Российский рынок OTT. Итоги полугодия

18.11.2014 16:53
Компания J’son & Partners Consulting представила краткие результаты исследования контента российского рынка ОТТ-видеосервисов по итогам 1 полугодия 2014 года и прогнозы его развития до 2017 года. По подсчетам аналитиков, в этом году онлайн-площадки серьезно улучшили свои позиции, продолжая демонстрировать бурный рост, который начался в 2013 году. К концу 2014 года его объем должен достичь отметки 4,8 млрд рублей, а к концу 2017 года вырасти до о11,4 млрд рублей. Таким образом, средний темп роста рынка в денежном выражении в период с 2014 по 2017 гг. составит 33,1%.
 
Также в J'son & Partners прогнозируют, что через три с лишним года зрительская аудитория OTT-видеосервисов в России достигнет 100 млн человек или 70%-ного проникновения (отметим, что под зрительской аудиторией аналитики подразуемавают уникальных пользователей, смотрящих видео в сети интернет), а концу текущего года — 63,7 млн зрителей (проникновение - 45%).
 
Прогнозов по распределению доходов от видов монетизации J'son не дает (по крайне мере, этих данных нет в кратком отчете компании), однако, на текущий момент большую часть выручки формирует реклама — 73%, а остальные 27% — различные платные модели: sVOD (подписка) — 4%, tVOD (плата за единицу контента) — 7% и EST (аренда, либо приобретение цифровой копии контента) — 16%. 
 
Контентное наполнение
 
"Реализация контентной политики обусловлена особенностями исторического развития и бизнес моделью монетизации сервиса, выбранной оператором. Музыкальные клипы, короткие новостные ролики и прочее являются основной составляющей библиотек онлайн-кинотеатров, для которых ключевой формой монетизации является рекламная бизнес-модель. На полнометражные фильмы и сериалы приходится значительно меньшая доля", - отмечается в отчете аналитиков.
 
По их данным, лидером (причем со значительным отрывом) среди OTT-площадок по числу оригинальных наименований контента (52,1 тысяча) является Megogo, следом за ним идут Zoomby (50,7 тысяч) и Ivi (45 тысяч, правда, по ivi у аналитиков данные за 2013 год). Четвертую позицию в этом рейтинге занимает Tvigle (25,6 млн уникальных наименований), а далее расположены онлайн-кинотеатры, количество оригинального контена у которых составляет менее 6,5 тысяч.
 
 
У подавляющего числа ОТТ-провайдеров контент представлен во всех категориях, включая сериалы, кинофильмы, ТВ-программы и пр. При этом наиболее диверсифицированная и широкая библиотека контента наблюдается у площадок Ivi, Tvigle, Megogo и Tvzavr. 
 
Добавим, что за последний год как минимум Okko и Megogo добавили к основной своей библиотеке контента онлайн-вещание линейных телеканалов. Первым это сделал Okko, запустивший услугу еще летом этого года, предоставив своим пользователям доступ к 50 каналам, включая каналы Viasat, Viacom, SET, BBC World News, "Амедиа", "Дождь", КХЛ и другие. А буквально вчера о старте онлайн-вещания ТВ-каналов сообщил Megogo.На первом этапе для пользователей откроется доступ к 11 каналам (RussiaToday, BBC World news, France 24, Fashion TV, 3D Plannet, Deutsche Welle, Sony SET, Sony Sci-Fi, SonyTurbo, Tiji и Gulli), в дальнейшем этот перечень планируется существенно расширить.
 
"Сейчас видеосервис ретранслирует телеканалы с привязкой линейного контента к текущей сетке телепрограмм, но в дальнейшем будут добавлены интерактивные опции, такие как возможность поставить на запись, напоминание о запланированных к просмотру шоу, доступ к архивным телепередачам. В 2015 году Megogo планирует запуск услуги линейного телевидения в полном объеме, максимально расширив пакет доступных телеканалов на территории России, среди которых первый и второй мультиплекс", - сообщается в официальном пресс-релизе компании.
 
 
Помимо Okko и Megogo, контентное предложение расширил и Ivi. На днях OTT- провайдер заявил, что запускает у себя показ новинок европейского и американского кино, которые не попали в официальный российский кинопрокат. Данный проект ivi вводит в рамках реализации политики собственного порграммирования.
 
Ключевые тенденции развития российского рынка
 
Экстенсивный рост рынка ОТТ-видеосервисов — активное вовлечение пользователей.
Приоритетным направлением для лидеров ОТТ-рынка в России является расширение библиотеки фильмов, диверсификация видеоконтента по жанрам, создание сопутствующих сервисов/порталов (музыкальные порталы, антивирусы, игры).
Интерактивность показываемого контента.
Рост проникновения Smart TV.
Кроссплатформенность — одновременное или последовательное потребление разного (или одного и того же) контента одним пользователем на нескольких устройствах разных категорий: TV, PC, mobile, STB.
Активное развитие электронной коммерции в сегменте ОТТ.
Миграция телеком и ТВ-сервисов в интернет.
Рост проникновения смартфонов и планшетов и расширение модельного ряда мобильных устройств.
Развитие LTE способствует созданию благоприятных условий для роста рынка ОТТ в России.
Насыщение смежных рынков: насыщение рынка сотовой связи и замедление темпов роста фиксированного ШПД и платного ТВ.