29.01.2015 16:50
Динамика рынка
По сравнению с аналогичным периодом прошлого года число российских абонентов платного телевидения выросло на 7% и по предварительным итогам 2014 года составило практически 37,5 млн пользователей. Проникновение услуги составило 67%.
Драйверами роста рынка стали:
- Рост абонентской базы спутниковых операторов, которые активно развивались, несмотря на сложные экономические условия;
- Увеличение числа подписчиков у операторов IPTV — в первую очередь, у компании "Ростелеком";
- Рост среднего счета на абонента (ARPU) в сегментах IPTV и цифрового КТВ.
Технологии
В 2014 году прирост в 2% показал крупнейший сегмент платного ТВ — кабельное телевидение. Темпы прироста кабельного ТВ замедляются, уступая спутнику и IPTV.
Следует отметить заметный сдвиг в сторону увеличения доли цифрового кабельного ТВ. Число подписчиков цифрового КТВ увеличилось за год на 33%, в то время как число абонентов аналогового КТВ сократилось на 2%. Такой активный рост цифрового КТВ происходит за счет усилий компаний "ЭР-Телеком" (выпустившей в этом году новую приставку и позиционирующей ее как конкурентное преимущество), а также "Акадо" и МТС. Эти операторы не только активно подключают новых абонентов, но и переключают уже существующих клиентов на цифровое ТВ, увеличивая таким образом и средний чек на одного потребителя услуги.
Больше всего в абсолютных показателях — более чем на 1,7 млн — выросло число платных подписчиков спутникового ТВ. В ряде регионов спутниковое ТВ является преобладающей технологией — например, в Южном ФО его доля составляет 83%.
Лидером рынка по темпам роста стал сегмент IPTV — число подписчиков по данной технологии выросло по сравнению с 2013 годом на 17%.
В итоге структура рынка по технологиям за год заметно изменилась: Доля спутникового ТВ выросла на 1 п. п., доля IPTV — на 1 п. п., доля КТВ сократилась за год на 2 п. п.
В 2014 году у ТОП-7 операторов платного ТВ с абонентской базой свыше 1 млн пользователей рыночная доля по абонентам превысила 77% от всего рынка.
Среди своеобразных "рекордов" ушедшего года следует отметить следующие результаты деятельности операторов:
- Прирост абонентской базы "Орион Экспресс" составил 30% по отношения к 2013 году, что в 4 раза больше средних темпов роста рынка. Такая динамика вплотную приблизила компанию к "ЭР-Телекому" и МТС.
- Компания МТС, начавшая было терять абонентов платного ТВ в 2013 году, в 2014 наоборот вошла в положительную динамику и показала отличные темпы роста на одном из самых конкурентных рынков страны — Московском (за счет увеличения проникновения GPON).
- Компания "НТВ-Плюс", скорректировавшая торговое предложение в конце 2013 года, продолжила активное наращивание абонентской базы и в 2014 году (достигнув при этом практически миллионной абонентской базы).
География
Разброс в проникновении услуги по федеральным округам остается значительным — от 51% на Дальнем Востоке до 79% в Центральном ФО.
Подобная географическая структура рынка предоставляет рост, прежде всего, спутниковым операторам за счет регионов Дальнего Востока, Сибири и Юга.
Прогноз развития рынка
По прогнозам iKS-Consulting, к концу 2015 года рынок платного ТВ, несмотря на трудную экономическую ситуацию, продолжит развитие: объем рынка превысит 64 млрд рублей, число абонентов достигнет 38,8 млн. Рост обусловлен прежде всего тем, что телевидение остается доступной для населения услугой, и в условиях оптимизации семейного бюджета россияне откажутся скорее от лишнего похода в кино или кафе.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии