг.
Заработать на продаже российскому зрителю видео лучше всех удавалось лоточникам с DVD «8 в 1», но с дистрибуцией лицензионного контента у нас до сих пор большие сложности. С одной стороны подпирают торренты и пиратские файлообменные сети, с другой — корыстные правообладатели. В итоге бизнес на OTT сервисах доступен ограниченному кругу крупных компаний, которые хотя бы вопрос покупки прав могут решить, используя свои связи и ресурсы.
Малым и средним операторам, разумеется, тоже хочется заработать на VAS (Value Added Services) вроде Video On Demand или Pay Per View, но сделать такой сервис самостоятельно сложно как с технической, так и с финансовой точек зрения. Видимо, эту дилемму и заложила в основу своего бизнеса компания Vidimax, которая заявляет о готовности развернуть для операторов VOD сервисы «под ключ».
Как это работает
Основанный в 2009 году OTT-сервис Vidimax предоставляет своим пользователям доступ к библиотеке видеоконтента за абонентскую плату или плату за показ (pay-per-view). Vidimax сотрудничает с операторами КТВ, разворачивая для них видеосервис формата VoD по модели разделения доходов. Еще одним вариантом совместного заработка может стать модель, при которой Vidimax предоставляет операторам IPTV базу видеоконтента. Доходы во втором случае также делятся по модели разделения доходов, но уже в других пропорциях.
Таким образом, сервис предлагает операторам партнерские отношения, но насколько они дружелюбны для обеих сторон, нам еще предстоит выяснить. Чтобы подробно разобраться в особенностях дружбы с OTT, «Кабельщик» задал несколько вопросов Генеральному директору ООО «Видимакс» Светлане Беловой, а также опросил несколько экспертов, мнения которых мы приведем после интервью.
«Кабельщик»: Vidimax монетизируется только за счет абонентской платы и платы за просмотр? Предусмотрен ли заработок на рекламе?
Светлана Белова: Vidimax рассматривает поступления от абонентской платы и платы за просмотр в качестве основного источника дохода. Рекламная модель представляется источником дополнительного дохода и инструментом продвижения платных сервисов. Дело в том, что доходность каждой транзакции в рекламной модели приблизительно в 20-30 раз ниже, чем в платной модели. Кроме того, лицензионные ограничения не позволяют сделать весь каталог доступным для абонентов рекламной модели.
«Кабельщик»: Расскажите про то, как Vidimax создает для оператора сервис VOD «под ключ»?
Светлана Белова: По опыту внедрения решения Vidimax на партнерских сетях операторов, среднее время на запуск сервиса составляет от 2 до 4 недель. Как правило, до заключения договора оператор тестирует сервис в течение 10-15 дней, для этого используется центральная сервисная платформа. По результатам тестирования принимается решение о внедрении, и одновременно с подписанием договора проводятся работы по интеграции информационных систем и настройке кэш-сервера на сети Оператора, если такой сервер не установлен «Видимаксом» ранее в зоне охвата операторской сети.
Если технические специалисты оператора располагают всеми необходимыми инструментами для настройки своей информационной системы и могут оперативно установить сервер, то настройка и интеграция занимают не более одной недели, при этом все работы ведутся специалистами «Видимакс» удаленно в соответствии с четким регламентом. Процесс внедрения порой осложняется необходимостью привлечения специального интегратора-поставщика информационной системы оператора, но и к этим осложнениям «Видимакс» готов, предоставляя расширенный открытый API, учитывающий специфики практически всех известных на рынке систем расчета.
В настоящее время у нас в разработке находится еще как минимум два комплиментарных приложения к VoD. Мы планируем их публикацию осенью-зимой этого года и рассчитываем на привлечение дополнительных пользователей основного сервиса и повышение доходности с абонента.
«Кабельщик»: Расскажите подробнее про кэш-сервер.
Светлана Белова: «Видимакс» отличается особым вниманием к вопросам качества доставки и воспроизведения видеоконтента. Для обеспечения необходимого уровня качества своих услуг «Видимакс» использует собственную CDN (распределенную систему доставки видеоконтента). К сожалению, на сегодняшний день на рынке услуг CDN очень ограниченный выбор услуг по качеству и географии доступа. Уже сегодня география CDN «Видимакс» сравнима по охвату и мощности с доступными рыночными приложениями, но отличается от последних гарантией доставки услуги конечному потребителю.
«Кабельщик»: С какими правообладателями вы сотрудничаете?
Светлана Белова: Мы работаем с несколькими десятками правообладателей контента, среди которых: «Парадиз», «Мистерия звука», «Синемакс», «Люксор», «Ассоциация DVD производителей», «Смешарики», «Мастер-Фильм», West и RWS.
«Кабельщик»: По какой модели чаще всего с вами работают операторы: вы полностью организуете для него VoD-сервис, или просто предоставляете ему доступ к видеокаталогу? И от чего зависит доход оператора?
Светлана Белова: В случае предоставления доступа к каталогу Vidimax с использованием системы дистрибуции, принадлежащей оператору, «Видимакс» предъявляет высокие требования к качеству и функциональности системы. Менее 10% от общего количества наших партнеров-операторов используют схему доступа к каталогу, потому что она требует больших трудозатрат оператора на сопровождение услуг.
Размер отчислений в пользу оператора существенно зависит от активности оператора в части продаж, т.е. от объемов реализации за каждый расчетный период.
«Кабельщик»: Как вы боретесь с пиратством?
Светлана Белова: Мы сами являемся лучшим способом борьбы с пиратством — предоставляем возможность зрителю получать контент законным способом. Кроме того, в системе использованы одни из лучших на сегодняшний день системы кодирования и защиты материалов от пиратского скачивания.
«Кабельщик»: Как соотносится имеющийся у вас контент с коллекциями других OTT-сервисов по количеству и составу?
Светлана Белова: Zoomby — «подхватывает на лету» то, что показывают по лишь некоторым каналам общественного ТВ и предоставляет довольно нишевую специфическую услугу, которую обычно называют «отложенный просмотр» или Catch Up TV.
У ivi.ru большая видеотека и сравнимые цены, но каталог платного контента и каталог по рекламной модели существенно отличаются.
Видеотека now.ru отличается ограниченностью доступа при очевидном подобии каталогов всех действующих на рынке ОТТ.
Пожалуй, особого внимания заслуживает cервис Yota-Play — и удобство интерфейса, и подборка контента сделаны очень качественно, единственное, что немного портит впечатление — это цены за просмотр, они в среднем в два раза выше, чем у «Видимакс», а подписка вообще отсутствует, но в остальном сервис на «5+».
Мы стараемся формировать свою видеотеку с учетом интересов наших зрителей — тех, кто смотрит видео с экрана домашнего телевизора через интернет. Сегодня она насчитывает более 5000 позиций, в основном — художественное кино, сериалы, мультфильмы.
За малым исключением, каталоги всех ОТТ очень схожи в основной массе, и это понятно, поскольку круг правообладателей очень узок, и все они стремятся совершить как можно больше продаж одного и того же каталога, пока эксклюзивные права на отдельные фильмы не окупаются из-за малочисленности аудитории платного видео. Успех каждого такого бизнеса, безусловно, зависит от объема и популярности предлагаемого контента, но не менее важны для пользователя — удобство интерфейса, несложный алгоритм управления системой, качество воспроизведения видео на экранах, надежность технологического решения и обеспечения.
«Кабельщик»: При помощи каких устройств пользователи могут просматривать контент Vidimax?
Светлана Белова: При наличии интернета наш контент можно смотреть на компьютере, на iPad, на экране Smart TV и на экране обычного телевизора через медиаплееры. Максимальное качество картинки и самый богатый выбор контента гарантированы при использовании медиаплеера.
«Кабельщик»: С какими операторами вы уже сотрудничаете?
Светлана Белова: Недавно мы подписали договор о сотрудничестве с Уфанет, это один из самых крупных независимых операторов в регионе, на днях внедрение нашей системы было завершено, и состоялся старт проекта. Готовы к подписанию еще несколько договоров с операторами КТВ в Сибири, вообще партнерская сеть «Видимакс» насчитывает уже несколько десятков операторов с общим охватом около полутора миллионов абонентов, но пока мы не готовы разглашать подробности взаимодействия с партнерами.
Комментирует Владимир Набатов, Руководитель проектов «Икс-Медиа Диджитал»:
Проект Vidimax — это, несомненно, интересный игрок на рынке OTT. Очевидно, что крупные провайдеры предпочтут развивать собственные решения, так как наличие абонентской базы позволяет им напрямую лицензировать видеоконтент и развивать собственную IPTV/VoD-платформу. Но небольшие и средние провайдеры не в состоянии самостоятельно лицензировать достойную библиотеку контента. Именно они и будут сотрудничать с Vidimax. Однако серьезной проблемой для компании может стать вытеснение (или покупка) независимых провайдеров с рынка. С постепенным поглощением таких провайдеров, пропадает основа для роста абонентской базы Vidimax.
Для небольших провайдеров, которые по каким-то причинам еще не внедрили VoD-сервис, очевидно, возможность получить решение «под ключ», включающее базу лицензированного контента, конечно выгодно с точки зрения быстрого развертывания и отсутствия капиталовложений. Очевидны и минусы данной схемы: провайдер не может регулировать контентную политику и ограничен имеющимся у Vidimax каталогом. Размер каталога в 5000 позиций на сегодня можно считать достаточно скромным. Хотя, конечно, для оценки привлекательности необходимо учитывать не только количество, но и актуальность контента. Тем не менее, для сравнения, крупнейшие легальные кинотеатры Рунета инвестируют в покупку контента значительную часть бюджетов и обладают каталогами в десятки тысяч тайтлов.
Второй существенный недостаток для провайдера обусловлен необходимостью разделять доходы с платформой. В случае если тенденция роста рынка VoD сохранится, рано или поздно оператору придется принимать решение о развертывании собственного сервиса. В случае если каталог Vidimax интегрируется в уже существующий VoD-сервис, провайдер может разнообразить имеющийся каталог новыми тайтлами.
Основные проблемы, на мой взгляд, могут быть связаны с интеграцией. Необходимо оценить, насколько затраты по интеграции сопоставимы с затратами на самостоятельное лицензирование интересующего контента. Также очевидно, что в этом случае каталог фактически разделятся на две неравные с точки зрения доходности части. Вероятно, что часть платных просмотров собственного каталога (с более высокой маржинальностью) будет перераспределена на дополнительный каталог Vidimax (доход от транзакции на котором будет меньше из-за комиссии платформы). Конечно, провайдер может использовать каталог Vidimax для оценки эффективности того или иного контента и в случае успеха лицензировать данный контент напрямую. Если такое поведение провайдеров будет типичным — это ставит под сомнение успешность бизнес-модели Vidimax.
В любом из вариантов серьезным ограничением для регионального провайдера является технология OTT. Необходимо обеспечить бесперебойный канал к ЦОД Vidimax, что влечет дополнительные затраты на доставку контента конечному абоненту.
Алексей Бугай, Заместитель генерального директора по развитию бизнеса компании CTI:
Я уверен, что если предоставить потребителю легальный контент, используя красивый и удобный интерфейс для его поиска и использования, да еще и по вменяемой финансовой модели, то он (потребитель) откажется (или почти откажется) от потребления пиратского видео. Такова теория. Но на практике все, как обычно, немного по-другому.
Vidimax предлагает потребителям VoD (как класс услуг, а не только один TVoD). Однако в стране уже давно существует масса VoD-сервисов. Многие раньше были доступны только на PC, но сейчас уже начинают перебираться и на другие устройства. Поэтому конкурентная среда довольно жесткая. При этом среди этих VoD-проектов ни один не работает «в плюс». Хороший контент стоит очень дорого, и прибыль, получаемая по схеме «только VoD-услуги», пока не позволяет окупать такие проекты. Ряд подобных сервисов уже закрылись, а другие, стиснув зубы, выживая и проедая деньги инвесторов, идут тернистым путем к светлому будущему. Надеюсь, дойдут.
Еще одна сложность — совмещение сервиса ТВ-каналов от оператора с VoD-сервисом Vidimax: в случае, когда поставка VoD-контента организована через систему Vidimax, а ТВ-каналы оператора закрыты другой системой, то абонент на одной приставке Vidimax не сможет увидеть и VoD, и ТВ. Так что если у оператора уже есть своя система IPTV и на сети уже работают какие-то приставки, работать с Vidimax ему становится интересным только как с контент-агрегатором. Насколько я знаю, ряд крупных операторов только так и работает. И в этом случае технологическая абонентская платформа Vidimax совсем не нужна.
Потребление фильмов через Netflix мы сравниваем с потреблением видео через сети torrent, а решение Vidimax какого-то серьезного успеха пока не достигло, хотя должно было выйти в массы еще в апреле 2010-го года. Но даже если говорить о Netflix, то последние новости сообщают, что начинается отток пользователей, а это — мировая система с более чем 20 млн абонентов и огромной свежайшей библиотекой видеоконтента. Мировой опыт показывает, что одних только VoD-услуг потребителю мало: необходимо также предоставлять ТВ-каналы, а в идеале еще и дополнительные сервисы помельче. Vidimax эту задачу не решает.
Михаил Фоминых, Директор ООО «Геркон»:
С точки зрения удобства и оперативности развертывания услуги, однозначно — предложений лучше Vidimax не было. При этом они предлагают «очищенный» контент. Небольшому оператору не под силу организовать данный сервис самостоятельно, так как не понятно, насколько эффективно будут работать вложения, и будут ли работать вообще. А тут есть готовое решение, которое снимает с оператора основные риски.
Я считаю, что сегодня всем операторам нужны дополнительные услуги, которые они могли бы предложить абоненту, поэтому обе модели сотрудничества с Vidimax интересны. У нас нет «Видео по запросу», поэтому для нас наиболее вероятен первый вариант взаимодействия.
Предложения компании Vidimax не вызывают серьезных вопросов, потому что я не видел договор. А то, что на поверхности — очень привлекательно. Другой вопрос: насколько массовым станет этот сервис в нашем городе? Ведь здесь у всех есть интернет, где люди могут скачать практически все что угодно и бесплатно.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии