В июле десять провайдеров Московского региона обратились в арбитражный суд с исками к электросетевой компании "Россети Московский регион", требуя изменения расценок и расчета платы за пользование опорами. Также некоторые из операторов пожаловались на действия монополиста в ФАС. Это очередная волна споров операторов и Россетей. Кабельщик спросил у членов ассоциации АМОР, что вынудило их пойти в суд и каковы их основные претензии к компании.
Изменение методики подсчета тарифов и размера самих тарифов
По словам главы ассоциации АМОР, генерального директора "ОрдерКом" Дмитрия Галушко, а также управляющего директора компании "Битрейс Телеком" Алексея Калачева, ранее Россети рассчитывали плату за пользование инфраструктурой, исходя из количества опор, которыми пользуется тот или иной оператор. В этом же году Россети Московский регион решили поменять допсоглашение и брать плату не за опору, а за количество кабелей, размещенных на опоре, что в разы должно увеличить расходы операторов.
Алексей Калачев: "Мы написали жалобу в ФАС на действия Россетей. Претензия главным образом состоит в том, что они, нарушая условия договора и утвержденной ими самими методики расчета цены, решили брать плату за двойные и тройные подвесы кабеля на их опоры. Они хотят, чтобы мы оплачивали не за опору, которую мы арендуем, а платили за количество проводов, которые висят на этой опоре, хотя,как правило, все кабели висят на одном подвесе. Мы не согласны с этим требованиям. "Россети" являются монополистами и должны согласно закону устанавливать экономически обоснованные тарифы и размещать методику (порядок) расчета тарифов на своем сайте".
По словам Алексея Калачева, согласно методике, размещенной на сайте Россетей, цена должна быть установлена за опору
Алексей Калачев: "Расчет цены, согласно формуле, производится следующим образом:
- берутся затраты Россетей, связанные с обслуживанием размещенных ВОЛС и опор, на 1 км;
- добавляется определенный процент прибыли;
- и вся эта сумма делится на количество опор на 1 км (насколько помню - 20 шт/км для расчета используется).
Согласитесь, что на уровне математики средней школы понятно, что если делить сумму в рублях на количество опор, не могут получиться провода. Получается цена руб/опора, провода в данной формуле не участвуют никак.
Однако "Россети" вводят пользователей в заблуждение и на сайте размещают тарифы с единицами измерения, не соответствующими произведенному расчету. То есть "Россети", посчитав тариф за опору, берут эту цену за каждый размещенный провод".
Алексей рассказывает, что изначально договор заключался на количество опор. Но после того, как ФАС в 2022 году возбудила против "Россети Московский Регион" дело о нарушении антимонопольного законодательства, "Россети" уменьшили тариф, но стали незаконно требовать уплату цены за каждый провод. В результате стоимость по договору не понизилась, а наоборот повысилась.
"Сейчас они просто прописали допсоглашения, где начали рассчитывать оплату по договору не из количества опор, а количества проводов, то есть в нашем понимании они просто меняют предмет договора", – комментирует Алексей.
Также недовольство операторов вызвало повышение цен.
Алексей Калачев: "Россети" пытаются повысить прежний тариф, который составлял 81 рубль, на 20% (до 97 руб. – прим. ред.). С этим мы тоже не согласны, потому что индексацию больше, чем официальная инфляция, проводить нельзя. Мы считаем, что и данный тариф завышен. Есть прецеденты в судебной практике, когда тарифы на размещение кабеля связи на опорах энергетиков составляли около 13 рублей за опору.
В 2018 году мы уже подавали жалобу ФАС, и ведомство ее поддержало. И еще во время рассмотрения жалобы "Россети" снизили тарифы со 125 рублей до 81. Соответственно, ФАС прекратила рассмотрение нашей жалобы, потому что "Россети" пошли навстречу. Но после того как они пошли на встречу, следующим шагом решили брать плату не за опору, а за каждый провод.
Немаловажно заметить, что "Россети" – это монополия. И по антимонопольному законодательству использование инфраструктуры монополий другими лицами возможно при компенсации затрат на это использование. Но действующие тарифы – это явно не про компенсацию затрат".
Повышение тарифов "Россетей" коснулось всех операторов Подмосковья, которые состоят в Ассоциации малых операторов России и пользуются услугами Россетей, рассказывает Дмитрий Галушко. Это порядка 30 компаний. Из них 10 уже обратились в суд, остальные пока наблюдают, чем кончится дело, но в перспективе также могут пойти в арбитраж. Кроме того, по словам Дмитрия, повышение тарифов в Московской области – это только "пробный шар". Вскоре эта проблема затронет операторов по всей стране.
