25 ноября прошла конференция "Региональные медиа — выживание или развитие", организатор которой — Национальная ассоциация телерадиовещателей (НАТ).
В секции "Переживет ли кризис региональное радио?" принял участие генеральный директор холдинга "ГПМ Радио" Юрий Костин, модерирует беседу заметитель генерального директора НАТ Регина Юркина.
"Кабельщик" публикует полную расшифровку прошедшей дискуссии. За подготовку текста наша редакция благодарит Александра Ашбеля, руководителя отдела интернет-продвижения в телекомпании "ОТВ" (Екатеринбург).
Юркина Р.: Добрый день, коллеги. Очень рада приветствовать Юрия. Мы пригласили его, в том числе, потому что многие из вас являются холдингами медийными и у большого количества из вас есть радиостанции, которые, чего уж греха таить, сейчас нерадостные времена переживают. Выступление Юрия называется: "Переживет ли кризис региональное радио?". Сначала мы предоставим ему слово, затем выслушаем вопросы. А тем, кто смотрит нас онлайн, я тоже рекомендую оставлять вопросы под трансляцией. Мы их зададим.
Костин Ю.: Добрый день, спасибо, что пригласили. Спасибо за представление. Я являюсь представителем Российской академии радио, о которой тоже пару слов надо сказать. Этот отраслевой институт учредил в свое время НАТ благодаря Эдуарду Михайловичу Сагалаеву, инициативе Александра Александровича Варина, Сергея Архипова. Это известные люди, которые создавали медийное пространство в РФ.
РАР сделал много для поддержки радиовещателей. Об этом мы редко говорим, но то, что отрасль попала в число пострадавших от Covid-19, то, что были приняты соответствующие меры по оказанию помощи и то, что 208 наших вещателей воспользовались предоставленными льготами, — заслуга в том числе РАР. В ходе разговора мы, конечно, сконцентрируемся на вопросах отрасли. Но я отвечу сразу на главный вопрос: переживёт ли радио кризис. Конечно, переживет. Потому что кризис наши уши точно переживут, и мы будем его слушать. Однако в отрасли назрела очень серьёзная проблема.
Проблема регионального радио должна быть высвечена огромными прожекторами на всех уровнях: государственных, общественных и иных. Потому что наша индустрия — незаменимый элемент медийного пространства, рекламных кампаний и прочего. Радио — это очень интересный институт, который несёт огромную социальную функцию. Это институт, который содержит огромное количество народу, в том числе и тех, которые оказывают нам услуги. Поэтому часть тех льготных инициатив, которые благодаря РАР были реализованы, а именно послабления в платежах Обществу по коллективному управлению авторскими и смежными правами, были ориентированы на наших коллег, и мы эти меры поддержки будем продолжать. Радио переживет кризис, если ему помогут сами участники рынка радиовещания.
Мы посмотрели, что происходило во время первой волны пандемии и какая паника возникала в ряде регионов из-за того, что произошло падение рынка рекламы. Официально падение составило 70-80%, неофициально в ряде регионов — до 100%. Это не потому, что реклама на радио неэффективна. Реклама на радио в традиционном FM-стандарте или в диджитал-зеркалах того, что мы делаем с точки зрения контента — необходимый элемент любой компании. Дело в страхе, дело в непонимании. Мы очень сильно зависим от макроэкономической ситуации. Это одна из самых волатильных историй с точки зрения прогнозирования вообще доходов радио. Поэтому я считаю, что самое главное, что мы сейчас должны делать — это собраться с силами и понять, что у радио есть будущее, что на рынке обязательно будут возобновляться даже сделки MND, в том числе и в рамках работы крупных структур и мелких региональных, будут происходить изменения в части собственности.
Я очень надеюсь, что будут дальше развиваться те 400 с лишним локальных форматов, потому что локализация для радио, для своего маленького рынка имеет большое значение, равно как и поддержка государственных структур. Мы действительно очень активно работали в процессе развития пандемии, когда мы видели, что происходило. Мы обращали внимание на все высказывания на разных площадках, в том числе и в соцсетях, которые допускали наши коллеги. Мы очень сильно переживали за региональный рынок и очень сильно старались привлечь и Минцифру, и РТРС к разговору о тарифах, о поддержке.
Всё, что можно было, мы сделали. Льготы регионы получили, как представители малого и среднего бизнеса. Мы не добились сейчас пока необходимых для радио изменений в закон "О рекламе". Мы хотим добиться возможности сдвигать временные рамки. Необходимо разрешать рекламу каких-то запрещённых на данный момент услуг, я имею в виду, товаров на радио. Это просто нужно сделать для того, чтобы спасти отрасль. Я сейчас не говорю про "ГазпромМедиа-Радио", про "Европейскую медиагруппу" или "Русскую медиагруппу". Я говорю про малые города.
Я говорю даже про миллионники, потому что от округа к округу очень разнится ситуация. Среднее падение слушания в первом квартале 2020 года по сравнению с 2019-м составило чуть более 5%. Но в некоторых регионах оно доходило до 7% и более несмотря на то, что продолжительность прослушивания радио увеличивалась, несмотря на то, что вернулось домашнее прослушивание благодаря пандемии — не было бы счастья, да несчастье помогло.
Главный элемент любой составляющей рекламных доходов крупного сетевого игрока — это Москва плюс сеть. Поэтому все вещатели, которые обращаются к нам, должны понимать, что любое обращение, связанное с конкретным рынком локальным, даже если это город до 100 тысяч населения, имеют право на получение не только нашего внимания, но и конкретных реакций со стороны государства. Потому что, когда это всё, не дай бог, перестанет звучать, это будет осильный удар для общества. Ну, собственно, радио — это не только новости и музыка, это не только развлечения, это еще наиболее эффективное, быстрое, оперативное информирование населения о том, что происходит, и очень оперативная и качественная реализация любых спецпроектов локальных рекламодателей. Потому что прямая реклама сейчас эффективна, только если она работает вместе со спецпроектом. У радио есть будущее. Радио нужно помогать, на всех площадках об этом говорить. В ближайшее время у нас будут происходить встречи, в том числе и на рабочих группах в профильном министерстве.
Вы знаете, что произошли серьёзные изменения в структуре управления отраслью, в структуре регулирования. И поэтому сейчас нам важно туда интегрироваться и понять, что будет происходить с цифровизацией, в каком стандарте она будет, будет ли она. На ближайшей конференции Академии радио, которая начнётся 30 ноября в Москве, мы будем презентовать индустриальный радиоплеер. Это и есть наша цифровая революция. Дальше мы будем смотреть, что будет происходить.
В любом случае, большая ответственность лежит на сетевых игроках. Мы будем продолжать поддерживать своих локальных вещателей, мы до 80% скидки на франшизные платежи им давали в самые тяжёлые месяцы пандемии, и в дальнейшем будем это делать. Для меня нет никакой разницы между вещателем в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону или Ельце, потому что, если из этой системы выключить хоть один элемент, то всё начнёт рушиться. Не знаю, насколько это соответствует тому, что существует в телевизионной отрасли, но радио — это очень творческая, очень чувствительная, очень тонкая система. Она кажется маленькой с точки зрения объёма денег на рынке, ну, что такое 15-16 миллиардов рублей? Но она очень большая с точки зрения эффективности и охвата. Если есть вопросы, буду счастлив ответить.
Есть несколько вопросов от радийного сообщества. Я позволю их озвучить. Город Сочи. У нас собственная радиостанция и несколько федеральных радиостанций. Коллеги задают следующие вопросы. Вот есть инсайдерская информация о том, что будет подниматься стоимость от филиалов РТРС на 5% на вещание. В этом глубоком кризисе, в котором оказалось радио, нельзя ли это не делать в этом году или, может, отложить? Ну, вот радийное сообщество, региональные вещатели в недоумении, почему РТРС планирует поднять на 5%. Пока это не было объявлено, но вроде бы есть такая информация. Это первый вопрос. Второй вопрос. Будет ли продлено разрешение частично не выполнять лицензионные требования, это вот объём вещания, снижение возможности передатчика для поддержки вещателей, особенно региональных. Это очень помогает. И третий вопрос. Идёт ли работа по либерализации рекламного законодательства, чтобы как-то расширить вот эту кормовую базу? И последний вопрос можно? Это РАО и ВАИС, идут ли с ними переговоры о продлении скидок?
Костин Ю.: С РАО, ВАИС переговоры ведутся успешно. Коллеги занимают очень партнёрскую позицию. Надеюсь, что мы вас сможем порадовать. Единственная просьба: вы понимаете разницу между людьми, которые принимают решения в Москве и на местах? Там есть импровизация. Вот когда начнутся элементы импровизации, вы не стесняйтесь, отправляйте в РАО письма, а поскольку переговоры я с коллегами веду лично, то можно и мне. Официально, желательно. Не в виде СМС, звонков, а в виде письма: такое-то должностное лицо и прочее. Чтобы мы уже в центральных аппаратах этих организаций выясняли, что будет дальше.
Что касается изменения условий лицензий, корректировки временной. Да, безусловно, я уверен, что это получится сделать и продолжить. Пока существуют кризисные явления. Это и сокращение мощностей, это изменение соотношения элементов эфира, это и изменение лицензии фактически. Это и сокращение объёма вещания, что, кстати, не рекомендую никому делать, потому что, несмотря на то, что хочется быть одним на рынке, но без конкуренции никак. И даже если это маленькая радиостанция, локальная не сетевая, не консолидированная в какой-то холдинг, то лучше не давать возможности слушателям находиться, но чтобы фоном у них было шипение в приёмнике, потому что ты сам прекрасно понимаешь, что это самое плохое.
Что касается РТРС, я польщён, что ты мне задаёшь этот вопрос, но его нужно адресовать Андрею Юрьевичу Романченко. А он, в свою очередь, тоже связан с определёнными условиями, и у него огромный многотысячный коллектив. Не то что я его хочу защищать как президента Академии радио, но просто точно знаю, что он делает всё что можно. Обещаю, что мы можем организовать в рамках нашей ближайшей конференции, которая через несколько дней состоится, некую рабочую дискуссию, и предварительно понять, насколько вообще возможно наложить хоть какое-то эмбарго на повышение тарифов. Что касается закона "О рекламе", то ближайшее обсуждение этой темы на высоких площадках Минцифры должно состояться в ближайшие дни. Скорее всего, буквально в течение этой недели. Этот вопрос находится в числе десяти пунктов, которые мы хотим представить новому руководству. Спасибо.
Юркина Р.: Вопрос был в онлайне тот же самый — про РАО, ВАИС, какие там подвижки. Поскольку вопросов нет, большое спасибо, Юрий Алексеевич, что вы к нам пришли. Это действительно очень важная история. Мы очень рады, что мы осветили эту тему, которая сейчас очень важна для региональных радиостанций.
Костин Ю.: Спасибо за внимание. Слушайте радио. У нас всё будет отлично.
"Региональные медиа — выживание или развитие". Часть I. "21-я кнопка" и ОТР
"Региональные медиа — выживание или развитие". Часть II. "22-я кнопка"
"Региональные медиа — выживание или развитие". Часть III. Приложения
"Региональные медиа — выживание или развитие". Часть IV. Рекламодатели
"Региональные медиа — выживание или развитие". Часть V. Измерения
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии