(материал для дискуссии)
Сегодня, когда проникновение услуги платного ТВ среди домохозяйств приблизилось к 73%, а оставшиеся неподключенными не очень и стремятся стать абонентами, поскольку
операторы платного ТВ все чаще смотрят в сторону корпоративных пользователей. Казалось бы – вот он, потенциал: по данным "ТМТ Консалтинг", по итогам 2016 года число абонентов-юридических лиц (тех, кто заключил договор с оператором) составило всего 86 тыс. (из почти 5 млн, по данным Росстата, зарегистрированных юрлиц и ИП). Средний счет корпоративного пользователя почти в 10 раз выше среднего по рынку (1 480 против 156 рублей, по оценке "ТМТ Консалтинг"). Однако все непросто:
- Пользователи не хотят подключаться, как юридические лица. Пользователям проще (а главное, дешевле) не заключать договор с оператором, а купить спутниковое оборудование и пользоваться им, как это делают физические лица. Либо просто использовать цифровое эфирное ТВ. При этом, как минимум, нарушаются правила публичного показа.
- Операторы не могут предоставить юридическим лицам весь перечень телеканалов, которые они предлагают физическим лицам. Операторы должны соблюдать требования по выполнению авторских и смежных прав, то есть пакет телеканалов, который они готовы предложить пользователям-юридическим лицам, должен содержать только телеканалы с правом публичного показа (например, каналы первого и второго мультиплексов являются общедоступными только в случае индивидуального просмотра). Поэтому предложение операторов юридическим лицам, предполагающим просмотр ТВ в общественных местах, сильно ограничено.
Таким образом, у салона красоты имеется альтернатива:
- подключить цифровое эфирное телевидение бесплатно для того, чтобы посетители могли смотреть привычные им эфирные телеканалы
- либо платить в 10 раз больше и предлагать посетителям ограниченный набор телеканалов
В первом случае, как известно, будут нарушены права публичного показа.
Что выберет салон красоты? По самым осторожным оценкам, число подключений юридических лиц только к спутниковому ТВ до 10 раз превышает число официально заключенных договоров. Сколько организаций используют эфирное ТВ, не поддается оценке.
Можно ли ожидать, что отношение корпоративных пользователей к способу подключения платного ТВ в ближайшем будущем изменится?
"ТМТ консалтинг" видит следующие варианты развития рынка:
1. При сохранении текущей ситуации на рынке (массовый характер нарушений авторских и смежных прав, сложная процедура получения прав публичного показа, хаотичная правоприменительная практика и т.п.) число клиентов-юридических лиц, подключенных к услугам операторов платного ТВ, в ближайшие 5 лет будет расти в среднем на 10% в год и к 2022 году превысит 150 тыс. Росту рынка будет способствовать более активная работа операторов в сегменте юрлиц – формирование узконаправленных предложений, пакетов с другими услугами связи и т.п.
2. В случае усиления борьбы с нарушениями, в первую очередь, в местах общественного просмотра, (массовые проверки со стороны операторов и правообладателей, штрафные санкции, информирование юридических лиц о правилах публичного показа и т.п.) можно ожидать более высоких темпов развития рынка: в ближайшие 5 лет абонентская база будет расти в среднем на 20% в год и к 2022 году превысит 250 тыс. Однако такой рост может произойти только в случае активной работы с целевой аудиторией: - в частности, если со стороны операторов и правообладателей будут подготовлены специальные предложения к ЧМ-2018.
3. …? (тут, собственно, принимаются ваши идеи, дорогие читатели Кабельщика!)
Какие еще возможны варианты? Что может оказать существенное влияние на развитие рынка?
- совершенствование законодательства?
- ослабление требований в отношении публичного показа?
- создание эфирными телеканалами версий для публичного просмотра, когда вместо контента с ограниченными правами включается другой – с "очищенными" для публичного показа (в том числе содержащий рекламу).
В любом случае ситуация, которая сложилась сейчас – когда ни у пользователей практически нет возможности предлагать посетителям телевизионный просмотр на правовой основе, ни у операторов – формировать полные пакеты телеканалов, – не выгодна никому.
Свои комментарии и предложения можно публиковать тут же, либо присылать их в редакцию по электронной почте report@cableman.ru.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
Comments
"Допрыгались" парикмахерские,
"Допрыгались" парикмахерские, вот и за ними "пришли".