30.01.2018 19:30
Модное слово 2017 года "хайп" произошло от английского существительного hype и буквально переводится как "навязчивая реклама, шумиха, ажиотаж".
Как ни банально это прозвучит, каждый уходящий год в последнее время – это как очередной том бестселлера со своими главными героями, интригами, скандалами, расследованиями и непременно ожиданием хэппи-энда, который так и не случается. Пройдемся вместе по самым знаковым событиям 2017-го? Не забудьте после каждого "хлопнуть и закусить")
Январь
Вслед за "разводом" 2016 года между "Триколором" и Discovery первый день нового, 2017-го ознаменовался выключением телеканалов Viacom из сетей оператора МТС. Разлад сопровождался весьма эффектным и едким объявлением вещателя для абонентов в социальных сетях и вирусным роликом. Стороны до последнего отстаивали свои позиции, но так и не нашли компромиссное решение – запятая в словосочетании "отключить нельзя оставить" в итоге была поставлена после слова "отключить".
Потом стало известно, что телеканал "Россия 1" впервые обогнал Первый по среднегодовой доле аудитории, став лидером телесмотрения по итогам 2016 года. Его доля составила 13,6% (против 13,4% годом ранее), тогда как у Первого она упала с 14,3% до 13,3% в сегменте зрителей 18+. Ранее лишь однажды Первый уступал звание лидера телесмотрения – в 2012 году лучшие показатели демонстрировал НТВ (14,7% против 14,3% у Первого), после чего канал быстро восстановил статус. Забегая немного вперед – тренд на удержание лидерской позиции по среднесуточной доле аудитории у "Россия 1" сохранился и по итогам 11 месяцев 2017 года. В январе–ноябре 2017 года среди всех зрителей старше четырех лет среднесуточная доля "России 1" составила 13%, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2016 года на 0,2 пп. Доля Первого равнялась 12,1%, снизившись на 0,6 пп. Интересно, что у НТВ среднесуточная доля в этой аудитории составила 9,4%, что на 0,1 пп. больше, чем годом ранее.
Сразу после новогодних праздников крупный скандал разразился по вине сотрудника Первого канала: русскоязычная версия эпизода "Последнее дело" сериала "Шерлок" появилась в интернете. По трехсекундной последовательности кадров можно идентифицировать, что это видео Первого канала, которому принадлежат права на "Шерлока" в России. Первый и ВВС Worldwide расследовали обстоятельства утечки параллельно.
СМИ между тем выдвигали свои версии произошедшего. Они не исключали, например, что Первый канал "слил" серию намеренно. Однако история закончилась, вопреки ожиданиям, без каких-либо интриг и громких заявлений – извинениями со стороны Первого канала, которые были приняты BBC.
Компания ЗАО "ТНС Гэллап Медиа" официально сменила юридическое название на АО "Медиаскоп" (Mediascope) 11 января 2017 года. TNS Russia, главный медиаизмеритель страны, была переименована в Mediascope в связи с изменениями в структуре собственности компании. Это произошло после покупки "ВЦИОМ-Медиа" 80% доли "TNS Россия". Прежний хозяин – британский холдинг WPP – не дал разрешение на использование бренда TNS после продажи, но дал право задействовать подпись powered by TNS. C 2017 года Mediascope стала единственной исследовательской компанией, уполномоченной проводить телевизионные измерения в России.
И наконец, в январе 2017 года бывшие топ-менеджеры сервиса Moyo.TV, заморозившего свое развитие с 1 января 2017-го, перешли в "Триколор ТВ". Речь идет о директоре платформы Андрее Холодном и его заместителе Георгии Прутковском (к слову, одном из любимых авторов "Кабельщика"), которые в структуре спутникового оператора занялись развитием нелинейных сервисов.
Февраль
МТС запустили тестовое вещание канала "Русский экстрим" в формате Ultra HD (4K) с 7 февраля 2017 года. Для трансляции применяется новый формат кодирования HEVC/H.265. Возможность тестового просмотра доступна всем абонентам спутникового телевидения МТС, имеющим соответствующее оборудование – телеприемник с поддержкой разрешения Ultra HD и CAM-модуль оператора. В марте вещание 4К-канал будет запущено в наземной сети МТС, в сегменте DVB-C.
Онлайн-кинотеатры отчитались о прибыли. Tvzavr впервые за семь лет объявил о выходе на прибыль по результатам 2016 года. Совокупная выручка компании за 2016 год на 50% превысила показатель аналогичного периода 2015-го и составила 275 млн рублей. Прибыль по итогам 2016 года составила 10 млн рублей. Российский офис онлайн-кинотеатра Megogo за 2016 год выручил 719,3 млн рублей (без учета НДС), что на 71,5% больше, чем в 2015 году (тогда было 419,4 млн).
Чуть позже, в марте, онлайн-кинотеатры ivi, Okko и Amediateka также отчитались о своих успехах. По итогам 2016 года валовый доход ivi составил 2,1 млрд рублей, а чистая выручка – 1,569 млрд (по итогам 2015 года она равнялась 1,05 млрд). За отчетный период объем ежемесячной аудитории онлайн-кинотеатра вырос до 33 млн рублей, а объем просмотренных часов – до 57 млн (по сравнению с 44,2 млн в 2015 году).
Онлайн-кинотеатр Okko раскрыл только некоторые финансовые показатели: выручка проекта составила 775 млн рублей. Ее рост по итогам второго полугодия компания оценила в 35%, хотя процент роста "год к году" не раскрыла.
Выручка онлайн-кинотеатра Amediateka по итогам 2016 года выросла на 112% – до 600 млн рублей. Чистая выручка оценивается в 400 млн рублей.
Ожидаемая всем рынком новость – юридическое закрепление статус-кво: дистрибуция каналов Scripps Networks перешла от MBG к компании "Портико Медиа". В 2016 году во исполнение Закона об ограничении иностранной доли владения российскими СМИ американская компания Scripps Networks открыла в Российской Федерации собственное представительство. Организация получила название "Портико Медиа", ее генеральным директором назначили Мераба Габунию, ранее возглавлявшего российский офис Universal Networks International. До конца 2016 года принадлежащие Scripps телеканалы – Travel Channel, Food Network и Fine Living – оставались на дистрибуции у Media Broadcasting Group (MBG). Однако в конце 2016 года было решено передать их на дистрибуцию в "Портико Медиа". MBG, в свою очередь, продолжит дистрибутировать телеканалы History, H2, TV-21, JimJam и Extreme Sports Channel.
В феврале 2017 года правительство обязало онлайн-кинотеатры получать прокатные удостоверения. Министерство культуры РФ опубликовало пояснения, согласно которым прокатное удостоверение выдается на три способа использования фильма: показ в кинозале, прокат на материальном носителе и показ фильма другими техническими способами. Как поясняет министерство, под последним пунктом следует понимать любые способы демонстрации фильма публике с использованием технических средств, в том числе в интернете. Однако демонстрация фильма средствами телевидения (включая онлайн-версии телеканалов) в это понятие не включается.
Отрасль восприняла такой поворот с большой тревогой. Крупные объединения в медиаотрасли, среди которых ассоциация "Онлайн-видео", Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК), Ассоциация продюсеров кино и телевидения, Медиакоммуникационный союз (МКС), в июле 2017 года направили министру культуры Владимиру Мединскому письмо, темой которого стало требование для онлайн-кинотеатров получать прокатные удостоверения.
Авторы пишут, что новое требование не поможет в борьбе с пиратскими ресурсами, но нанесет ущерб легальным онлайн-кинотеатрам. В частности, потому что Минкультуры требует получать прокатные удостоверения не за загрузку фильма, а за его показ. Также требования прописаны для российских онлайн-кинотеатров, что ставит их в неравные условия с иностранными. Кроме того, не до конца разъяснены правила выдачи удостоверений. В частности, не ясно, кто их должен получать – правообладатель или онлайн-кинотеатр. Авторы письма предупреждают, что отрасль онлайн-видео в России только начинает развиваться и требования Минкультуры подорвут этот бизнес.
Между тем, несмотря на появившееся требование получения прокатных удостоверений, Минкультуры пока еще не запрашивало эти документы у онлайн-кинотеатров. Это также приводит отрасль в замешательство – по мнению ряда наблюдателей, министерство может начать требовать прокатные удостоверения у "неугодных" ресурсов, например, за показ политических фильмов.
Еще одна февральская новость осталась за пределами официальных лент, но вовсю обсуждалась участниками рынка: разлад ассоциации "Ростелесеть" и крупнейшего вещательного холдинга "Ред Медиа". Широкая общественность мало знает о происходящем в кулуарах ассоциации (равно как и в кулуарах АКТР и МКС – общественные объединения кабельщиков практически не занимаются паблисити), данный всплеск произошел благодаря случайности: руководитель "Ростелесети" Олег Грищенко нечаянно разместил в открытой отраслевой группе в Facebook (она называется "Телекабельная буза", если кто не знает) письмо о ходе переговоров и разногласиях с компанией "Ред Медиа", предназначавшееся членам ассоциации.
Письмо достаточно быстро было удалено, эпизод так и прошел бы незамеченным, если бы не последовавшая за этим совершенно официальная публикация позиции "Ред Медиа" по данному вопросу:
"Уважаемые коллеги, операторы – члены ассоциации "Ростелесеть"! По следам поста Олега Грищенко, как мы понимаем, случайно попавшего в открытый доступ, считаем необходимым внести ясность в ситуацию, которая возникла в отношениях ООО "ТПО Ред Медиа" и "Ростелесети".
На протяжении последних месяцев 2016 года мы действительно вели переговоры с представителями ассоциации (при этом немаловажно отметить, что договоренности на 2016 год уже включали в себя изменения в 2017 году, почему-то это умалчивается ответственными представителями ассоциации). С сожалением отмечаем, что, несмотря на многочисленные шаги навстречу с нашей стороны, договоренность на 2017 год не была достигнута. Совершенно необъяснимым в этой ситуации показалось то, что ассоциация не стремится к поиску компромиссного решения, а также проводит политику разделения в части неравнозначности условий для членов-участников. В разные моменты времени мы получали различные предложения от отдельных представителей "Ростелесети", учитывающие интересы одной части операторов и не учитывающие интересы других. Мы также понимаем, что не вся информация доносится до участников, часть ее умалчивается или интерпретируется в интересах "общего дела".
Не желая оставлять заинтересованных лиц в неведении, ответственно сообщаем – сотрудничество "ТПО Ред Медиа" с ассоциацией завершилось 31 декабря 2016 года. "ТПО Ред Медиа" более не ведет никаких переговоров и не видит возможностей для их возобновления.
Посыл руководителей ассоциации об увеличении сроков переговоров до получения "нереального" результата в данной ситуации бессмыслен и вводит в заблуждение, так как никаких переговоров у представителей ассоциации нет, а призывы к отказу от оплаты января и февраля вообще находятся за пределами законодательных рамок и лишь способствуют негативному развитию ситуации...
Особо хочу отметить, что в данной ситуации мы, как телекомпания, не хотим противопоставлять себя операторам связи, как это пытается показать руководство "Ростелесети". Наоборот, готовы к поиску компромиссных, учитывающих обоюдные интересы решений. В партнерских отношениях мы всегда готовы встать на сторону оператора, принять во внимание особенности вашей сети, учитывая конкретные потребности и возможности.
Еще раз повторю, что мы готовы к прямым переговорам, а позиция и призывы ассоциации не только являются деструктивными, но и напрямую влияют на интересы тех, ради кого мы работаем, – абонентов".
Письмо подписала директор по развитию Екатерина Ивандикова.
Насколько известно редакции "Кабельщика", к концу 2017 года ассоциация и вещатель возобновили переговоры.
Март
В марте произошли кадровые перестановки на самом верху Ростелекома – его новым президентом стал заместитель председателя правления ВТБ Михаил Осеевский. Его предшественник Сергей Калугин чуть позже будет назначен на должность заместителя министра связи и массовых коммуникаций РФ.
Вслед за МТС историю с развитием 4К вещания продолжил еще один федеральный игрок – "НТВ-Плюс" с марта 2017 года начал вещание UHD-каналов Fashion One 4K и Festival 4K на восточной части территории России. Примерно в это же время оператор выходит на Дальний Восток, став последним спутниковым оператором, который туда добрался. Впрочем, эксперты скептически оценивают перспективы разработки этой поляны "опоздавшими".
Тогда же, в марте, Яндекс запустил трансляции контента телеканалов и киностудий на своей платформе. Соглашения о партнерстве были заключены с Первым каналом, НТВ, "Рен-ТВ", компаниями Bazelevs, Amedia, "Среда", "Мосфильм" и "Ленфильм". В тестовом режиме трансляции начались на главной странице поисковика в разделе "ТВ онлайн". Что касается монетизации, Яндекс планировал тестировать различные рекламные форматы и анализировать, какие из них более приемлемы для пользователей.
Самой читаемой новостью месяца на "Кабельщике" в марте стало сообщение, что Федеральная конкурсная комиссия (ФКК) по телерадиовещанию завершила процедуры по выбору обязательных общедоступных телеканалов субъектов Российской Федерации – так называемых каналов 21-й кнопки. Новый статус присваивается избранным каналам на территории всех регионов одномоментно – с 14 марта 2017 года. Операторы кабельного телевидения обязаны осуществлять вещание таких каналов на 21-й позиции. В 13 из 85 субъектов Российской Федерации ФКК не приняла решение о выборе обязательного общедоступного телеканала. Это планировалось сделать позднее, однако до конца 2017 года "довыборов" так и не случилось, и точно известно, что их не будет ни в январе, ни в феврале 2018-го.
Еще один хайп марта – "умные" телевизоры LG 2017 модельного года будут поставляться в России в комплекте с пультом управления, на котором станет присутствовать отдельная кнопка онлайн-кинотеатра ivi. Данная кнопка в первую очередь призвана повысить удобство пользования сервисом, позволяя осуществлять быстрый вход в онлайн-кинотеатр. Повезло кому-то.
А еще в марте 2017 стало известно, что "Транстелеком" начал развивать услуги IPTV. Сервис стали предоставлять сразу в 31 российском городе. К концу года оператор был намерен подключить 50 тысяч пользователей. Провайдер предлагает интерактивное ТВ с пакетами HD каналов и интерактивными опциями, такими как перематывание, пауза.
Апрель
Самое упоминаемое слово апреля – это фамилия. Яровая, конечно. Новая оценка затрат на исполнение "пакета Яровой", представленная ФСБ и Минкомсвязи России, предполагает вложения в размере до 4,5 трлн рублей. В частности, покупка оборудования в совокупности обойдется операторам в 3 трлн рублей. Около половины этой суммы, то есть 1,5 трлн, пойдет на создание инфраструктуры для размещения техники и организации каналов связи.
Второй по читаемости темой стала конференция Multiservice, ее темы и репортаж, который вел с нее "Кабельщик". Но это такая ежегодная главная новость – мы уже привыкли.
Еще в апреле президент Российской Федерации Владимир Путин подписал закон о регулировании онлайн-кинотеатров. Документ регламентирует правовой статус аудиовизуальных сервисов, монетизирующих свои услуги за счет просмотра рекламы либо предоставляющих видеоконтент за плату. В свою очередь, владельцы новостных агрегаторов обязаны устанавливать одну из предлагаемых Роскомнадзором "программ для ЭВМ и предназначенных для определения количества пользователей информационным ресурсом в интернете". Аналогичная обязанность вводится для владельцев аудиовизуального сервиса. Владельцем аудиовизуального сервиса может выступать российское юридическое лицо или гражданин России, не имеющий гражданства другого государства. В иных случаях, прописанных в законе, решение принимается правительственной комиссией. Закон вступил в силу 1 июля 2017 года.
Май
Российское авторское общество (РАО) представило итоги независимой аудиторской проверки финансово-хозяйственной деятельности бывшего руководства организации и дочерней сервисно-эксплуатирующей компании за 2014–2016 годы. Аудит проводили специалисты ФБК Grant Thornton. По сообщению РАО, из всего объема проверенных консультантами платежей контрагентам с 2014 по 2015 год на общую сумму в размере 336 млн рублей по платежам на сумму 211 млн рублей, то есть 63% от всей суммы, имеются существенные замечания. В 2015 году наблюдалось снижение выплат авторам на 6% (по сравнению с 2014 годом) с одновременным увеличением платежей по собственным расходам на 11%.
Еще одна важная новость мая: Минкомсвязи не планирует закреплять за муниципальными каналами 22-ю кнопку по аналогии с обязательными общедоступными региональными каналами на 21-й кнопке. В ведомстве заявили, что министерство отражает "интересы не только телевизионной, но и кабельной индустрии", а каждый бесплатный канал является дополнительной нагрузкой для кабельщиков. Кроме того, процедура выбора муниципальных каналов может затянуться на неопределенный срок. Напомню, месяцем раньше уфимские журналисты предложили по аналогии с региональными общедоступными каналами 21-й кнопки предоставить 22-ю кнопку муниципальным вещателям. Такая инициатива прозвучала на медиафоруме Общероссийского народного фронта, однако чрезвычайно взволновала операторов, не готовых к такому повороту событий. Тема 22-й кнопки оставалась в топе новостей до конца года.
А вот настоящий майский хайп: на интернет-витрине Avito был выставлен на продажу телеканал за 350 млн рублей. Точнее, целый телевизионный бизнес, в том числе канал, входящий "в состав крупнейших операторов цифрового телевидения". В объявлении говорилось, что аудитория канала составляет более 40 млн зрителей, проект вещает с 2010 года на территории России, стран СНГ, Балтии в сетях кабельного и спутникового ТВ. Прибыль бизнеса, по данным объявления, составляла 3,6 млн рублей в месяц, окупаемость – 98 месяцев. Вся отрасль гадала, что же это за канал, и большинство опрошенных "Кабельщиком" экспертов сошлись во мнении, что ничего серьезного на Avito выставить не могли. К слову, никаких сообщений о продаже кого бы то ни было из подходящих под описание каналов до конца года так и не появилось.
В том же месяце все операторы связи в России начали вещание выбранных обязательных общедоступных каналов субъектов РФ на 21-й кнопке. Как мы уже упоминали, Федеральная конкурсная комиссия определила победителей конкурсов на право вещания в 72 регионах России, в 13 регионах победителя определить не удалось. Для обязательного общедоступного телеканала определена кнопка № 21 при формировании частотных планов и мультиплексов операторов кабельного телевидения в каждом из субъектов.
Июнь
Кадровые перестановки в "Билайне" продолжают будоражить телекабельную общественность. Василь Лацанич, занимавший должность вице-президента по стратегии и маркетингу МТС, переходит на работу в итальянскую компанию Wind Tre, контролируемую CK Hutchison и холдингом VEON ("ВымпелКом", бренд "Билайна" в России). Говорят, что Лацанич может стать операционным директором итальянского мобильного оператора, а спустя полгода перейти на должность главы "ВымпелКома". Это связано с тем, что нынешний контракт с МТС предполагает запрет на работу на прямого конкурента в течение определенного времени. Однако официальное подтверждение этой информации не поступает. Гендиректором "ВымпелКома" является Шелль Мортен Йонсен, возглавивший компанию после того, как бывший руководитель Михаил Слободин был объявлен в розыск в связи с уголовным делом о взятках. СМИ ранее уже сообщали, что Лацанич может возглавить "ВымпелКом". В то же время Шелль Мортен Йонсен говорил сотрудникам, что планирует оставаться в компании надолго. В итоге, в самом конце 2017 года стало известно, что Лацанич в компании все-таки не задержится – 10 января 2018-го он оттуда ушел.
Пользователи спутникового сервиса "Кинозалы "Триколор ТВ"" с июня 2017 года получили доступ к высокорейтинговым киноновинкам. Каждый новый фильм доступен в течение 30 дней с момента появления на VoD сервисе, с начала воспроизведения у абонента есть 48 часов на его просмотр. Особенность услуги заключается в том, что видеоконтент доставляется абонентам по спутниковому каналу, подключение к сети интернет не требуется – для использования сервиса абонентам оператора необходим только спутниковый приемник со встроенной памятью или возможностью записи на внешний накопитель. При этом абоненту не нужно следить за расписанием программы, киносеанса или ждать, пока фильм скачивается. Выбранный фильм можно начинать смотреть сразу после проведения оплаты или включить в любое удобное время.
Бывший гендиректор Российского авторского общества Сергей Федотов приговорен к году и шести месяцам колонии общего режима за мошенничество. Гособвинение ранее просило назначить подсудимому наказание в виде двух лет колонии. Дело Федотова рассматривалось в особом порядке, без исследования доказательств, поскольку он пошел на сделку со следствием, полностью признав свою вину. Ему вменялось хищение имущества РАО в особо крупном размере. Ущерб составляет порядка 300 млн рублей, часть из которых Федотов уже возместил.
В декабре 2017 года стало известно, что Федотов досрочно выйдет на свободу. Правда, РАО немедленно опротестовало это решение, да еще и заявило, что намерено инициировать возбуждение нового уголовного дела о хищениях Федотова.
Июль
В июле российская компания Amedia TV и американская HomeBoxOffice (HBO) объявили о заключении новой многолетней сделки, согласно которой Amedia TV получает эксклюзивные права на трансляцию всех новых проектов HBO, а также обеспечивает неограниченный доступ к библиотеке студии в России. Благодаря этому соглашению премиальный пакет Amedia Premium HD, состоящий из телеканалов Amedia Premium и Amedia Hit, и онлайн-сервис Amediateka с июля 2017 года получили статус Home Of HBO ("Дом HBO"). Как сообщила пресс-служба компании, премьеры всех сериалов, художественных и документальных фильмов, концертов и специальных событий теперь будут выходить одновременно с релизами HBO в США.
Discovery Communications официально объявила о приобретении Scripps Networks за $14,6 млрд. Компании подписали соглашение, согласно которому Discovery заплатит $90 за акцию. Сделку должны были закрыть к началу 2018 года. После слияния доля объединенной компании на рынке поддерживаемого рекламой платного ТВ составит порядка 20%, говорилось в релизе. Объединенная компания будет ежегодно выпускать около 8 тысяч часов оригинального контента, а вся библиотека составит около 300 тысяч часов. Ежемесячно будет генерироваться 7 млрд трансляций коротких видео.
Заметим, как это отразится на российском бизнесе Scripps, до конца года так и не стало понятно – компания "Портико Медиа" сохранила весь дистрибуционный пакет Scripps Networks, ни состав команды, ни офис не изменились.
Еще одна важнейшая новость июля: единый телеизмеритель Mediascope открыл рекламным агентствам – клиентам Национального рекламного альянса (НРА) и Новой сервисной компании (НСК) – данные о телесмотрении в интернете, так называемый Big TV рейтинг. Предполагается, что проект позволит компенсировать потерю аудитории традиционного ТВ за счет пользователей интернета. Продажи рекламы по новому рейтингу стартуют осенью. Система учитывает только определенные плееры и "десктопное" смотрение, другие экраны в "зачет" не идут.
Источник: Mediascope.
Закон о регулировании онлайн-кинотеатров вступил в силу 1 июля 2017 года. Напомним, документ определяет понятие аудиовизуального сервиса, устанавливает обязанности и административную ответственность владельца в случае нарушения законодательства. Аудиовизуальным сервисом не являются информационные ресурсы, зарегистрированные как сетевые издания, поисковики, а также ресурсы, на которых аудиовизуальные произведения размещаются преимущественно интернет-пользователями. Порядок и критерии определения таких информационных ресурсов утверждает Роскомнадзор. Ведомство также осуществляет формирование и ведение реестра аудиовизуальных сервисов, утверждает методику определения числа пользователей информационных ресурсов в сутки и запрашивает ее у владельца аудиовизуального сервиса.
100% акций "Акадо холдинга" перешло во владение "Реновы актив" после того, как компания выкупила недостающие 25% оператора у его основателя – Юрия Припачкина. Бизнесмен, в свою очередь, решил сосредоточиться на собственном проекте. Сумма сделки не раскрывается.
Законопроект об ограничении рекламы по воскресеньям внесен в Госдуму. Он предполагает запрет на прерывание теле- и радиопередач рекламой по воскресеньям с 06.00 до 24.00. Авторы инициативы считают, что в воскресенье дети чаще смотрят телевизор, так что реклама оказывает особенное влияние на их уязвимую психику. Также депутаты приводят данные опроса фонда "Общественное мнение", которые свидетельствуют о том, что россияне негативно относятся к рекламе на ТВ – только 16% опрошенных смотрят рекламные ролики со звуком. 42% переключаются на другой канал, 28% отвлекаются от ТВ на другие дела, 6% выключают звук и 2% выключают телевизор. Подавляющее большинство (82%) считают, что реклама на ТВ занимает слишком много времени. "Новая сервисная компания" (НСК) провела свою оценку потерь – в 2018 году, если будет введен запрет на рекламу по воскресеньям, телеканалы и радиостанции в общей сложности недосчитаются порядка 33 млрд рублей.
Август
Главный хайп и интрига августа 2017 года – компания "Сигнал Медиа" сообщила о приостановлении действия договора на вещание телеканалов "Цифрового телевидения" с компанией "ЛайфСтрим" (бренд "Смотрёшка") – с 1 августа каналы "Цифрового телевидения" стали недоступны для просмотра на онлайн-платформе "Смотрёшки". О реальных причинах разлада стороны сообщить постеснялись, однако очень быстро нашли решение своего вопроса и уже с 23 августа возобновили сотрудничество.
Еще одна новость, опосредованно коснувшаяся и редакции "Кабельщика": российских блогеров перестали вносить в реестр. Положения отечественного законодательства, касающиеся регулирования деятельности блогеров, признаны утратившими силу. В связи с этим Роскомнадзор прекратил вести реестр блогеров. В частности, утратила силу статья 10.2 Закона об информации "Особенности распространения блогером общедоступной информации". Регулятор, однако, обращает внимание, что пользователи сети, публикующие авторский контент, обязаны соблюдать требования законодательных актов, касающихся сбора, обработки и распространения информации.
МТС последними из "большой тройки" объявили о запуске услуги интерактивного ТВ на федеральном уровне и завершении основного этапа создания собственной ТВ-платформы. Услугу запустили в 2015 году, но сначала она была доступна только по спутниковым каналам. В 2016-м к интерактивному ТВ уже смогли подключиться абоненты в 33 городах России, где МТС предоставляет услугу ШПД. С июня 2017 года ТВ доступно во всех точках с ШПД, которых насчитывается более 100 по стране. С августа обновлена приставка, где в меню добавлен магазин приложений.
Сентябрь
С 1 сентября официально вступили в силу изменения в Закон о рекламе, касающиеся взаимодействия с единым измерителем телеаудитории. Они подразумевают, что при размещении телерекламы рекламодатели и агентства должны использовать данные телесмотрения, которые получены медиаизмерителем, уполномоченным Роскомнадзором. Руководствоваться при этом следует договором, заключенным с этим медиаизмерителем. Данное требование прописано в Федеральном законе от 03.07.2016 № 281-ФЗ. Согласно поправкам в законодательство, заниматься измерениями аудитории телеканалов могут лишь исследовательские компании, доля иностранного капитала в которых не превышает 20%. Причем комиссия по телеизмерениям постановила, что в стране будет действовать только один, а не несколько телеизмерителей. Им – сюрприз! – стала компания Mediascope.
Вслед за "Орионом" спутниковый оператор "Триколор ТВ" объявил о запуске интернет-сервиса "Онлайн ТВ". На момент запуска услуга работала в тестовом режиме, сервис предоставлял доступ к онлайн-вещанию более сотни телеканалов, в том числе ряду дополнительных пакетов. Для стабильной работы сервиса рекомендуется скорость интернета не менее 5 Мбит/сек. Пока услуга доступна только для абонентов "Триколора ТВ", но не исключено, что в будущем оператор начнет предоставлять ее и сторонним клиентам.
Еще одна добрая весть из стана ОТТ: подписки начали приносить онлайн-кинотеатрам больше прибыли, чем реклама. Доля доходов российских онлайн-кинотеатров от платных подписок и платежей пользователей превысила половину всей их выручки – 53,3%, впервые опередив также и долю поступлений от рекламы (46,7%). Такими были итоги первого полугодия 2017-го. В первой половине 2016 года на подписку пришлось 49% доходов. В 2017 же году за первые шесть месяцев онлайн-кинотеатры заработали на 70% больше средств по сравнению с предыдущим годом – 5,3 млрд рублей. По итогам 2017 года эта цифра, как ожидается, должна достичь 11 млрд рублей, если ориентироваться на финансовую отчетность компаний. Наибольшую долю рынка занимает ivi – 20,7%, выручка которого составляет более 1,1 млрд рублей. За ним следует видерсервис YouTube (16,5%, или 880 млн рублей). Тройку лидеров замыкает сервис Ростелекома (11,6%, или 617 млн рублей). Наибольший рост выручки пришелся на ivi – 66% по сравнению с 2016-м годом. Okko нарастил доходы на 59%.
"Национальная Медиа группа" (НМГ) учредила компанию "Витрина ТВ", которая будет представлять онлайн-платформу для распространения контента российских телеканалов. Гендиректором компании стал заместитель главы НМГ по стратегии и инвестициями Алексей Янчишин, к числу учредителей "Витрины ТВ" вскоре также присоединятся Первый канал, "СТС Медиа" и ВГТРК. Холдинг "Газпром-медиа", как и предполагалось ранее, в проекте участвовать не будет, однако не исключено, что он может в дальнейшем стать его партнером. Запуск "Витрины", по разным оценкам, может произойти в 2018 году.
Октябрь
Закон о блокировке "зеркал" пиратских сайтов вступил в силу 1 октября 2017 года. Документ предполагает, что по запросу правообладателей или Роскомнадзора в течение суток Минкомсвязи будет определять, что ресурс является копией уже заблокированного, и направлять данные для его блокировки. Закон, помимо прочего, устанавливает обязанность операторов поисковых систем по прекращению выдачи сведений о доменных именах и об указателях страниц копий заблокированных сайтов. Сведения о подобных "зеркалах" будут размещаться на сайте Роскомнадзора.
Но куда чаще название ведомства упоминалось в октябре в связи с другой новостью – о том, что в отношении сотрудников Роскомнадзора возбуждено дело о мошенничестве. Имена троих – Бориса Едидина, Вадима Ампелонского и Александра Весельчакова – фигурируют в уголовном деле о мошенничестве по части 4 статьи 159 УК РФ (мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере).
По версии следствия, речь идет о мошеннической схеме начисления зарплат через подконтрольное Роскомнадзору ФГУП "Главный радиочастотный центр" (ГРЧЦ). Предполагается, что фиктивным сотрудникам начислялась зарплата для того, чтобы оплачивать работу чиновников Роскомнадзора. Причем глава ФГУП Анастасия Звягинцева якобы дала показания, что таким образом в ведомстве пытались компенсировать низкую зарплату и тяжелую работу некоторым работникам. В общей сложности было похищено более 20 млн рублей.
К моменту сдачи номера в печать фигуранты дела оставались под домашним арестом, хотя им позволили короткие прогулки. Можно предположить, что эта тема еще не раз появится в топе новостей в 2018 году.
Мобильное телесмотрение начнут учитывать при продажах рекламы с 2019 года. Единый продавец телерекламы – Национальный рекламный альянс (НРА) – планирует начать учитывать мобильное телесмотрение каналов при продажах телерекламы с 2019 года. В настоящее время селлер тестирует продажи по "Big TV Рейтингу", в рамках которого медиаизмеритель Mediascope подсчитывает аудиторию каналов в онлайн-среде. Однако пока что продажи по этому проекту запущены только для канала ТНТ, и этот рейтинг учитывает лишь десктопное телесмотрение.
"Триколор ТВ" ввел в тестовую эксплуатацию новый нелинейный сервис "Лучшее на ТВ", который систематизирует и записывает телевизионный контент и позволяет абоненту просматривать популярные телепрограммы в удобное для него время. Сервис предлагает подборку записей программ телеэфира, классифицированных по жанрам и тематикам.
Госдума рассматривает законопроект, который предполагает увеличение длительности рекламы "бегущей строкой" на региональном ТВ. В настоящее время общая продолжительность любой рекламы не может превышать в общей сложности 15% времени вещания в течение часа. Законопроект предусматривает, что дополнительно можно будет пускать рекламу "бегущей строкой", но не более чем на 5% времени вещания в течение часа сверх общей продолжительности, а в информационных и информационно-развлекательных передачах – не более 15%. Закон был оперативно принят Госдумой под самый конец 2017 года.
Ноябрь
В ноябре снова говорили об онлайн-кинотеатрах и их доходах, они по итогам III квартала 2017 года превысили доходы за весь прошлый год. Так, оборот ivi составил 1,7 млрд рублей – по сравнению с выручкой в размере 1,6 млрд за 2016 год. Выручка Megogo по итогам 9 месяцев 2017 года также уже превысила все прошлогодние доходы, хотя ее объемы в компании не уточняют. Tvzavr ждет роста оборота в 2017 году почти вдвое, до 500 млн рублей – по сравнению с 275 млн в прошлом. J’son & Partners ожидает, что доходы онлайн-кинотеатров по итогам 2017-го могут достигнуть 9,6 млрд рублей – это на 23% больше, чем в прошлом году. Чего мы им всем и желаем.
Еще одну новость не столько читали на "Кабельщике", сколько обсуждали в соцсетях: телеканал "Русский экстрим" инициировал возбуждение в Германии уголовного дела против зарубежного оператора русскоязычного интернет-телевидения Kartina.TV и его руководителя Андрея Рейха в рамках кампании по борьбе с пиратскими трансляциями. IPTV-оператор утверждает, что речь идет о тестовом вещании, разрешение на которое он получил лично от генерального директора канала Андрея Челядинова, хотя соответствующая бумага подписана не была. Вещатель же счел эту трансляцию пиратской и добивается через суд немалой финансовой компенсации, пообещав заодно, что в ближайшее время на тех же основаниях уголовное дело против руководства "Картины ТВ" будет возбуждено на территории РФ.
"Кабельщик" отметил, что разговоры о незаконных трансляциях европейским IPTV-оператором ведутся уже давно, однако ни одно дело до суда пока доведено не было. Более того, в 2015 году в ходе подготовки большой обзорной статьи о Kartina.TV редакция "Кабельщика" опросила все каналы, фигурировавшие на тот момент в пакете оператора, – все до единого вещатели подтвердили наличие соответствующих лицензионных соглашений. Найти доказательства пиратства редакции тогда не удалось.
Интересно, что летом того же 2015 года в нелегальном распространении контента компанию обвинял Первый канал. Немецкая полиция провела в офисах Kartina.TV обыски по подозрению в нарушении компанией авторских прав – якобы у провайдера не было лицензионных соглашений с правообладателями контента и, соответственно, разрешения на его трансляцию. Скандал вскоре утих, и в начале 2016 года стало известно, что видеосервис теперь партнер Первого канала.
Декабрь
В декабре Роскомнадзор выдал трем телеканалам американской медиагруппы Viacom – Nickelodeon, Paramount Comedy и VH1 European – лицензию на наземное эфирное вещание в одном из городов Краснодарского края, что дает им право размещать в своем эфире рекламу. Ранее таким же способом вернули рекламу на свои телеканалы Discovery Networks и Viasat. Еще раньше появились в московском цифровом эфире некоторые телеканалы "Цифрового телевидения", "Ред Медиа", еще несколько предприимчивых вещателей. Причем появились в открытом некодированном виде, что несколько удивило операторов, платящих лицензионные выплаты за эти каналы. Кто следующий? И главное, повлияет ли получение этой эфирной лицензии на текущие отношения с операторами платного ТВ? На эти вопросы, видимо, ответит 2018 год. Самое интересное, что три канала Viacom, как выяснилось в начале 2018 года, потеряли свою лицензию. Опять вопросы: почему? Когда? Официальных комментариев на эту тему ни со стороны каналов, ни со стороны регулятора пока нет.
В то же время в прессу просочилась информация о том, что предприниматель Алишер Усманов намерен продать собственную долю в телевизионном холдинге ЮТВ, который управляет телеканалами "Ю", "Муз-ТВ" и Disney, а также контролирует 75% холдинга "СТС Медиа", своему партнеру Ивану Таврину.
И под конец года случилось долгожданное: Walt Disney Company и 21st Century Fox заключили окончательное соглашение о том, что Disney приобретет 21st Century Fox, включая киностудию 21th Century Fox, международные телеканалы и сети Fox. Сумма сделки составила примерно 52,4 млрд долларов, при этом Disney также берет на себя приблизительно 13,7 млрд долларов чистого долга 21st Century Fox – с учетом этой доли Disney потратит на покупку бизнеса Fox 66,1 млрд долларов.
Кроме того, конец 2017 года ознаменовался еще одним, очень и очень тихим хайпом, который родился как слух, потом получил массу подтверждений, и вскоре наверняка выйдет на федеральный уровень. А есть шанс, что и станет главным хайпом 2018 года. Речь о пертурбациях, происходящих внутри "Ростелекома", и о почти полной смене команды (по мнению всех опрошенных редакцией экспертов, чуть ли не самой высокопрофессиональной на рынке платного ТВ), по крайней мере, той ее части, что отвечает за контент, пакетирование и все новые проекты.
Немаловажен для понимания ситуации тот факт, что все эти изменения начались в "Ростелекоме" с приходом группы управленцев из "Национальной медиа группы", причем некоторые из них так и продолжают трудиться на два фронта. Такое сращение двух крупнейших медиакомпаний пока выглядит точечным, но на момент сдачи номера "Кабельщика" в печать еще не было известно, кем заменят ушедших специалистов.
Еще одна характерная деталь – одновременно со сменой команды новое руководство инициировало переговоры с целым рядом вещателей, прежде всего, не аффилированных НМГ. Во всех случаях вещатели получили требования о снижении ставок под страхом выключения каналов из сетей "Ростелекома".
Кроме того, по слухам, приостановлены некоторые новые проекты оператора, старт которых планировался на начало 2018 года.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии