Маркировка ящика

25.06.2012 18:35

С 1 сентября 2012 года вступает в силу ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Что это будет означать для телеканалов и операторов, и кто будет следить за его соблюдением? «Кабельщик» спросил об этом экспертов.

До вступления в силу нового закона осталось совсем немного времени, однако необходимо прояснить еще некоторые нюансы, относительно норм и правил, которые он вводит. Например, до сих пор неясно, кто будет контролировать соблюдение нового закона, и кто именно и каким образом должен его соблюдать.
 
Надо сказать, что сама по себе инициатива защитить детей от вредной информации — не нова и уже реализована в ряде стран, например в США. Маркировка телепередач рассчитана в первую очередь на родителей, так что и название она носит соответствующее: Parental Guidelines.
 
В 1996 году Конгресс США принял Телекоммуникационный акт, положения которого три основные телекоммуникационные ассоциации реализовали меньше чем за год. Система начала работать с 1 января 1997 года. Ее принцип заключается в том, что перед показом какого-либо видеоконтента, на экране появляется табличка, информирующая родителей о его содержании. Вся информационная продукция (видеоконтент) делится на несколько категорий, каждая из которых устанавливает ограничения для просмотра детей определенного возраста. Деление на категории выглядит следующим образом:
TV-Y (Для детей от двух лет и старше)
К этой категории относятся фильмы и анимация, которые, как предполагается, не смогут напугать маленьких детей.
 
TV-Y7 (Для детей от семи лет и старше)
К такой категории, как правило, относят видеоконтент, содержащий более сложный для понимания юмор. Также для TV-Y7 характерно наличие «умеренного» сказочного насилия или информации, которая может напугать маленьких детей.
 
TV-Y7-FV (Для детей от семи лет и старше, содержит сказочное насилие)
Это разновидность категории TV-Y7, главным отличием которой является большее количество сказочного насилия. Как правило, в США под эту категорию попадает большая часть аниме.
 
TV-G (Широкая аудитория)
Передачи и фильмы этой категории не обязательно предназначены для детей, но они разрешены для многих возрастных групп. К ним относятся прогнозы погоды, религиозные и обучающие передачи. Этот контент разрешен для семейного просмотра. Контент таких телеканалов, как Nickelodeon и Disney Channel имеет категорию TV-G. На протяжении двадцатого столетия этот значок использовался в мультфильмах, которые содержали в себе комическое насилие и даже курящих анимационных персонажей.
 
TV-PG (Предлагается под родительским руководством)
Эта категория подразумевает, что контент может быть неподходящим для детей без наблюдения родителей. Многие телевикторины и реалити-шоу, помеченные данной категорией, могут содержать т.н. suggestive dialog — намеки (обычно — сексуального характера), сложный юмор или грубую лексику. Эта категория имеет ряд подкатегорий:
D — легкие намеки;
L — грубая лексика;
S — сексуальные сцены;
V — умеренное насилие.
 
TV-14 (Предостережение родителям: контент может быть неподходящим для детей младше 14 лет)
Родителей предупреждают, что передачи или фильмы, сопровождаемые этим значком категории, не стоит смотреть детям до 14 лет. Этим значком выделяют многие фильмы и передачи, которые идут после 21:00. Как правило, сюда относят живые концерты, церемонии и экстренные сообщения. Категория имеет несколько подкатегорий:
D — намеки;
L — очень грубая лексика;
S — более откровенные сексуальные сцены;
V — интенсивное насилие.
 
TV-MA (Зрелая аудитория/может быть неподходящей для зрителей младше 17 лет)
Программа может содержать жестокое насилие, лексику, кадры обнаженных тел или крайне откровенные сексуальные сцены. Большая часть такого контента показывается на кабельном или спутниковом телевидении. Эфирные каналы редко вещают такой контент из-за его непристойности, по запрету Федеральной комиссии по коммуникациям (Federal Communications Commission). Эта категория сопровождается одной из подкатегорий:
L — лексика;
S — откровенные сексуальные сцены/обнаженные тела;
V — жестокое насилие;
D — «толстые» намеки.
 
Как мы видим, при здравом подходе к проблеме, заботу о психическом здоровье детей вполне можно организовать, но наше телевидение пока находится в начале этого пути.
 
ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» анализирует юрист Павел Гальченко
 
Поговорим о том, что включает в себя федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее ФЗ «О защите детей»), и как он отразится на операторах связи?
 
На момент написания данной статьи и до вступления в силу ФЗ «О защите детей» осталось чуть больше двух месяцев, однако представляется маловероятным, что данный закон заработает с момента вступления его в силу в полном объеме. Основной причиной для этого является то, что пока не определен федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию и не изданы подзаконные нормативно-правовые документы, которые должны уточнить порядок исполнения данного закона. (Наиболее вероятным органом является Роскомнадзор, но по словам пресс-секретаря Владимира Пикова, никаких распоряжений на этот счет пока не поступало. — прим. ред.)
 
Причем тут операторы?
 
При прочтении ФЗ «О защите детей» возникает много вопросов по части его применения. Например, распространяет ли свое действие ФЗ «О защите детей» на операторов эфирного и кабельного телевидения, сообщающих в эфир или по кабелю аудиовизуальные произведения и передачи, являющиеся СМИ? Смотрим ст. 2 и ст. 12 ФЗ «О защите детей». Исходя из ее системного толкования, делаем вывод, что под распространением информационной продукции понимается и сообщение ее в эфир или по кабелю. Так что защитой детей теперь должны заниматься не только создатели контента, но и операторы как распространители информационной продукции.
 
От чего защищать и как защищать?
 
Информационная продукция, распространяемая операторами эфирного или кабельного вещания, будет делиться на 5 категорий:
 
1) Информационная продукция, разрешенная к просмотру для детей, не достигших 6 лет (ст. 7 ФЗ О защите детей);
2) Информационная продукция, разрешенная к просмотру для детей в возрасте от 6 до 11 лет (ст. 8 ФЗ О защите детей);
3) Информационная продукция, разрешенная к просмотру для детей от 12 до 16 лет (ст. 9 ФЗ О защите детей);
4) Информационная продукция, разрешенная к просмотру для детей от 16 лет (ст. 10 ФЗ О защите детей);
5) Информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 ФЗ О защите детей).
 
В статье 6 17 ФЗ «О Защите детей» сказано, что до начала оборота информационного продукта на территории РФ производитель и (или) распространитель должен самостоятельно произвести его классификацию. Для этой процедуры они может привлекать к участию экспертов и (или) экспертных организаций, которые соответствуют требованиям, указанным в частях 4, 5, 8 статьи 17 ФЗ «О Защите детей». К сожалению, согласно четвертой части, определять экспертов и экспертные организации должен федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ.
 
Привлечение экспертов желательно, но не обязательно. Потому что в случае если какое-нибудь лицо обратится с заявлением в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ, с просьбой провести экспертизу распространяемой информационной продукции, то доказать свою правоту в случае если аккредитованный эксперт участвовал изначально в квалификации информационной продукции, будет намного проще. А в силу п. 2. Ст. 17 ФЗ «О Защите детей» обращаться с подобной просьбой может практически любое юридическое или физическое лицо.
 
По результатам экспертизы федеральный орган исполнительной власти выносит решение либо о соответствии информационной продукции требованиям ФЗ «О защите детей», либо о несоответствии. В первом случае все будет хорошо, а во втором случае оператору будет вынесено предписание об устранении нарушения. Причиной для такого предписания может стать несоответствие знака информационной продукции определенной категории и наличие информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей. Помимо предписания, оператор может быть так же привлечен к административной ответственности за нарушения законодательства в области защиты прав детей от информации. 
 
Закон однозначно запрещает оборот информационной продукции, содержащей в себе информацию, предусмотренную статьей 5 ФЗ «О Защите детей» без соответствующего знака информационной продукции. Исключением для операторов станет «оборот телепрограмм, телепередач, транслируемых в эфире без предварительной записи», а также информационная продукция, распространяемая посредством радиовещания«.
 
К сожалению, не понятно, что надлежит отнести к термину «бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани», о котором говорится в части 3, статьи 5. Кем и как они будут определяться? Например, можно ли считать слова «дурак», «балда» и «каналья» бранными? Если да, то сразу вспоминаются детские сказки: «Иван-дурак», «Сказка о попе и его работнике Балде» и многие другие, которые, исходя из положений ФЗ «О Защите детей», могут быть использованы в телепередачах и аудиовизуальных произведениях только в отношении детей достигших шестнадцатилетнего возраста.
 
Как размещать знаки?
 
Согласно ФЗ «О защите детей», перед началом трансляции телепередач или фильмов, производитель и (или) производитель обязан показывать знак или текстовое предупреждение об ограничениях распространения информационной продукции. Знак необходимо демонстрировать в углу кадра, и его размер не должен занимать меньше 5 процентов от общей площади экрана. Подробный порядок, которому необходимо следовать, должен быть установлен федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ. 
 
Также на настоящий момент времени отсутствуют необходимые технические регламенты, ссылка на которые есть в ч. 6. ст. 6 ч. и ч. 1. ст. 12. ФЗ «О защите детей». Речь идет о документах, в соответствии с которыми на информационной продукции должны размещаться знаки, демонстрирующие категорию, к которой относится контент. Причем стоит заметить, что размещение знака категории информационной продукции по ФЗ «О защите детей» должно регулироваться не только техническим регламентом, но и соответствующим федеральным органом исполнительной власти. Оба компонента на данный момент отсутствуют.
 
Об ответственности за несоблюдение...
 
Федеральным законом от 21.07.2011 N 252-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию“» в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КОАП)" вводится ответственность за несоблюдение прописанных норм. Однако ответственность, вступающая в силу с 01 сентября 2012 г., не может быть приведена к исполнению, так как не определен федеральный орган исполнительной власти, о котором мы говорили выше.
 
Однако стоит заметить, что к административной ответственности, предусмотренной законом, планируется привлекать, как операторов, так и телеканалы. Например, по ч. 1 ст. 6.17 КОАП ответственность несет лицо, нарушившее требования к распространению информации, а это может быть как телеканал, так и оператор, так как последний, по сути, тоже является распространителем информации. Хотя практика может повернуться таким образом, что наказывать будут только лицо, первым распространившее сигнал — телеканал.
 
Рассмотрим 3 ч. ст. 6.17 «Размещение в информационной продукции для детей, включая информационную продукцию, размещаемую в информационно-телекоммуникационных сетях (в том числе в сети „Интернет“), объявления о привлечении детей к участию в создании информационной продукции, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию». При нарушении этого пункта, вполне возможно, что привлекать будет лицо, разместившее такую рекламу, то есть оператора.
 
Вывод
 
Подводя некий итог, можно сделать вывод, что пока организации эфирного или кабельного вещания не будут нести ответственности за допущенные нарушения ФЗ «О защите детей». На это есть две причины:
 
1). Отсутствие Федерального органа исполнительной власти в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию;
2). Отсутствие нормативно-правовых документов, которые Федерального органа исполнительной власти в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, должен принять в соответствии со своими полномочиями. И отсутствие технических регламентов, в соответствии с которыми на информационной продукции должны размещаться знаки, демонстрирующие категорию, к которой относится контент.
 
Как мы видим, одно следует из другого. Однако готовиться к применению ФЗ «О защите детей» следует уже сейчас, включив в договоры соответствующие условия о квалификации информационной продукции, и квалифицируя самостоятельно выпускаемые телепередачи (информационную продукцию).
 
 
Тему комментирует юридический советник НАДИКС Михаил Пашков:
 
ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» действительно оставляет много вопросов. Ответы на них можно ожидать в подзаконных правовых актах — Постановлениях Правительства, Распоряжениях и Информационных письмах Минкомсвязи, РД Роскомнадзора — ведь государство должно объяснить, что нужно делать операторам связи, чтобы не нарушить этот закон — но кто их будет составлять, пока неизвестно. Поэтому и не понятно, что нужно делать и нужно ли что-то делать вообще.
 
На мой взгляд, нужно очень четко все регламентировать: кто и каким образом может спросить за неисполнение положений этого закона. Только строгий регламент может помочь. В противном случае, все будет, как с исками прокуроров против провайдеров. Например, прокурор считает, что борьба с экстремизмом должна вестись путем закрытия доступа к определенному сайту, настаивает на этом в суде и давит на провайдера, который к этому ресурсу не имеет никакого отношения. Если технические регламенты не напишут, будет такая же нелепая ситуация.
 
Помимо всего прочего, здесь зарыта большая коррупционная составляющая. Потому что когда нет четких правил, которые надо исполнять, легко доказать, что закон исполняют неправильно либо не исполняют вообще. И в таком случае проверяющий орган сможет за небольшое вознаграждение закрывать глаза на то, что, якобы, было выполнено неверно.
 
Фактически наши законодатели придумали, на что еще бизнес может потратить деньги. Естественно, делается это для того, чтобы детям в нашей стране стало хорошо. Хотя, неизвестно, поможет ли это как-то детям или нет. Одно можно сказать наверняка: это приведет к тому, что операторы станут тратить больше денег, и, возможно, увеличится цена оказываемых ими услуг.
 
Сейчас многие надеются на то, что вступление закона в силу немного отодвинут по времени, пока четко не сформулируют все правила игры. С чем это связано? Возможно, в данном случае принятие подзаконных актов сопряжено с неким исследованием, которое проводится Минкомсвязи для того, чтобы дать советы операторам сформировать регламенты.
 
Но относительно документов есть еще один интересный момент. Роскомнадзор — уполномоченный орган по надзору в сфере связи — выдает операторам лицензии на выполнение услуг. В качестве приложений к этим лицензиям имеются лицензионные условия. До сих пор они в подобных условиях для операторов не содержалось никаких упоминаний о фильтрации контента. Получается, что теперь операторам будут выдавать какие-то измененные лицензионные условия? Пока уполномоченные органы об этом молчат. Хотя до 1 сентября осталось два месяца с небольшим. А когда закон вступит в силу, от всех будут требовать его исполнения...

Об авторе

Влас Бабинец
Корреспондент в «Кабельщик»
Алексей Бырдин