Контент на ТВ – что выстрелило в 2024 году

26.03.2025 08:46

Рассказываем о телесмотрении в России в целом и в регионах в частности: на чем акцентировали внимание зрители, и какие каналы вошли в их телерацион. А также обсудим, какие тренды в тематическом ТВ нужно взять на заметку, чтобы нарастить рейтинги в 2025 году.

Итоги года по данным Mediascope

В топ 10 всех телеканалов вошли исключительно представители первого и второго мультиплексов, причем в равном соотношении. Так, лидерами российского просмотра стали телеканалы "Россия 1″ с долей аудитории 14%, "НТВ" (9,5%), "Пятый канал" (7,7%), "Первый канал" (7,3%), "Рен ТВ" (6,9%), "Домашний" (5,1%), "СТС" (4,4%), "ТВ Центр (3,6%), "ТНТ" (3,6%) и "Звезда" (2,8%).

Самыми популярными каналами, не входящими в первый и второй мультиплекс, у россиян в прошлом году стали "Мосфильм. Золотая Коллекция" с общей долей аудитории 1,1%,"Русский роман" (0,9%), "Победа" (0,9%), "Солнце" (0,8%), "Дом Кино" (0,8%), "Мульт" (0,6%), "Че" (0,6%), "Ю" (0,6%), "Русский Детектив" (0,6%) и "Кино ТВ" (0,6%).

В рамках тематического ТВ* в прошлом году лидировали телеканалы в жанровой направленности "Кино и сериалы" — 10,9% всей аудитории отдали предпочтение контенту именно в этой категории. Кроме того в топ 5 вошли познавательные (2,2%), детские (2,0%), развлекательные (0,8%) и музыкальные (0,6%) каналы.

С возрастом интерес к тематическому телевидению постепенно снижается. Самыми большими его поклонниками стали дети и подростки от 4 до 17 лет — они составили 26% всей аудитории. Менее популярно ТВ жанровой направленности у молодежи с 18 до 34 лет (22,6%) и более взрослых зрителей от 35 до 54 лет (21,5%).

Доля аудитории тематического ТВ по возрастным категориям

Источник: Mediascope, TV Index, вся Россия, январь-декабрь 2024. Тематическое ТВ = "Измеряемое Тематическое ТВ" + "Мосфильм. Золотая Коллекция" + "Дом Кино" + "Мульт" - "ОТР"

При этом чем старше становится человек, тем больше он смотрит телевизор. Так, население от 35 до 54 лет уделяет телепросмотру в 2 раза больше времени, чем люди от 18 до 34 лет и почти в 2,4 раза больше, чем дети и подростки от 4 до 17 лет**.

Результаты регионального ТВ в 2024 году от MediaHills

2024 год выдался богатым на события не только в мире, но и в регионах России — в центре страны Новый год без снега, в Сибири — весной небывалые разливы рек и самый большой блин на Масленицу. А что сегодня идет в местном театре и где посмотреть матч местной хоккейной команды? Как решаются проблемы региона? Обо всем этом, и не только, рассказывают региональные телеканалы.

Для наиболее полного освещения местных событий последние несколько лет проводилась планомерная работа по переключению основных региональных телеканалов на 21 и 22 кнопку у всех операторов связи. Это позволило многим телеканалам увеличить свою аудиторию.

Анализ объединенных показателей телеканалов 21 и 22 кнопок показывает, что более 50% объема просмотра формируется именно локальным контентом. При этом 36% достигается новостным контентом, а еще 14% добавляют спортивные трансляции своих мероприятий и игр с участием местных команд.

Важную функцию привлечения и удержания зрителей на телеканале продолжает играть и закупной контент, только фильмы и сериалы обеспечивают 27% общего времени просмотра.

Общие показатели по охвату населения 21 и 22 кнопками в 2024 году продемонстрировали типичную ежегодную динамику. В зимние праздники больше населения проводит время перед экраном телевизора, и это позволило региональному ТВ на 5–10% увеличить охват в январе-феврале по отношению к среднемесячным значениям. Ровно противоположным образом в летние месяцы показатели охвата снижаются. Общие аудиторные показатели телеканалов на 22 кнопке несколько уступают телеканалам на 21 кнопке, но при этом демонстрируют идентичную сезонность. 


Андрей Бояринов 

Генеральный директор MediaHills 

2024 год региональное телевидение завершило с очень стабильными показателями. Средний ежемесячный охват населения, с учетом сезонности, оставался на одном и том же уровне. Безусловно, существуют отличия между телеканалами, зачастую они связаны с региональными событиями, которые могут вызывать повышенный интерес телезрителей. Достаточно сильно влияют трансляции местных спортивных мероприятий, особенно хоккея. Победы и поражения любимых команд могут сильно повлиять на показатели телеканалов.

В зимний период существенное влияние оказывает погода — в сильные морозы школьники и их родители утром смотрят региональные программы, чтобы понимать, отменят учебу или нет. Доля таких программ может достигать 30–35%.

Естественно, что и сами телеканалы не стоят на месте — многие запустили новые проекты, скорректировали существующие и многие из них оказались успешными.


Наталья Сидоренкова 

Директор по контенту "Первый ТВЧ"

В тематическом контенте тренд номер один — демонстрация экспертности. Мы все немного устали от "успешного успеха", который нам навязывают соцсети. Само словосочетание уже стало раздражать. Потому разговоры об успешности должны обязательно сменяться ее демонстрацией. Не добыл бобра, не вырастил розы, не построил баню — смотреть не будут. Для нишевого зрителя всё должно быть подкреплено результатом. Это значит, что экспертность мнения — основополагающее, оно встроено в контент, оно, как обязательный элемент формата. 

Примеры с телеканала "Загородный" иллюстрируют это. В программе "Интерьер на новый манер" показана вроде бы стандартная переделка одной из комнат в доме героя, но с фишкой — дизайнер с хозяйкой до съемки не были знакомы. Всю серию зритель ждет финала — угадает дизайнер хотелки или ошибется и как проявится его экспертность. Аналогично в "Дачной мебели своими руками" и "Феях порядка" зритель видит, как действовать. А цикл "Наш большой проект" интересен тем, что сами хозяева рассказывают о создании необычного дома, что добавляет личной экспертности.
Вторым трендом отмечу "встроенную искренность". И это немаловажная краска, без которой тематический контент становится пресным и походит на выдержки из учебников. Достичь ее можно только через людей, которые участвуют в съемках и через их душевные истории. Ведь и рыбу можно поймать по-разному и показать можно по-разному. Но то, как это делает Григорий Безменов в нашем топовом проекте "Необъятная рыбалка", не удается никому. Там столько искренней радости, что уже ради этого стоит смотреть сериал с его участием. 

"Еда с акцентом" для телеканал FoodTime — тоже претендент на звание "самое искреннее действие в кадре". В гости к ведущем-итальянцу приходят иностранцы. Вместе они готовят русские блюда. И потом, конечно же, пробуют, искренне оценивая. Ну а чемпионом по самым душевным и теплым интервью, взятым у звездных персон, по-прежнему остается проект "Дом моей мечты" на телеканале "Загородный".


Мария Дворядкина

Генеральный директор телеканала "Мультиландия"

Тренд на амбассадорство

Молодая аудитория сама выбирает лидеров мнений, ориентируясь на их оценки событий и контента, впитывая манеру общения блогеров. Через их интерпретацию нынешние дети познают мир. Тренд на сотрудничество с блогерами обрел новые смыслы, и мы не отстаем. Так в прошлом году мы реализовали коллаборацию с блогером-миллионником SteshOK (Стефания Давыдова) в ВК.

Тренд на развитие новых сред общения

Он катализирует развитие новых, часто более сложных лингвистических форм. Игровые метавселенные, такие как Roblox и Minecraft, создают новые сценарии общения, меняя язык на более метафорический и ёмкий. Одно слово или картинка могут вместить целый абзац смысла. Игровые среды становятся территориями общения, где пользователи находят друзей и активно общаются. Мы планируем осваивать игровые площадки, и первый шаг уже сделан: застройка "Мультиландии" на платформе Roblox в мультдеревне "Простоквашино".

Тренд на доступность медиа

Юный пользователь хочет иметь доступ к информации в любой момент. Контент должен иметь субтитры, даже у shorts, чтобы его можно было смотреть без звука. Это приводит к более раннему освоению навыков чтения и печати (не письма!). Так один тренд непредсказуемо дает буст в самых неожиданных направлениях и рождает новый.

Внимание к социально значимым проектам

Устойчивое развитие, или sustainable development, — термин из глобальной стратегии ООН, включающий социальный прогресс и равные возможности потребления контента для всех зрителей. В четвертый раз мы готовим ежегодный выпуск новых эпизодов проекта "Страна доступных мультфильмов", благодаря которому популярные анимационные сериалы "Союзмульфильм" стали доступны для глухого сообщества. Мы объединили этот опыт с новейшими технологиями субтитрования, создав второй канал Киностудии — "Умка", который предлагает полную библиотеку контента "Союзмультфильма", субтитры 24/7, готовность к международной дистрибуции и фокус на бережное развитие детской психики.

* Тематическое ТВ = "Измеряемое Тематическое ТВ" + "Мосфильм. Золотая Коллекция" + "Дом Кино" + "Мульт" - "ОТР"
** Среднее время просмотра среди населения, которое тратит на просмотр ТВ представитель целевой аудитории в сутки.