"У нас есть информация, что "Россети Юг", "Россети Северо-Запад", "Россети Кавказ" и так далее по регионам берут плату за одну опору. "Россети Урала", после Подмосковья, тоже планируют увеличивать плату. Только брать не за один кабель, а за одну точку доступа. Это более щадяще и более законно. То есть они с 1 июля установили новые тарифы и наблюдают, чем кончится дело в Московском регионе. Думаю, в итоге все "Россети" пойдут по этому пути. Поэтому операторы добиваются по суду, чтобы плату брали из расчета на одну опору", – рассказывает Дмитрий Галушко. Также, по словам Дмитрия, сейчас в судах рассматривается два антимонопольных дела. Одно из них в отношении "Россети Урал" по иску "Интерсвязи", где также оспаривается схема, при которой тариф назначают не за одну опору, а за точку доступа. "То есть это общефедеральная проблема, а не только Московского региона", – резюмирует юрист.
Завышенные тарифы
Также операторы не оставляют попытки снизить уже действующие тарифы. Напомним, с иском об этом ряд компаний уже обращались в Верховный суд
Дмитрий Галушко: "Следующее решение, которого мы хотим добиться и ради которого уже ходили в Верховный суд – само по себе снижение тарифов. Дело в том, что мы стали анализировать калькуляцию Россетей и оказалось, что 85% затрат заложено на переподвес ВОЛС. Поэтому мы считаем, что правильная цена – не 97 рублей за опору, а 13 рублей 69 копеек"
Дмитрий объясняет, что оператор, которому принадлежит кабель, сам его вешает и сам чинит. "Россети" же предлагают прописать в договоре, что это делает сам монополист. Но оператору такая навязанная услуга не нужна.
"Поэтому мы просим исключить из тарифа 85% за обслуживание, в этом случае тариф составит 13 рублей 69 копеек. И брать его должны за одну опору. Это серьезно снизит расходы оператора", – рассказывает Дмитрий Галушко.
В свою очередь, по словам Дмитрия, "Россети" напирают на то, что у них тариф публичный, он одинаков для всех по закону и они не могут делать исключение для разных компаний. "Но они лукавят, потому что Верховный суд сказал, что тариф на переподвес не обязательно должен присутствовать в договоре с "Россетями", – полагает Галушко.
Дмитрий Галушко советует операторам, которые сами хотят обслуживать свой кабель, писать протокол о несогласии, идти в суд и исключать этот тариф: "Этим мы сейчас и занимаемся. Мы пытались добиться в Верховном суде, чтобы "Россети" сделали два тарифа, но Верховный суд спустил дело вниз, сказал нам идти в суды. Параллельно у нас также подано несколько жалоб в ФАС – мы действуем по всем фронтам", – Дмитрий Галушко.
Расходы выше, чем доходы
Существуют подсчеты, показывающие, что при завышении тарифов "Россетей" у операторов не будет экономической возможности обслуживать небольшие села. В частности, специально для Минцифры зарайским оператором "Квант" была составлена таблица расчетов стоимости расходов по предоставлению доступа к инфраструктуре в ряде населенных пунктов Московской области, а также из расчета на одного абонента в этих населенных пунктах. Так вот, по этим расчетам расход на одного абонента в разных поселках составляет от 100 до 1697 рублей. То есть сегодня у ряда компаний в малых населенных пунктах расход на одного абонента может быть выше, чем абонентская плата. Средний тариф месячной абонентской платы за интернет 100 Мбит/с в сельской местности, по расчетам того же оператора, составляет 599 руб, при этом средний расход на одного абонента – почти 412 руб. в месяц.
Владимир Карасев, директор ООО "Квант": "Данный экономический расчет по расходам на доступ к инфраструктуре в разных населенных пунктах нашего округа мы сделали недавно по просьбе Минцифры. Мы и сами были удивлены тем фактом, что порядка 3/4 суммы месячной абонентской платы пользователей в сельской местности придется отдавать Россетям, если Арбитражный суд займет их позицию. В принципе, мы и раньше считали, что, строя ВОЛС в деревнях, мы занимаемся благотворительностью. Затраты на земельные работы для прокладки ВОЛС несопоставимы с доходами от услуг связи".
Алексей Калачев: "В отдаленных населенных пунктах расход на аренду опор на одного абонента может быть выше, чем абонентская плата от этого абонента. Мы стараемся отстаивать свою точку зрения, чтобы развивать интернет. Особенно это важно для отдаленных населенных пунктов. Ведь их уже подключать при таких тарифах "Россетей" невыгодно. Интернет стоит 500-1000 рублей, а платить за опоры приходится полторы-две тысячи рублей на абонента.
Раньше была практика у энергетиков – они давали нам так называемые социальные тарифы для подключения камер безопасного региона, для подключения социально значимых объектов, школ, детских садов, больниц и так далее. И сейчас тоже для подключения отдаленных населенных пунктов рассчитываем на какую-то поддержку со стороны энергетиков".
Неисполнение программы УЦН
Операторы считают, что в данной ситуации нарушаются не только их права, но и права жителей малонаселенных районов, которые могут лишиться доступа в интернет, поскольку предоставлять услуги для нескольких жителей поселения будет невыгодно.
Дмитрий Галушко: "Есть такое министерство Московской области, называется Мингосуправление. Раньше им руководил Максут Шадаев. Он пробивал в Россетях льготные условия для размещения и подключения в труднодоступных населенных пунктах. Даже целая процедура была придумана, но потом Россеть просто отменила ее, когда пришло новое руководство. Ведомство создало телеграм-группу, где откровенно лоббирует интересы Россетей в Московском регионе, угрожает демонтировать кабели, хотя даже "Россети" это делают через суд.
Соответственно, орган власти субъекта, который должен, по идее, развивать телеком согласно программе Устранения цифрового неравенства, утвержденной президентом, делает совершенно обратное. В программе написано, что количество домохозяйств, подключенных к интернету, должно увеличиваться. Единственный способ достигнуть этого – проводить интернет в малодоступные населенные пункты. А у операторов скоро не будет экономической возможности это делать, поскольку сегодня у некоторых компаний в малых населенных пунктах расход на одного абонента больше, чем абонентская плата. И эти села останутся без связи. Так что, лоббируя интересы "Россетей", ведомство вставляет палки в колеса Президентской программе".
Владимир Карасев тоже вспоминает о программе Устранения цифрового неравенства: "В начале 2000-х годов, руководствуясь федеральными целевыми программами "Электронная Россия", "Стратегия развития информационного Общества 2011 - 2020 гг.", мы построили ВОЛС в 42-х сельских населенных пунктах нашего округа, уложив только в грунт более 150-ти километров волоконно-оптического кабеля, а в самих населенных пунктах выводили его, естественно, на опоры ВЛ 0,4 кВ и делали это в соответствии с проектом "Мультисервисной сети связи", который был согласован ОАО "МОЭСК", в том числе. Данный проект потом прошел Связьэкспертизу и получил положительное заключение, на основании которого, сеть связи была введена в эксплуатацию Роскомнадзором, в соответствии с Законом. И денег с нас никто не требовал, потому что тогда не было Россетей и это нужно было нашему обществу. Также было обращение президента: "Интернет в каждую деревню России". О деньгах тогда никто не думал. Сейчас нам широкополосный, высокоскоростной, а, главное, доступный интернет в деревнях и селах больше уже не нужен? А как же тогда быть с недавним обращением Председателя правительства РФ Мишустина М.В. - каждому домохозяйству интернет со скоростью 1Гбит/с? По какой еще технологии, кроме как волоконно-оптической, можно дать интернет с такой скоростью? На сегодняшний день ответа из Минцифры пока нет".
Дмитрий Галушко: "Такие методы приведут к тому, что на рынке не останется никаких операторов, кроме Ростелекома. Потому что Ростелеком в рамках программы устранения цифрового неравенства получает от Россетей цену порядка 5 рублей за опору.
У остальных же операторов текущий тариф составляет 97 рублей за каждое устройство. То есть за один кабель 97 рублей, за второй еще 97, за одну муфту еще 97 рублей. А у каждого оператора от 2 до 6 кабелей, в среднем 3-4. То есть если грубо прикинуть, Ростелеком платит примерно в 50 раз ниже тарифа, который действует для остальных операторов".
Позиция Россетей и ФАС
"Кабельщик" обратился в "Россети Московский регион" с просьбой прокомментировать возникшую ситуацию. Вот как в компании прокомментировали повышение тарифов: "В настоящее время порядок определения размера платы за размещение ВОЛС установлен приказом ФАС России от 18.05.2023 289/23.
В соответствии с ним цены на предоставление доступа сторонним лицам к воздушным линиям (ВЛ) для размещения ВОЛС актуализируются на коэффициент инфляции.
Условия и порядок доступа к объектам инфраструктуры для размещения ВОЛС утверждены Постановлением Правительства РФ 2106 от 22.11.2022 "О порядке недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи".
Однако ряд операторов связи по-прежнему без заключения договоров размещают свои сети электросвязи на объектах электросетевого хозяйства, что выявляется при проведении плановых осмотров.
При этом операторы связи инициируют длительные судебные разбирательства, а также предпринимают иные действия в целях уклонения от заключения договоров.
Стоимость услуг провайдеров не может состоять только из затрат, связанных с размещением эксплуатируемых ими сетей электросвязи на опорах ВЛ. Информация о составе и структуре всех затрат операторов связи отсутствует в публичных источниках, что не позволяет установить связь между изменением стоимости размещения ВОЛС на ВЛ и конечной стоимостью интернета для абонентов.
Таким образом, действия операторов связи направлены на абсолютно необоснованное получение дополнительного дохода при сокращении расходов на пользование инфраструктурой электросетевых компаний".
Ранее также представитель ФАС в комментариях агентству ТАСС рассказал, что многие заявители, подавшие в суд на "Россети" – это малые региональные операторы связи, которые размещают сети электросвязи на опорах ЛЭП самовольно без заключения договора и оплаты. В "Россети Московский регион" заявили изданию, что за шесть месяцев 2024 года было выявлено 82 тыс. нелегально размещенных проводов.
Но и здесь операторам есть, что ответить:
Алексей Калачев: "Раньше, когда они ("Россети Московский регион", – прим. ред.) прислали допсоглашение, мы убирали пункт, в котором написано про количество проводов. Оставляли только количество опор. И они всегда подписывали нам такой вариант. А в этом году представители Россетей на местах заявили, что им запретили такие документы подписывать. И теперь они подают на нас в суд за незаконные подвесы.
У нас есть несколько населенных пунктов, где "Россети" инкриминируют нам, что мы подвесили кабель незаконно. Как правило, это происходит на территории СНТ. Мы говорим, что нам их согласовало СНТ, когда эти опоры еще не были в собственности Россетей. И в целом, что такое собственность Россетей? Почему они так решили? По какому-то внутреннему приказу? Это остается невыясненным вопросом.
Мы сейчас не торопимся с ними что-либо подписывать. Мы не отказываемся, что это наши кабели, мы не отказываемся за них платить, мы просто хотим платить честную и справедливую цену. Хотим, чтобы цена рассчитывалась именно за опору, а не за провод или узел крепления, как это происходит сейчас".
Владимир Карасев: "Я в Минцифры представил еще информацию для размышления: а что будет, если суд примет решение: демонтировать ВОЛС в сельских населенных пунктах, как это было сделано по недавнему Арбитражному делу А40-44537/2024-6-326 от 24.06.24г. Мы, конечно, исполним решение Суда и демонтируем свои сети в 42-х деревнях и селах, а что будет с людьми? Вот американцы съехидничают: Россия и так на 60-м месте по скорости интернета, а мы сами, абсолютно сознательно, разрушим созданное годами".
В ФАС также считают, что заключение договоров малых операторов связи и ПАО "Россети Московский регион" не приведет к росту тарифов на услуги связи, поскольку такие тарифы уже должны включать затраты на размещение оператором своих сетей на ЛЭП, подчеркнули в ФАС России.
При этом операторы не согласны и с этим.
Алексей Калачев "Мы в первый раз за 16 лет существования нашей компании повысили абонентскую плату – на 9,8%. В этом году мы уже повышать не сможем. Мы имеем право это делать не чаще, чем раз в год. В следующем году в любом случае будут повышения в связи с новым налоговым законодательством, требованиями по СОРМ, которые на нас как на оператора связи возлагаются. Эти все затраты достаточно серьезно бьют по нашей экономике. То есть развиваться с точки зрения технического совершенствования все сложнее и сложнее. Сейчас частным телекомам в нашей стране очень непросто, иногда создается такое ощущение, что все делается в интересах крупных операторов, а вот компании на 10-20-30 тысяч абонентов никого не интересуют. Но мы все-таки стремимся доказать, что мы не просто свою мелкую игру ведем. Это сделано в общих интересах развития цифровой технологии в нашей стране".
P.S. Дмитрий Галушко: "Есть, грубо говоря, три крупных статьи расходов операторов: первое – это покупка оборудования и зарплаты сотрудников, второе – СОРМ, штрафы, налоги, и третье – это размещение оборудования. И на размещение уходит большее количество денег, поэтому наша цель – снизить эту нагрузку на оператора".
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии