05.09.2013 16:22
В ближайшие 5-7 лет мобильное ТВ основательно потеснит традиционное линейное, а просмотр ТВ будет восприниматься не как вид отдыха и досуга, а как непрекращающийся вид деятельности, — считают аналитики Ericsson ConsumerLab.
Компания Ericsson вчера представила доклад, отражающий привычки и предпочтения современных пользователей в области ТВ и видео. Данные этого исследования основаны на онлайн-опросах 15 тысяч человек из 15 стран — Бразилии, Канады, Чили, Китая, Франции, Германии, Италии, Мексики, России, Испании, Южной Корей, Швеции, Тайваня, Великобритании и США. Выборка респондентов состояла из людей в возрасте от 16 до 59 лет, имеющих широкополосный интернет и еженедельно смотрящих либо ТВ, либо другое видео. Отдельно, но по тому же принципу, также опрашивались пользователи в возрасте 60-69 лет. Данные по этой категории зрителей помогли Ericsson ConsumerLab понять — как люди в возрасте общаются с современной техникой и относятся к новым тенденциям в телесмотрении.
Если говорить об общих выводах проведённого исследования, то одним из ключевых стал вывод, что мобильные устройства постепенно заменяют телевизоры. Правда, по словам Константина Бурыхина, директора по развитию бизнеса в области ТВ и медиа Ericsson в Северной Европе и Центральной Азии, он бы не стал говорить столь категорично, что мобильные устройства именно заменяют традиционное ТВ. Скорее, они дополняют его и расширяют возможности потребителей. Ведь несмотря на то, что 72% опрошенных как минимум раз в неделю смотрят видео при помощи мобильных девайсов, при этом 75% респондентов совмещают просмотр телевидения с одновременным использованием других функций мобильных устройств. Мало того, 1 из 4 опрошенных смотрит несколько видео одновременно (в России так делает 1 из 10 респондентов). Так что на лицо не замена, а синергия.
С мнением Бурыхина солидарен и Андерс Эрландссон, который отмечает, что линейное телевидение по-прежнему играет важную роль. «Мы не замечаем сокращения количества просмотров (линейного ТВ, — п римеч.редакции). Так, 36% респондентов считают просмотр спортивных соревнований в прямом эфире важной частью сложившегося у них как у телезрителей поведения», — говорит он.
Несмотря на то, что меньше времени эфирному ТВ зрители уделять не стали, относиться к нему, как, впрочем, и к телевидению в целом, они стали по другому. Если раньше просмотр ТВ для них был одним из видов отдыха и досуга, то теперь считается за непрекращающийся вид деятельности. В основном потому, что получить доступ к ТВ-контенту в наше время стало возможным где угодно и когда угодно, а собраться семьей, допустим, вечером перед экраном телевизора, стало скорее исключением, чем правилом.
Еще одной из причин изменения в восприятии ТВ является то, что ТВ в традиционном формате не подходит многим зрителям (53%) по стилю жизни. Они уже не хотят смотреть видео по составленному кем-то графику, предпочитая делать это в удобное для них время.
Если говорить вообще о тенденциях телесмотрения, стоит отметить, что современный зритель всё больше отдаёт предпочтение поэтапному просмотру контента. Допустим, смотрит фильм не за один раз, а в два или три подхода. Также он чаще обращается к OTT и видео по запросу и заметно реже к записанному эфирному ТВ (в 2011 году эфирный контент в записи смотрело 52% респондентов, а в 2013 году — только 26%). Кстати, интересно, что к видео по запросу или видео в записи (time-shifted video) прибегает не только молодое и среднее поколение, но и старшее. По данным Ericsson, в категории 65-69 лет таких 41%. Также компания отмечает, что с 2011 по 2013 год популярность этих сервисов возросла на 18% среди аудитории в возрасте от 55 до 59 лет.
Возвращаясь к тенденциям для зрителей всех возрастов, стоит сказать, что большую популярность среди них набирает короткое видео. «Сегодня мы наблюдаем довольно интересный поворот. Пользователи действительно предпочитают недлительный по времени контент, но при этом они сами и контролируют его длину, нажимая по собственному желанию паузу и воспроизведение при просмотре больших телепрограмм и фильмов. Мы также обратили внимание на трансформацию самих понятий „телевидение“ и „видео“. Учитывая, что 82% респондентов по крайней мере раз в месяц используют YouTube и другие подобные сервисы, было бы интеерсно узнать, как ими расценивается, например, онлайн-просмотр кулинарного рецепта на кухне — как „просмотр телевидения“ или как „получение информации“», — делится мнением господин Эрландссон.
Также для современного пользователя становятся характерны «просмотр со сдвигом в пространстве» — когда человек смотрит фильм за несколько раз, возвращаясь к нему из разных точек и с разных устройств, и желание получить услуги a la carte. «Сегодня пользователи отдают предпочтение провайдерам, предлагающим простые в использовании ТВ-решения, построенные на принципе a la carte и отвечающие потребностям зрителей. Принцип a la carte входит, по мнению пользователей, в пятёрку самых важных критериев при выборе провайдера видео-контента», — комментирует Андерс Эрландссон.
Чего хотят российские зрители?
Помимо общемировых предпочтений, в своём докладе представители Ericsson отдельно рассказали и о чисто российских. Так, выяснилось, что нашим зрителям в первую очередь интересно хорошее кино (72%), а затем уже возможность расслабиться перед телевизором (57%), посмотреть видео в любое время, а не по программе (53%), посмотреть контент, рассказывающий о продуктах и товарах, в которых они заинтересованы (51%), либо содержащий некие видео-инструкции и объяснения (50%).
Также они не прочь посмотреть по ТВ хорошие сериалы (48%), прямые трансляции спортивных мероприятий (32%), либо иных значимых событий (21%). Плюс, россияне выразили заинтересованность в online-обсуждении контента во время его просмотра (24%). По их мнению, это расширяет их зрительский опыт.
Помимо этого наши соотечественники поделились факторами, влияющими на выбор сервиса по просмотру ТВ. Во-первых, это отсутствие рекламы (кстати, в России, как и во всём мире, растёт нетерпимость к рекламным роликам, прерывающим просмотр, и, как следствие, становится больше людей, готовых платить, лишь бы не смотреть рекламу), во-вторых, наличие видео по запросу. Также на их выбор влияет юзабилити, контент a la carte, доступ в интернет через телевизор, предложение персонализированного контента, HD-качество, единый интерфейс, доступ к избранному контенту на всех устройствах.
В отдельных случаях им важны 3D-контент, 4K-качество, доступ к приложениям через телевизор, виртуальный кинопрокат, видеотелефония, персонализированная информация поверх экрана, интерактивное ТВ и возможность просмотра эпизода с разных камер.
Чаще всего российские зрители делают выбор в сторону того или иного сервиса или контента по совету друзей или родственников (47%), ознакомившись с рейтингами, оценками этого сервиса от других пользователей (36%) и реже — по рекомендации экспертов, кинокритиков (23%).
Контент будущего
В заключение хотелось бы упомянуть ещё несколько интересных тенденций, о которых говорится в докладе Ericsson ConsumerLab. Исследователи отмечают, что на рынке появляется всё большее число приложений и порталов для разного, в том числе и бесплатного, видеоконтента. При этом доминирующих среди них нет.
По данным Ericsson, 37% тех, кто смотрит online-TV, пользуется app или web-site. При этом 20% из них пользуются порталами или приложениями операторов.
Как выяснилось, приложения и OTT-сервисы способствуют более активному влиянию пользователей на контент. Мало того, оно стимулирует зрителей принимать участие в его создании. Вообще, аналитики прогнозируют, что в будущем большая часть контента будет создаваться при непосредственном участии зрителей.
У такого контента, по мнению Ericsson ConsumerLab, немало преимуществ. Допустим, низкая стоимость производства и простота в распространении. Плюс, он соответствует последним тенденциям — коротким просмотрам на мобильных устройствах, и воспринимается окружающими как надежный источник. Также его можно применять во многих сферах — беспристрастных обзорах, видео-инструкциях («сделай сам»), образовательных и игровых видео и даже полнометражных фильмах.
Бизнес-стратегии
Ну и пара слов о бизнес-моделях. Куда же без этого? В Ericsson считают, что успех в перспективе ближайших 5-7 лет будут иметь те операторы, которые предложат правильное сочетание подписок с рекламой, T-VOD (transactional video on demand) и PPV (pay per view).
В идеале это должно выглядеть следующим образом. По части подписки — ежемесячная подписка и невысокая абонентская плата за базовый пакет, по части рекламы — сделать её более релевантной и не влияющей на качество зрительского опыта, и по части PPV и T-VOD — предлагать эти услуги для премиального контента.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии